Тема 3. Говорение как особый вид речевой деятельности и контроль умений говорения

Устная речь включает интегрированные рецептивные умения понимать звучащую речь (аудирование) и продуктивные умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или опосредовано с помощью какого-либо технического средства (телефона, компьютера и т.д.).

Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах.

Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме, поставленной в задании, и озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие.

Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь.

В действующих в настоящее время стандартах 2004 года предполагается, что в области монологической речи на базовом уровне учащиеся должны:

· владеть различными видами монолога;

· делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;

· кратко передавать содержание полученной информации;

· рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;

· рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;

· описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Рассмотрим данные умения в контексте возможных форм их контроля. Курсивом выделим те задания, которые пока можно предлагать исключительно в рамках альтернативных форм контроля, но не на экзамене в формате ЕГЭ, хотя введение компьютеризированного экзамена не исключает возможности их использования в будущем.

Таблица 1. Монологические умение говорения

на базовом уровне и возможные типы контрольных заданий

владеть различными видами монолога · описать человека (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); · описать неодушевленные предметы (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); · описать место/ местность (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний).
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме · сделать сообщение по теме/ проблеме с опорой на фоновые знания; · составить сообщение с опорой на информацию линейных и нелинейных текстов (графиков, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.); · найти информацию по заданной теме/проблеме, в том числе с использованием ресурсов Интернет и представить ее в устной форме;
кратко передавать содержание полученной информации · прослушать предложение/ текст и передать его содержание; · прочитать текст (вслух или про себя) и передать его содержание;
рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки · рассказать о себе/ своей семье/ друзьях/одноклассниках; · рассказать о своих планах и намерениях на будущее; · рассказать о конкретных или гипотетических событиях своей жизни, обосновывая мотивы своих поступков/ намерений;
описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка · рассказать о конкретных фактах истории или культурных особенностях своей страны или стран изучаемого языка (с опорой на изобразительную наглядность и/или нелинейные тексты, а также без визуальной опоры, на основе фоновых знаний).


В стандартах 2004 года отмечается, что в области монологической речи на профильном уровне учащиеся должны:

· подробно/кратко излагать прочитанное/ прослушанное /увиденное;

· давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей;

· описывать события, излагать факты;

· представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка;

· высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы;

· оценивать факты/события современной жизни.

Таблица 2. Монологические умение говорения на профильном уровне

и возможные типы контрольных заданий

Подробно / кратко излагать прочитанное / прослушанное / увиденное   · прочитать текст и кратко/ подробно изложить его содержание; · прослушать устный текст /фрагмент лекции и кратко/ подробно изложить его содержание; · просмотреть видео сюжет и кратко/ подробно изложить его содержание;
давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей · дать характеристику известных исторических личностей своей страны/ стран изучаемого языка или мирового сообщества (с опорой на иллюстративную наглядность/ нелинейные тексты или только на основе фоновых знаний); · дать характеристику литературных персонажей известных литературных произведений русской литературы и литературы стран изучаемого языка/ мировой литературы (в рамках списков литературных произведений, рекомендованных для обязательного изучения в школе);
описывать события, излагать факты · описать конкретное событие из собственной жизни/ жизни своей страны/ стран изучаемого языка (с опорой или без опоры на план/ визуальные опоры/ нелинейные тексты);
представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка   · представить (в виде проекта) социокультурный портрет страны или ее отдельного региона, показав взаимосвязь между географическим положением, историей, спецификой этнического состава населения, родом деятельности и образом жизни различных этнических и социальных групп, их участия в социально-политической и культурной жизни страны и т.д.
высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы · высказать отношение к предложенной проблеме/ ситуации, аргументировав свою позицию.
оценивать факты / события современной жизни · прокомментировать конкретные факты/ события политической/ культурной жизни страны (съезды, митинги, выборы, фестивали, конкурсы, спортивные мероприятия и т.д.), высказав свое отношение к ним, аргументировав свою позицию.

Очевидно, что в рамках одного экзамена невозможно проверить все названные умения. Очевидно и то, что контроль некоторых из них (даже на базовом уровне) может вызвать серьезную озабоченность учителей и учащихся, поскольку их формированию не уделяется достаточного внимания.

На уровне монолога сложность может представлять введение заданий на:

· монолог-описание (человека, места, неодушевленного предмета), хотя в системе международных экзаменов для детей и подростков такие задания используются достаточно широко не только на уровне В1, но и А2;

· монолог-повествование, особенно если это задание предполагает рассказ о конкретных событиях из истории своей страны или стран изучаемого языка, не говоря о характеристике жизни выдающихся исторических деятелей или литературных персонажей, хотя формально такие задания возможны, поскольку эти умения зафиксированы в стандарте;

· краткий и подробный пересказ услышанного/увиденного/ прочитанного, т.к. пересказу сегодня уже не уделяется достаточного внимания в системе языкового обучения.

