Краткое описание содержания пособия
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСОБИЯ
Пособие включает брошюру со стихотворными текстами и методическим руководством по использованию материала и комплект иллюстраций.
Методическое руководство содержит описание дидактических игр и занятий по развитию связной речи, понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Игры и занятия предназначены для детей разного возраста (от полутора до семи-восьми лет).
Стихотворные тексты следует разрезать на карточки. Для удобства их лучше наклеить на плотную бумагу. На обратную сторону карточек нужно перенести нумерацию (арабскими цифрами). Буквенную маркировку переносить не обязательно.
Картинки, размещенные на сброшюрованных листах, надо разрезать на отдельные карточки по линиям разреза. Наклеив карточки на картон, перенесите их номера на обратную сторону, чтобы детям во время игры они были не очень заметны и непонятны (в противном случае ребенок в игре может ориентироваться не на характеристики самой картинки, а на ее цифровую и буквенную маркировку). Поэтому арабские цифры лучше заменить римскими, а цифровое и буквенное обозначение на картинках-дубликатах не приводить совсем. На карточках, составляющих серию, буквенные обозначения лучше не приводить, чтобы ребенок не использовал их как опору при составлении рассказа по картинкам.
Фишки нужно вырезать и наклеить на плотную бумагу или картон.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, хорошее владение речью играет весьма значимую роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения. Такие люди оказываются более успешными как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни. В известном смысле каждый из нас имеет свой «речевой фасад», который при первом знакомстве формирует то впечатление, которое мы производим на другого. В личных и деловых отношениях с людьми не меньшее значение имеет умение достаточно полно понять собеседника, учителя, лектора. А понять — означает не только уяснить смысл произнесенных слов и фраз, но и догадаться о подтексте сказанного. Иногда, как известно, именно подтекст и представляет основной интерес для участников беседы: в нем выражаются истинные намерения и мысли говорящего.
Хорошее владение родным языком, речью — в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От владения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть.
Настоящее пособие предназначено для всех, кто хочет помочь детям (в семье или в образовательном учреждении, центре, логопедическом кабинете и др.) научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, то есть вести содержательный диалог. Этот подход к развитию речи достаточно нов, так как акцент сделан не на формирование языковых навыков в контексте учебных заданий, а на развитие связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми). Родителям это позволяет превратить занятия с детьми в интересную игру-общение. Специалисту — привнести в занятия по развитию речи больше смысла (в понимании ребенка) и научить детей не только говорить, но и общаться.
Для тех детей, которые уже учатся читать, мы предлагаем специальный материал. Он поможет им научиться в полной мере понимать содержание прочитанного и, читая, думать и делать выводы. Если ребенок научился называть напечатанные буквы и сливать их в слоги, это еще не значит, что он умеет читать. В искусстве чтения это не самое главное. Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное, то есть не только уяснять фабулу, событийную сторону текста, но и чувствовать подтекст, настроение, скрытый смысл и связь описываемых событий или явлений. Лишь в этом случае ребенок сможет не только получить удовольствие от прочитанного, но и узнать что-то новое для себя или увидеть уже известное по-новому. Именно тогда чтение книг способствует эстетическому, умственному развитию и обогащает внутренний мир ребенка. Поэтому уже с первых шагов обучения чтению он должен почувствовать, осознать, что смысл, понимание прочитанного — это самое главное и самое интересное в чтении.
Пособие можно использовать в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития речи: от полутора-двух до семи-восьми лет. Оно годится и для тех, кто нуждается в стимуляции развития речи (то есть запаздывает в речевом развитии), и для тех, кто опережает своих сверстников по основным показателям речевого развития. Игры, входящие в пособие, подходят как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповых занятий. Материал настоящего пособия может быть использован несколько раз по-разному на различных этапах развивающих занятий. В работе с одним и тем же ребенком можно снова вернуться к пособию, когда он станет постарше, и использовать материал несколько иначе. Для такого многократного использования необходимо придерживаться наших рекомендаций (они приводятся в соответствующих разделах), которые касаются последовательности работы с материалом.
