Ориентировочно-обучающий этап.

Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий.

Этап освоения правил.

Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игро­вых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испыты­ваемые им трудности в выполнении действий как в умствен­ном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия.

Этап продвинутого освоения игры проводится после специ­ального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется "линия роста" в качестве планирую-

щей и контрольных функций: ребенок видит перспективу ос­воения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры.

На примере игры "Поиск клада"

Ориентировочно-обучающий этап. - student2.ru

Этап совместных форм деятельности.

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиле­ние планирующего контроля), осуществляет коррекцию выпол­нении действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

Контрольно-итоговый этап.

Здесь фиксируется сформированность выполнения всего на­бора игровых действий: уровень их самостоятельного модели­рования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции — субъекта присвоения учеб­но-игрового опыта.

Упражнение № 62. Игра "Офицер — солдат"

Напервом этапе игры ("Подготовка к службе") взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ,

правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрос­лый вместе с ребенком определяет и обозначает пространствен­ные признаки листа.

Собственно игра начинается навтором этапе ("Служба сол­дата"). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределя­ет роли (взрослый — "офицер", ребенок — "солдат"), знако­мит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд "офи­цера"), вводит игровое употребление предметов (лист бума­ги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подоб­ное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зави­симости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех слу­чаях ребенок "докладывал офицеру" о выполнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необходимость вве­дения дополнительного обучающего упражнения "Молчали­вая карта заговорила". После него предлагаются более слож­ные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.

На третьем этапе ("Присвоение звания") происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял зада­ния для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоя­тельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе ("Трудные задания") взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже вы­полняет письменные команды взрослого — "офицера", после | чего, приняв роль "офицера", составляет свое письмо для | взрослого — "солдата". |

Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд "офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), при­обретении умения давать словесный отчет о выполняемых дей­ствиях, принятии роли "офицера" и умении управлять игро­вой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового , опыта.

202

Упражнение № 63. Игра "Поиск клада"

Напервом этапе игры ("Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисовали план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначе­ния предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положе­ние предметов относительно себя и других точек отсчета.

Навтором этапе игры ("Учусь искать клад по плану") взрос­лый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет — "клад" и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).

На третьем этапе ("Учусь обозначать на плане место клада") взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет "клад" и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуали­зации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрос­лый предлагает ребенку самостоятельно составить план друго­го помещения.

На заключительном,четвертом этапе ("Учу играть другого") в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее).

Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) про­странстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать "клад", рефлексии при­своения новых умений.

Как показано выше, в соответствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствую­щие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материа­лизации игровой ситуации в наглядном плане вводится так называемая "линия роста", на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. "Линия роста" является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими нового учебно-игрового опыта. Дети имеют возможность на каждом занятии фиксировать меру освоения деятельности.

В игре "Офицер — солдат" эта "линия" (полоска бумаги) называется "линия службы", на которой ребенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продви­жения на каждом занятии:

203


"Подг к сл^ отовка )?жбе" "Сл\ /жба coл^ ^ата" "Прис зва! воение -шя" "Труд­ные зада­ния"
Где какая сторона Знаком­ство с картой мест­ности Начало службы Молча­ливая карта загово­рила Слово офицера Школа офицера Служба офицера Полевые учения

В игре "Поиск клада" "линия роста" представляет собой "круг моих умений" (см. выше). Каждому этапу игры соответ­ствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету круг фиксирует начало освоения того или иного умения. Чуть больший по раз­меру и интенсивности цвета круг означал итог отработки того же умения.

В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетель­ствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.

Наши рекомендации