Проработайте. Из философского наследия.

Семинар 4.

Тема: «Круг основных проблем философской антропологии».

Цель: всестороннее рассмотрение проблемы человека.

Основная учебная проблема: проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь.

План:

1.Предпосылки и факторы антропосоциогенеза.

2.Практика как основа бытия человека. Культура как способ бытия человека.

3. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность личности.

4.Основополагающие ценности человеческого бытия.

Методические рекомендации:

1.Рассмотрение первого вопроса надо начать с изучения статьи Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (см. Приложения). Обратите внимание на вопрос: как возник и сформировался человек – уже не просто природное, а социальное существо? Почему именно труд стал в этом процессе определяющим фактором? Раскройте комплексный характер антропосоциогенеза таких его составных, как общение, речь, мышление. Назовите общие и отличительные признаки человека и животного.

2.Выясните смысл основных понятий вопроса: деятельность, практика, культура. Раскройте связь этих понятий. Покажите отличие между материальной и духовной культурой, отображающей и преобразующей деятельностью человека. Обоснуйте, что практика и культура есть способ бытия человека.

3. Выясните смысл понятия «личность»—какмера человека,человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Рассмотрите сущностное понимание личности в диалектичном ряде её структурных качеств. Раскройте такие концепции личности: психологическая концепция,социологическая концепция,ролевая концепция,философская концепция.

4. Четвертый вопрос необходимо начать с трактовки понятия «ценность», а затем перейти к характеристике многообразия существующих ценностей.

Задания:

1.Усвоить содержание основных понятий: человек, личность, природная среда, социокультурная среда, свобода, индивидуальность, конформизм, ответственность, самореализация, историческая необходимость, необходимость, свобода выбора, смысл жизни, ценности, антропосоциогенез, самоопределение.

2.Подготовить темы для устных сообщений:

1. Проблема «Маугли».

2. Эвтаназия: «против» и «за».

3. Философские аспекты проблемы клонирования человека.

4.Проблема смерти и бессмертия человека.

3.Проработать вопросы:

1. Продолжается ли биологическая эволюция человека?

2. Почему младенца называют лишь кандидатом в человека?

3. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?

4. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?

5. Возможна ли смерть при жизни?

5. Ваше отношение к выражению: «Незаменимых нет!»

5. Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?

6. Что, по-Вашему, важнее: согласие со своим «Я» или согласие с социумом?

А. герменевтиков

Б. марксистов

В. неотомистов

Г. позитивистов

Д. фрейдистов

4.В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

А. Аристотель

Б. Демокрит

В. Платон

Г. Сократ

Д. Фалес

5.Согласно концепции креационизма, человек...

А. возник в результате космического излучения

Б. сотворен Богом

В. является продуктом космического разума

Г. является результатом эволюции

Д. является ошибкой природы

6.Личность – это:

А. выдающийся человек;

Б. человек во всем многообразии социальных значимых качеств;

В. человек, обладающий совокупностью биологических, психологических, социальных качеств;

Г. «идеальная субстанция».

Единичный представитель человеческого рода. Это определение понятия

А. личности;

Б. человека;

В. индивида;

Г. индивидуальности.

Совокупность своеобразных, неповторимых черт, отличающих одного человека от другого – это характеристика понятия

А. индивидуальности; Б. индивида; В. личности.

Личность – продукт

А. воспитания; Б. воспитания и самовоспитания; В. самовоспитания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фридрих Энгельс

Семинар 4.

Тема: «Круг основных проблем философской антропологии».

Цель: всестороннее рассмотрение проблемы человека.

Основная учебная проблема: проблема человека в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь.

План:

1.Предпосылки и факторы антропосоциогенеза.

2.Практика как основа бытия человека. Культура как способ бытия человека.

3. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность личности.

4.Основополагающие ценности человеческого бытия.

Методические рекомендации:

1.Рассмотрение первого вопроса надо начать с изучения статьи Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (см. Приложения). Обратите внимание на вопрос: как возник и сформировался человек – уже не просто природное, а социальное существо? Почему именно труд стал в этом процессе определяющим фактором? Раскройте комплексный характер антропосоциогенеза таких его составных, как общение, речь, мышление. Назовите общие и отличительные признаки человека и животного.

2.Выясните смысл основных понятий вопроса: деятельность, практика, культура. Раскройте связь этих понятий. Покажите отличие между материальной и духовной культурой, отображающей и преобразующей деятельностью человека. Обоснуйте, что практика и культура есть способ бытия человека.

3. Выясните смысл понятия «личность»—какмера человека,человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности. Рассмотрите сущностное понимание личности в диалектичном ряде её структурных качеств. Раскройте такие концепции личности: психологическая концепция,социологическая концепция,ролевая концепция,философская концепция.

4. Четвертый вопрос необходимо начать с трактовки понятия «ценность», а затем перейти к характеристике многообразия существующих ценностей.

Задания:

1.Усвоить содержание основных понятий: человек, личность, природная среда, социокультурная среда, свобода, индивидуальность, конформизм, ответственность, самореализация, историческая необходимость, необходимость, свобода выбора, смысл жизни, ценности, антропосоциогенез, самоопределение.

2.Подготовить темы для устных сообщений:

1. Проблема «Маугли».

2. Эвтаназия: «против» и «за».

3. Философские аспекты проблемы клонирования человека.

4.Проблема смерти и бессмертия человека.

3.Проработать вопросы:

1. Продолжается ли биологическая эволюция человека?

2. Почему младенца называют лишь кандидатом в человека?

3. Что вкладывается в понятие «идеальный человек»?

4. Согласны ли Вы с тем, что достижение человеком бессмертия сделало бы его жизнь более осмысленной и наполненной?

5. Возможна ли смерть при жизни?

5. Ваше отношение к выражению: «Незаменимых нет!»

5. Возможно ли преодоление всех форм человеческого неравенства?

6. Что, по-Вашему, важнее: согласие со своим «Я» или согласие с социумом?

Проработайте. Из философского наследия.

1 «…Нам не известен даже окончательный удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?» Карл Ясперс.

2 «Я многому радуюсь. Небо породило множество вещей, но самая драгоценная из них – человек. А мне довелось родиться человеком: вот моя главная радость». Конфуций.

3 «Человек – это вывих цивилизации, гримаса жизни». Г. Лессинг

4 «Тот, кто хорошо узнал человека не может относиться к нему иначе, как с презрением и ненавистью. Люди – волки. Быть первым среди них – утешения мало». Байрон.

5 «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья». Б. Паскаль.

Проанализируйте данные высказывания. Попытайтесь сформулировать свое понятие человека.

5.Тестовые задания.

Выбрать один правильный вариант ответа:

1. Человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий, одинокий, глубоко несчастный в центре внимания философии:

А. экзистенциализма;

Б. неопозитивизма;

В. персонализма;

Г. томизма.

2.Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии...

А. Античности

Б. Средневековья

В. Возрождения

Г. Нового времени

Д. в постклассическую эпоху философии.

3.Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения...

А. герменевтиков

Б. марксистов

В. неотомистов

Г. позитивистов

Д. фрейдистов

4.В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

А. Аристотель

Б. Демокрит

В. Платон

Г. Сократ

Д. Фалес

5.Согласно концепции креационизма, человек...

А. возник в результате космического излучения

Б. сотворен Богом

В. является продуктом космического разума

Г. является результатом эволюции

Д. является ошибкой природы

6.Личность – это:

А. выдающийся человек;

Б. человек во всем многообразии социальных значимых качеств;

В. человек, обладающий совокупностью биологических, психологических, социальных качеств;

Г. «идеальная субстанция».

Наши рекомендации