Поскольку пособие адресовано не только специалистам, но и родителям, не имеющим специального педагогического образования, в методической его части кратко описываются основные закономерности развития детской речи. Это позволит родителям подобрать именно тот материал, который соответствует возможностям, уровню речевого развития ребенка.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
Как свидетельствуют многочисленные исследования психологов и лингвистов, ребенок появляется на свет существом социальным. Уже в первые месяцы жизни он пытается установить контакт с близкими ему людьми: гуление и лепет, определенным образом интонационно окрашенные, сопровождающиеся мимическими реакциями и телодвижениями, весьма наглядно демонстрируют нам это. Ответные реплики взрослых, подчеркнуто эмоциональные, проникнутые любовью к малышу, поощряют его к продолжению своих попыток, которые вновь получают ответ со стороны взрослого. Иначе говоря, уже на столь ранней (еще доречевой) стадии развития общение с другими людьми занимает центральное место в душевной жизни младенца. Именно эта потребность — потребность в общении — и этот вид деятельности — коммуникативная деятельность — являются главной мотивирующей силой и организующим началом, которые формируют у ребенка активное стремление овладеть речью. Потребность сообщить что-то другим людям и быть понятым поддерживает попытки ребенка развить и усовершенствовать свои языковые средства. Поэтому гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, комфортности взаимоотношений с родителями. Когда ребенок уверен, что будет услышан и понят, интенсивность речевого и психоэмоционального развития существенно возрастает. Известно, что малоразговорчивые, эмоционально сдержанные или холодные матери, плохо откликающиеся на попытки ребенка вступить в контакт (с помощью гуления, лепета или игровых действий), подавляют речевую активность ребенка, что в ряде случаев может привести и к задержке речевого развития.
После восьмого-девятого месяца жизни ребенок, постигая смысл и значение всего, что его окружает, событий, которые происходят с ним или рядом, начинает все более полно понимать и значение речевых высказываний взрослых. Проявляется это в том, что он становится способным совершать действия, соответствующие просьбам или указаниям взрослых («Дай куклу!», «Возьми ложечку», «Покажи: где мама?» и т. п.). Таким образом, развитие способности к пониманию речи, то есть к так называемой «пассивной речи», начинается на три— пять месяцев раньше, чем ребенок произнесет свои первые слова. Несмотря на столь раннее начало, умение понимать речь собеседника формируется весьма долго.
Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуется способность к пониманию устных развернутых высказываний и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется не только в раннем и дошкольном возрасте, но и в школьные годы.
В конце первого, на втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст — привычную ситуацию, окружение, знакомые и совершаемые совместно со взрослым действия, интонацию и мимику взрослого собеседника. Поэтому родители, желающие активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, должны разговаривать с ним, сочетая это с совместными действиями, игрой.
На втором—четвертом годах жизни ребенок все еще понимает речь неполно, фрагментарно. Значительно лучше он понимает сказанное, если это происходит в связи со знакомыми, повторяющимися действиями или ситуациями. Весьма много информации дети в этом возрасте извлекают из интонации, мимики, жестикуляции и неречевого контекста. Однако благодаря информационной избыточности речи у нас может возникнуть иллюзия полного понимания детьми речевых высказываний взрослых. Даже не зная точных значений некоторых слов, об общем смысле сказанного можно догадаться, поняв лишь часть фразы. Например, если ребенку трех лет за обедом скажут «Доедай гарнир!», он наверняка поймет, что надо делать: в тарелке осталось пюре или макароны, и именно это нужно доесть. При этом самого слова «гарнир» он, скорее всего, и не знает.
Таким образом, очевидно, что в этот период жизни у ребенка нужно формировать способность более полно понимать речь взрослых без опоры на наглядность или догадку. Это облегчит малышу и понимание книг, которые взрослые будут читать ему вслух.
Трудность понимания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, читая книги детям, старайтесь убедиться в том, что текст ими понят в полной мере. В этом помогут и дополнительные комментарии «от себя», сопровождающие чтение. Если ребенку неинтересно слушать, как вы читаете,— это верный признак того, что он плохо понимает текст. В таких случаях лучше ограничиться упрощенным пересказом содержания.