При этом более сложные задания, связанные с рассуждением, аргументацией собственной позиции могут восприниматься как более легкие, в силу того, что здесь наблюдается прямой перенос умений и навыков из письменной речи, а именно умений написания эссе с элементами аргументации или эссе типа «за»-«против». Справедливости ради стоит отметить, что данные умения письма стали активно формировать только после введения ЕГЭ, где эти типы текста стали проверяться. Это еще раз подтверждает мысль о том, что именно содержание контроля в целом и итогового контроля в частности может оказать системообразующее влияние на характер и содержание обучения, поскольку в системе учат только тому, что потенциально может стать объектом и предметом контроля.

В стандартах 2004 года предполагается, что в области диалогической речи на базовом уровне учащиеся должны уметь:

· участвовать в беседе на знакомую тему;

· осуществлять запрос информации;

· обращаться за разъяснениями;

· выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Как видно из выше сказанного, два из четырех перечисленных умений связаны со способностью задавать вопросы прямого или уточняющего характера с учетом конкретной ситуации общения. Последнее же умение можно рассматривать как пограничное между монологом и диалогом, поскольку, как известно, любой монолог диалогичен, а в рамках любого диалога есть место более или менее продолжительному монологу. Отсюда можно сделать вывод, ядром контроля диалогических умений устной речи на базовом уровне можно считать готовность и способность экзаменуемого быстро запрашивать и уточнять недостающую информацию для решения конкретной коммуникативной задачи. Проверить данное умение можно и без прямого контакта с экзаменатором, что очень важно для ЕГЭ сегодня.

В стандартах 2004 года предполагается, что в области диалогической речи на профильном уровне учащиеся должны уметь:

· вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения;

· вести полилог, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в своей стране и стране/странах изучаемого языка.

Не отрицая важности данных диалогических умений на профильном уровне, стоит признать, что они во многом опираются на ключевые умения диалогического общения базового уровня, а именно на умение быстро задавать нужные и уместные для заданной ситуации общения вопросы. Что касается полилога, то данное умение в целом является желаемой перспективой не только для общего среднего образования, но и для языкового образования в вузе.

Учитывая тот факт, что раздел говорения в ЕГЭ должен проверять умения говорения на базовом и профильном уровне представляется целесообразным проверять лишь базовые умения диалога, сделав дифференцирующей составляющей данной части экзамена задания, ориентированные на контроль монологических умений, как наиболее интегративные и важные для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня сложности должен стать монолог.

Как уже было показано в предыдущей теме, устная часть ЕГЭ по иностранным языкам включает 4 задания со свободно конструируемым ответом:

1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста;

2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

3) задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

4) задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

Рассмотрим эти задания подробней и проанализируем, какие именно умения и навыки контролируются в каждом из этих задний. Начнем с задания 1 на контроль навыков техники чтения, в котором проверяется понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи, прежде всего, интонации (беглость речи, паузация, фразовое ударение, тон и его движение, а также звуки в потоке речи, словесное ударение,).

Можно предвидеть комментарии, что данное задание нельзя рассматривать как задание на контроль говорения. Вместе с тем, как показал проведенный анализ международных экзаменов, в их абсолютном большинстве, даже в тех, которые изначально ориентированы на контроль академических умений общения, такие задания присутствуют[6]. Заметим также, что в будущем данное задание может повысить объективность оценивания, поскольку может подвергаться машинной проверке на основе соответствующего программного обеспечения.

Задание по чтению включается с целью повысить внимание учащихся и учителей к овладению учащимися техникой чтения вслух и совершенствованию навыков чтения на заключительном этапе обучения в школе, , а также с целью настроить учащихся и облегчить им выполнение других заданий данного раздела на английском языке. Формирование фонетических (слухопроизносительных) навыков имеет важное значение, так как способствует успешности речевого общения. Иностранный акцент утомляет слушателей, нарушение фонетической корректности речи часто приводит к непониманию получаемой информации, иногда жизненно важной. Овладение фонетическиминавыками является существенным условием развития всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма.

Задание 2 проверяет следующие умения диалогической речи:

· осуществлять запрос информации;

· обращаться за разъяснениями;

· точно и правильно употреблять языковые средства оформления диалогического высказывания.

В заданиях 3 и 4 на контроль выносятся следующие умения монологической речи:

· строить высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения;

· логично и связно строить высказывание;

· использовать стратегии описания, сообщения, рассуждения;

· точно и правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания.

Выполнение вышеописанных заданий будет эффективным, если учащиеся овладеют различными стратегиями говорения.


СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «УСТНАЯ ЧАСТЬ»

Чтение отрывка из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста:

· внимательно прочитать текст задания про себя;

· выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;

· разметить интонацию различных типов коммуникативных предложений;

· прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Условный диалог-расспрос:

· внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на условия предлагаемой ситуации общения и ограничители (пункты плана) и объем диалога (время);

· задавать требуемые по содержанию вопросы, т.е. опираться на ключевые слова, данные в задании;

· задавать прямые вопросы, как требуется в задании;

· использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания;

· использовать интонацию, соответствующую выбранному типу вопроса.

Наши рекомендации