Опросник ДУМЭОЛП — диагностика уровня морально-этической ответственности личности
Любая черта морально-этической сферы личности проявляется в определенных ситуациях, требующих актуализации и конкретного внешнего проявления нравственных и моральных качеств в действиях и поступках. Последнее, в свою очередь, может выражаться в широком диапазоне (диспозициях) поведения. Помимо анализа этической корректности собственно поступков важно также учитывать их явную и (если это возможно) латентную детерминацию (бессознательные аспекты мотивации, степень осознанности и рефлексии).
Ниже приводится описание шкал опросника.
Шкала 1. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами).
Шкала 2. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция).
Шкала 3. Экзистенциальный аспект ответственности.
Шкала 4. Альтруистические эмоции.
Шкала 5. Морально-этические ценности.
Шкала 6. Шкала лжи (социальной желательности).
Методика Марлоу — Крауна.
Шкала социальной ответственности (К. К. Муздыбаева).
Опросник субъективной трудности (Д. А. Леонтьев).
Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности связан с социальной ответственностью, высоким уровнем самопонимания, низким уровнем социальной желательности.
Инструкция. Предлагаем принять участие в оценке особенностей вашей личности. Для этого вам необходимо ответить на нижеприведенные утверждения. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Если затрудняетесь ответить, то «0» («не знаю»). Обращаем ваше внимание на то, что правильность наших выводов будет полностью зависеть от искренности и точности ваших ответов.
1. Мне кажется, что любовь в современном мире потеряла свою ценность.
2. Я думаю, что интуитивно оценить аморальность человеческого поступка не может никто.
3. Я думаю, что постоянный анализ своего поведения и поступков вещь нужная, но не необходимая.
4. В жизни я больше придерживаюсь принципа «мне нравится», а не «я должен».
5. Я думаю, что такие понятия, как «долг» и «честь», утратили свое первостепенное значение.
6. Я никогда не пропускал интересных занятий в вузе.
7. Мне кажется, что бескорыстно помогать другим людям — способствовать развитию у них инфантилизма.
8. Советоваться с внутренним голосом, решая этические проблемы, свойственно людям со слаборазвитым мышлением и рефлексией.
9. Люди, которые постоянно занимаются «самокопанием», обычно не уверены в себе и малоадаптивны в обществе.
10. Мне кажется, что только сильная личность способна отвечать за свою жизнь и поступки.
11. Люди, которые постоянно борются за справедливость, на самом деле выскочки и завистники.
12. Я никогда никому не отказываю в помощи, даже если это ущемляет мои интересы.
13. Сочувствие и сопереживание другому человеку — это не решение проблемы, а уход от нее.
14. Я думаю, что моментально выбрать правильное решение в сложной этической ситуации не может никто.
15. Анализируя мотивы поведения других людей, я получаю удовольствие.
16. Я думаю, что человек не может полностью отвечать за то, что с ним происходит в жизни.
17. Если постоянно прислушиваться к голосу своей совести, можно остаться «без хлеба насущного».
18. Я понимаю, что спорить с родителями бесполезно, поэтому никогда не делаю этого.
19. Искренняя радость за успехи другого человека является, на мой взгляд, обратной стороной зависти.
20. Усматривание в окружающих меня явлениях действия сил «добра и зла» кажется мне примитивным и устаревшим.
21. Если постоянно задумываться о правильности жизни, то и жизнь может пройти мимо.
22. Я думаю, что человек не обязан отвечать за кризисы и конфликты, произошедшие в его жизни.
23. Общество диктует человеку свои ценности и идеалы — и никуда от этого не деться.
24. Я никогда не оцениваю людей.
25. Обычно чувство вины свойственно людям с низкой самооценкой, неуверенным в себе.
26. Люди, которые постоянно следуют голосу совести, выглядят смешно и несовременно.
27. Я думаю, что нужно делать дело, а не задумываться над тем, как это отразится на людях.
28. Безответственность, иногда проявляемая человеком, бывает, идет на пользу окружающим.
29. Я думаю, что в работе иногда нужно прибегать к принципу «цель оправдывает средства».
30. Манипулировать неэтично, и я никогда этого не делаю.
Ключ
Шкала 1. Рефлексия на морально-этические ситуации (конфликты, коллизии): ответы «нет» на вопросы 3, 9, 21, 27; ответ «да» на вопрос 15.
Шкала 2. Интуиция в морально-этической сфере: ответы «нет» на вопросы 2, 8, 14, 20, 26.
Шкала 3. Экзистенциальная ответственность: ответы «нет» на вопросы 4, 10, 16, 22, 28.
Шкала 4. Альтруистические эмоции: «нет» на вопросы 1, 7, 13, 19, 25.
Шкала 5. Морально-этические ценности: ответы «нет» на вопросы 5, 11, 17, 23, 29.
Шкала 6. Шкала лжи: ответы «да» на вопросы 6, 12, 18, 24, 30.
Если количество баллов по шкале лжи составляет от 3 до 5 — результаты недостоверны.
Для того чтобы выявить уровень сформированности морально-этической ответственности, необходимо суммировать результаты, полученные по шкалам опросника.
Низкий уровень сформированности морально-этической ответственности — от 0 до 5.
Средний уровень сформированности морально-этической ответственности — 5–15.
Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности — 15–25.