Развить способность понимания текста помогут и материалы, представленные в настоящем пособии. Короткие стихотворения, подходящие по смыслу к сюжетным картинкам, послужат для развития навыков понимания стихотворных произведений и умений образно представить то, о чем в них говорится.
ДИАЛОГ
Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Известно, что активное участие родителей в ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие его речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга.
Ситуация естественного диалога создается при наличии потребности сообщить что-то собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Не менее важно это и в случае, когда с ребенком беседует специалист (логопед, психолог или воспитатель). Часто вопросы взрослого и ответы ребенка нельзя назвать диалогом. Общение такого рода носит односторонний характер, и его нельзя считать полноценным. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника — это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему. Поэтому беседа на занятии не должна нести слишком много новой информации и содержать много незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.
В первые годы жизни ребенка его возможности передачи смысла высказывания с помощью слов и фраз еще существенно ограниченны. Примерно до полутора-двух лет, когда у ребенка обычно появляются фразы из двух-трех слов, он выражает свои мысли и желания частично словами, частично жестами, мимикой, интонацией. Но даже и научившись соединять слова во фразы и грамматически правильно согласовывать их друг с другом, он еще в весьма ограниченной степени умеет излагать свои мысли так, чтобы они были вполне понятны неосведомленному собеседнику (то есть когда нет общего для обоих контекста или совместной деятельности). Иначе говоря, он еще слабо владеет навыками диалога как средства общения. Развитие этих навыков продолжается долго: не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Далеко не все взрослые в полной мере умеют использовать диалог в профессиональном и повседневном общении. Корни этого неумения тянутся в детство, когда ребенок был лишен необходимой помощи и поддержки со стороны родителей. Иногда взрослые, окружающие его, сами не умеют быть понимающими собеседниками и внимательными слушателями.
Чтобы уяснить, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, следует вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, предлагаемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Исследования детской речи свидетельствуют о том, что речевые эталоны взрослых, или, как их еще называют, речевые клише, занимают в речи ребенка довольно большое, но неодинаковое у разных детей место. Часть детей склонна, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.
Безусловно, подобный способ освоения родного языка естествен и правомерен. Однако при чрезмерном и преждевременном усердии взрослых в формировании у маленького ребенка грамматически правильной речи возникает риск выработать слишком шаблонную по стилистике речь, которая не способствует формированию «языковой личности» ребенка, унифицирует ее. Многие дети предпочитают «идти своим путем» и весьма преуспевают при условии адекватного отношения к этому взрослых (и прежде всего, конечно, родителей). Именно тогда речь детей восхищает нас своей самобытностью и выразительностью. Поощрение подобного способа освоения родного языка предполагает создание оптимальных условий общения, т. е. партнерских, равноправных взаимоотношений между взрослым и ребенком в ситуации диалога. Это означает, что взрослый готов выслушать и понять точку зрения ребенка (независимо от его возраста), а отвечая — подстроиться к его уровню понимания. При этом тема беседы становится предметом совместного обсуждения. Это принципиально отличается от разъяснения (или сообщения) со стороны взрослого и слушания—усвоения—запоминания со стороны ребенка.
При условии равноправия ребенок активно участвует в речевом общении и учится не только правильно строить фразы, но и самостоятельно вести беседу в удобной для обоих собеседников форме. Взрослые должны приветствовать собственные мысли ребенка и его индивидуальный способ их изложения (даже если это выглядит в их глазах «детским лепетом»). Именно тогда возникает полноценный диалог и создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Овладевая способностью излагать свои мысли связно и понятно для собеседника, ребенок одновременно учится получать необходимую ему информацию с помощью вопросов. Как известно, дети начинают задавать вопросы с того момента, как элементарные навыки связной речи позволяют им это делать (на третьем году жизни и позже). Однако довольно долго (практически до конца дошкольного возраста) их вопросы хаотичны и разрозненны.
Умение последовательно расспрашивать и уточнять полученные сведения с помощью соответствующих дополняющих вопросов формируется до подросткового возраста. Данная способность даже у взрослых далеко не всегда развита достаточно хорошо. Это не удивительно, поскольку в основе ее лежат не только речевые навыки, но и умение мыслить логически,последовательно, строить из отдельных фактов целостную, обобщенную картину. Иначе говоря, в этом случае многое зависит от способности к дедуктивному мышлению.
И наоборот, обучая ребенка умению расспрашивать, мы одновременно способствуем большей организованности его мышления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно еще ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), обозначающих звуки речи. Однако и это не самое сложное и не самое важное.
Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении — он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от книжного языка. Кроме того, литературная речь представляет собой преимущественно речь взрослых (даже если по сюжету в произведении разговаривают дети). Редкими исключениями являются книги В. Драгунского, Н. Носова и некоторых других авторов.
В повседневном общении используются преимущественно виды диалогической речи: вопросы, ответы, обмен репликами. В процессе понимания устной речи для детей дошкольного возраста важной опорой является событийный и предметный наглядный контекст. Конкретные моменты ситуации, в которой происходит разговор (предметы, о которых идет речь, совершаемые действия), интонация говорящего, выражение его лица, жестикуляция помогают ребенку полнее понять собеседника. Все это отсутствует в книжных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога. Поняв значения всех слов в прочитанной фразе, ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Затем ему нужно заново интерпретировать значения некоторых слов с учетом речевого контекста — общего смысла прочитанной части текста и последней фразы. (Например, значение слова «упал» в словосочетаниях «упал духом» и «упал в лужу» различно.) После этого ему предстоит реконструировать значение целого текста или фрагмента текста так, чтобы в голове возник отчетливый образ того, о чем повествуется в книге.
Следует учитывать и тот факт, что дошкольник мыслит еще преимущественно образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного «перевода» с письменного языка на образный, оно не доставляет ребенку удовольствия и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию.
Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние психологической готовности к усвоению грамоты и литературного языка. В среднем у большинства детей это происходит в пять-шесть лет. Именно поэтому в большинстве стран мира начало обучения грамоте приурочено именно к этому возрасту. Этот важный момент нередко упускают родители, стремящиеся научить ребенка читать как можно раньше (иногда они начинают делать это уже в грудном возрасте).
Пытаясь научить ребенка читать как можно раньше, родители забывают еще об одном обстоятельстве — здравом смысле. Любой навык, который приобретает ребенок, должен быть актуален, применим в данном возрасте. Не достигнув достаточного уровня зрелости в устной речи, малыш не способен использовать навык чтения по назначению.
Иногда, несмотря на неполную готовность ребенка к овладению грамотой, удается тем или иным способом научить его техническим навыкам чтения, то есть «говорению по буквам». Как правило, в таких случаях усвоенный навык оказывается весьма непрочным и впоследствии легко утрачивается. Способность же к полноценному пониманию прочитанного может так и не развиться. В результате ребенок, демонстрирующий формально неплохие показатели скорости и техники чтения, понимает прочитанное весьма поверхностно. Чтение остается для него неработающим, чисто учебным навыком и не используется в повседневной жизни.
Чтобы избежать подобной дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к этому занятию, с самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.
Наиболее удобный способ — соотнесение прочитанного текста (или его фрагмента) с соответствующей ему по содержанию картинкой. Обсуждая вместе со взрослым смысл прочитанных самостоятельно слов и словосочетаний и соотнося их с определенным образом на картинке, ребенок начинает глубже проникать в смысл прочитанного.
Проявляя неподдельный интерес к подобному совместному обсуждению и к обсуждаемому материалу, взрослый заражает своей увлеченностью и ребенка. Такой род занятий не должен навязываться ребенку. По возможности его нужно облекать в игровую форму.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ И ИГР
Иллюстративный материал настоящего пособия состоит из 2 наборов картинок: А и Б. Раздел А включает 24 комплекта (№ 1-24) по 5 картинок в каждом, то есть 120 одиночных картинок. Каждый комплект состоит из 3 картинок (обозначенных буквами а, б и в), имеющих довольно много схожих признаков (одинаковые персонажи, место действия и др.)» и 2 картинок-дубликатов (обозначенных соответственно буквами ад и бд). К 2 из 3 картинок каждого комплекта в методическом пособии приводятся стихотворные описания, имеющие то же цифровое и буквенное обозначение.
Раздел Б включает 11 серий картинок (№ 1-11). Каждая серия представляет собой рассказ в картинках, который сопровождается стихотворным описанием. Цифровые и буквенные обозначения стихов и соответствующих картинок совпадают.
Кроме того, в иллюстративный материал включены изображения 10 зеленых фишек со знаком «?» и 10 красных фишек (они отпечатаны на задней стороне обложки).
Дидактический материал пособия рассчитан на использование в работе с детьми разного возраста. Возрастные рекомендации, приведенные в пособии, подразумевают скорее «возраст речевого развития», чем хронологический возраст. В зависимости от цели занятий и возраста один и тот же материал может быть использован по-разному.
Родители могут работать с данным материалом самостоятельно или под руководством специалиста на протяжении нескольких лет, меняя задания и методику их применения по мере взросления ребенка. В возрасте двух-трех лет материал может быть использован преимущественно для развития зрительного внимания, памяти, способности к пониманию речи.
Начиная с трех лет его можно применять для развития связной речи, умения описывать картинки, формирования способности к последовательному логическому мышлению, использованию правильно заданных вопросов для получения недостающей информации.
С четырех-пятилетними детьми, которые освоили начальные навыки чтения, пособие можно использовать для стимуляции более полного понимания текстов при чтении.
Специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) могут найти здесь материал для работы с самыми разными детьми: неговорящими (с моторной алали-ей или психоречевым недоразвитием), страдающими дизартрией, дислексией, слабослышащими, отстающими в психическом развитии. Материал может быть использован для работы по следующим направлениям:
а)диагностика понимания фразовой речи, устных текстов (§ 1);
б)развитие зрительного внимания, наблюдательности (§ 2);
в)развитие зрительно-пространственной памяти (§3);
г)развитие дедуктивного мышления и умения целенаправленно задавать вопросы (§ 4);
д)развитие диалогической и описательной речи (§4 и 5);
е)развитие повествовательной речи (§ 6 и 7);
ж)развитие навыков чтения, понимания письменной речи, стихотворных текстов (§ 8).
Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей, при обучении чтению.
Учителя начальных классов найдут применение данному материалу, работая над формированием связной описательной и повествовательной речи, навыков понимания при чтении.
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ
С ОПОРОЙ НА СЕРИИ КАРТИНОК
Цель: формирование навыков выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках серии, и составления на этой основе устного рассказа.
Особенность повествовательной речи заключается в том, что при этом описывается последовательность событий во времени. Ребенок должен понять, как начали развертываться изображенные на картинках события (завязку), в какой последовательности они далее развивались (собственно сюжет) и чем все это завершилось (финал, или развязку). Умение создавать подобные повествовательные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи между ними. В ряде случаев необходимо выявить так называемый «скрытый смысл», то есть ту часть содержания рассказа, которая наглядно не представлена на картинке. Например, в серии картинок № 3 к скрытому смыслу относится тот факт, что, пока ребенок пытался стянуть свой носок, котенок выпил все молоко из его рожка. В серии № 8 скрытый смысл заключается в том, что, пока курица гуляла во дворе, из яиц вылупились цыплята.
В зависимости от возраста детям можно предложить серии разной сложности. В три-четыре года — серию из 2 картинок, в четыре-пять лет — серию из 3-4 картинок, в пять-шесть лет — серию из 5 картинок. Однако в каждом конкретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ»Вариант 1
Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый объясняет детям, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих рассказы в картинках: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Давайте попробуем снова собрать книжки. Но чтобы это сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказик, что было сначала, что произошло (случилось) потом, и чем все закончилось».
После того как ребенок объявит, что сложил книжку, предложите ему рассказать, что за история изображена на картинках, что там произошло. Не стоит формулировать задачу таким образом: «Расскажи, что нарисовано на картинках». Это провоцирует ребенка на формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на повествование о развитии событий.
Предложение рассказать делается вне зависимости от того, правильно ребенок сложил серию или нет. Иногда, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их. Если же устный рассказ существенно расходится с реальным развитием событий на картинках (или это заменено неправдоподобным вымыслом), следует оказать ребенку организующую помощь. Если он ошибся, не следует сразу объявлять ему об этом, лучше задать уточняющие вопросы. Старайтесь делать это так, чтобы в вашей реакции ощущалась не негативная оценка результата, а искреннее желание понять, что имел в виду ребенок, сложив картинки именно таким образом. Например: «Слушай, я что-то не совсем понял. Ты мне не объяснишь, почему...»
Пример. Предположим, серию № 3 ребенок сложил следующим образом: а-б—г-в. В устном рассказе это выразилось так: «Маленький ребенок пил молочко из бутылки. Потом он снимал носок. Потом заплакал. А котенок пьет молоко из бутылочки».
Взрослый. Мне что-то непонятно, почему ребеночек расплакался. Как ты думаешь?
Ребенок. Ему стало скучно без мамы.
Взрослый. Давай посмотрим на первую картинку. Что находится в бутылочке?
Ребенок. Молоко.
Взрослый. Конечно! Я тоже теперь вижу. А что в бутылочке на 3-й картинке, где ребенок плачет?
Ребенок. Пусто. Молока нет. Взрослый. А куда же оно делось? Ребенок. Ребенок выпил.
Взрослый. Давай посмотрим на последнюю картинку (в данном варианте, сложенном ребенком, это картинка в). Что там в бутылке?
Ребенок. Молоко. 36
Взрослый. А откуда же оно опять появилось? На 3-й картинке его уже нет, а здесь опять есть?
Если после подобных наводящих вопросов ребенок самостоятельно не понял причинно-следственную связь событий, можно оказать ему помощь в виде прямых разъяснений: «Молоко выпил котенок, а не ребенок. Как ты думаешь, почему же ребенок расстроился и заплакал?»
Самостоятельной задачей в данной дидактической игре является обучение составлению развернутых повествовательных рассказов. Помощь, которую при этом оказывает взрослый, зависит от степени выраженности затруднений у ребенка. Если рассказ составлен верно, но слишком лаконичен, нужно задать дополнительные вопросы о деталях и подробностях, не упомянутых ребенком, но присутствующих на картинках.
Если ребенок разложил картинки верно, но не может составить связный рассказ, ему задаются опорные вопросы. В этом случае рассказ составляется совместно, в вопросно-ответной форме.
Пример.Ребенок трех с половиной лет, отстающий в речевом развитии, не смог составить устный рассказ по серии № 1. Картинки разместил в правильном порядке.
Взрослый. Кто нарисован на первой картинке? Ребенок. Мишка. Взрослый. Что он делает? Ребенок. Бежит.
Взрослый. Почему и за чем он бежит? Ребенок. За бабочкой. Взрослый. Верно. Мишка бежит за бабочкой.
А что он хочет с ней сделать? Ребенок. Поймать. Взрослый. Чем он хочет ее поймать? Ребенок. Сачком.
Взрослый. Верно. Мишка решил поймать бабочку сачком и побежал за ней. Как ты думаешь, он поймал бабочку?
Ребенок. Нет.
Взрослый. А почему мишка не смог поймать бабочку? Ребенок. Он упал в яму.
Взрослый. Верно. Молодец. А почему это произошло? Почему мишка упал в яму?
Ребенок. Он побежал и не заметил яму.
Взрослый. Конечно! Ты правильно понял. Мишка увлекся. Ему так хотелось поймать бабочку, что он не заметил ямы и упал в нее. Попробуй теперь без моей помощи рассказать, что случилось с мишкой.
Подобная форма помощи создает условия для овладения навыками самостоятельного планирования повествовательного высказывания. Комментируя односложные ответы ребенка, взрослый одновременно дает образцы развернутых высказываний. Эти образцы, не ориентируя ребенка на прямую подражательность, имитацию речи взрослого, позволяют тем не менее использовать их как модель для построения собственного рассказа. Это не исключает, конечно, и возможности прямого подражания, но выбор в этом случае предоставляется самому ребенку. Иначе говоря, такая форма помощи является наименее авторитарным вариантом обучения.
Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ»
Вариант 2
Данный вариант игры предназначен для работы с группой детей. Его целесообразно использовать после того, как проработан вариант 1. Необходимо, чтобы участники были уже знакомы со всеми сериями картинок. В игре одновременно используются несколько серий, составленных из одинакового количества картинок. Поэтому, используя один экземпляр пособия, удобнее играть втроем (не считая ведущего). В этом случае используются три серии из 3 картинок или три серии из 4 картинок. При большем числе участников необходимо иметь два экземпляра пособия.
Картинки, которые будут участвовать в игре, нужно перетасовать и раздать всем игрокам поровну. Таким образом, если в игре задействованы серии из 3 картинок, то у каждого на руках оказывается по 3 картинки. Каждый игрок должен собрать серию, обмениваясь с другими игроками так, чтобы получить недостающие картинки. При этом никто из игроков не должен видеть картинки, находящиеся на руках у других.
Начиная игру, каждый из игроков должен решить, какую серию он будет собирать. После этого кто-то начинает первым и объявляет, какая картинка ему нужна (то есть описывает ее). Тот, у кого такая есть, сообщает об этом и делает встречное предложение: на какую картинку (следует описание) он готов ее обменять, чтобы дополнить свою серию. Таким образом, в процессе подобного обмена у кого-то раньше всего складывается вся серия. Если ребенок сумел после этого расположить картинки серии по порядку и составил по ним достаточно полный устный рассказ, считается, что он выиграл. Если он сделал это неверно или многое пропустил в устном рассказе (это могут решать все участники коллективно), игра продолжается. Остальные участники обмениваются картинками, пока кто-то следующий опять не соберет всю серию. Этот участник в свою очередь складывает серию и составляет по ней рассказ. Если он все сделал верно, то выигравшим будет он.
После того как определился победитель, начинается новый этап игры. Картинки вновь собираются вместе, тасуются и раздаются игрокам. Используя фишки, можно давать их в качестве вознаграждения: одну — за собранную серию, одну — за правильно собранную серию и две — за полный рассказ. При игре в несколько этапов побеждает тот, у кого на руках оказалось больше всего фишек.
СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСОБИЯ........ 2
ВВЕДЕНИЕ ............................... 2
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ...........................
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ......................... 3
ДИАЛОГ ................................ 4
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ..... 4
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ................. 5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ........................... 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ И ИГР........ 6
§ 1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОНИМАНИЯ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ПОЛУТОРА-ТРЕХ ЛЕТ)............................ 7
§ 2. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ......... 8
§ 3. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ ..............8
§ 4. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ
К ПОНИМАНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ....... 8
§ 5. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА — «УГАДАЙ КАРТИНКУ........ 9
§ 6. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА СЕРИИ КАРТИНОК ........................... 11
Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ». Вариант 1 ....... 11
Игра «КНИЖКА РАССЫПАЛАСЬ». Вариант 2......... 12
§ 7. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОПИСАТЕЛЬНОЙ И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ПО ОДИНОЧНЫМ КАРТИНКАМ ................ 13
§ 8. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ . 14
ТЕКСТОВОЙ МАТЕРИАЛ
РАЗДЕЛ А
1а Жук с мишуткою играют —
Мячик по полу катают.
1б Жук с мишуткою играют —
Шарик по полу катают.
2а Три яйца в гнезде лежали,
Нынче птенчиками стали.
Рот раскрыли и пищат —
Видно, очень есть хотят.
Носит птичка им червей:
— Подрастайте поскорей!
2б Три яйца в гнезд<