Причины, источники нарушения

Единства партийных рядов

Еще Энгельс заметил, что «по-видимому, всякая рабочая партия большой страны может развиваться только во внутренней борьбе в полном соответствии с законами диалектического развития вообще»[54]. О чем здесь речь?

Речь о том, что, согласно философским воззрениям марксизма, источник всякого движения и развития составляют противоречия. Они возникают вследствие наличия во всех вещах, явлениях объективного мира противоположных (несхожих) сторон (свойств, тенденций). Стороны находятся в единстве: каждая из них не может существовать без другой, одна предполагает другую, они друг в друга проникают, а при определенных условиях даже друг в друга превращаются. Благодаря этому все вещи и явления представляют собой некое цельное, устойчивое образование. Однако поскольку противоположные стороны изначально несхожи, между ними неизбежно возникновение противоречий, порождающих их отталкивание, борьбу. И выходит, что противоположности взаимопроникают друг в друга, но одновременно друг друга взаимоисключают. Причем единство противоположностей относительно, временно, а борьба абсолютна, постоянна. Она, как следствие и выражение противоречий, порождает всякое движение и развитие.

Вот почему не следует полагать, что, будучи раз достигнуто, единство партийных рядов впредь станет обеспечиваться само собой, автоматически. Его, напротив, нужно неустанно сознательно воспроизводить, поддерживать и укреплять. А для этого требуется своевременно выявлять и умело разрешать неизбежно обнаруживающиеся в жизни партии противоречия путем раскрытия и познания их сторон.

Внешним выражением противоречий выступают возникающие в партийной среде (и при определенных обстоятельствах способные нарушить ее сплоченность) р а з н о г л а с и я. Лениным указаны порождающие их непосредственные причины, источники.

Самой главной и глубокой причиной, самым главным и глубоким источником разногласий являетсямассированное, ни на минуту не прекращающееся буржуазное влияние на пролетариат, трудящихся. Ведь партия пролетариата живет и действует в условиях буржуазного общества, капиталистической действительности или (если иметь в виду социалистические страны) рядом с ними. И они заражают ее своими грязными болезнями – нездоровыми (с точки зрения коренных интересов пролетариата, трудящихся) настроениями, чуждыми тенденциями, неправильными представлениями о мире, целях, задачах и способах его преобразования. Проникающие в партию мелкобуржуазные, буржуазные элементы привносят в нее свою идеологию, психологию, устремления, насаждают в ней враждебную пролетарской идеологии, психологии и устремлениям атмосферу. Все это в конечном счете вызывает различные отклонения от выдержанного, принципиального политического курса, порождает в партии реформистские, ревизионистские, право- и левооппортунистические тенденции. Особенно сильно они дают о себе знать в наиболее трудные, критические периоды жизни партии, вызывая в ней упадок духа, колебания, ренегатство, отступничество, дезертирство, разброд. Носители этих явлений и тенденций объективно выражают настроения и устремления непролетарских элементов в обществе. Они, сами того не сознавая, развязывают в партии буржуазную и мелкобуржуазную стихию, выступают там ее невольным проводником.

Другую постоянную причину, постоянный источник возникновения разногласий составляет сложность самой окружающей партию действительности, неочевидность, неоднозначность ситуаций и явлений, с которыми ей в процессе деятельности приходится сталкиваться. В этом случае у различных коммунистов (в соответствием с уровнем их подготовки) могут быть и различные точки зрения по поводу конкретных жизненных фактов, различные представления по тем или иным вопросам партийной политики, различные предложения по решению вставших в повестку дня задач. Естественно, что такое различие во взглядах и подходах неизбежно вызывает между коммунистами споры, дискуссии, прения и, бывает, довольно острую борьбу. Такая борьба оттенков в партии естественна и необходима, но она же при определенных условиях может привести к своеволию, невыполнению принятых решений и даже расколу.

И еще одной причиной, одним источником возникновения разногласий способны стать факторы уже не объективного, как предыдущие, а субъективного свойства, т.е. позиция, поведение конкретных деятелей, обусловленные их сугубо индивидуальными качествами и эгоистическими мотивами. Речь идет о ситуации, когда, говоря ленинскими словами, «отдельные личности, особенно из числа неудачных претендентов в вожди, могут (если у них не хватит пролетарской дисциплинированности и “честности с собой”) надолго упереться в своих ошибках» и тем самым мешать налаживанию дружной работы партийных масс. Вследствие своего уязвленного самолюбия, раздражения и соображений карьеры они стараются изо всех сил «высидеть из себя разногласия», идут на «оппозицию ради оппозиции». «Свои желания, свои “мнения,” свои оценки, свои “виды” они выдают на каждом шагу за волю рабочих, за потребности рабочего движения»[55]. Все это нередко приводит к весьма тяжелым для партии последствиям, причиняет ей массу дополнительных хлопот и огорчений.

Пути сохранения единства

Партийных рядов

На основе обобщения выдвинутых Лениным по этому вопросу установок можно обозначить здесь следующие наиболее важные (под углом зрения принципа демократического централизма) положения:

1. Учитывать, что возникающие в партийных рядах разногласия могут носить неодинаковый характер. Одно дело – разногласия среди коммунистов-единомышленников. Они во множестве возникают в ходе повседневной деятельности на общей для всех марксистской базе и без них не бывает никакой живой партийной жизни и действительной партийной работы. По поводу таких разногласий можно и нужно спорить, но ни в коем случае нельзя из-за них расходиться, ослаблять единство рядов и, особенно, позволять врагам использовать их во вред партии. Тем более что такие разногласия обычно устраняются самой жизнью, показывающей, кто в данных спорах прав, а кто ошибается.

Другое дело – разногласия между коммунистами и отступниками от марксистской теории, оппортунистами. Эти разногласия абсолютно непримиримы. Ибо, отметим еще раз, коммунистам нужно не всякое единство, а лишь такое, которое зиждется именно на марксистской базе. «Единство», предполагающее отход от нее, для коммунистов совершенно неприемлемо. Поэтому (при всей нежелательности и прискорбности раскола) следует, не колеблясь, идти на него, если принципы марксизма ставятся под угрозу. Раскол несравненно лучше, чем затуманивающая сознание коммунистов и сбивающая их с правильного курса идейная путаница. Чисто формальное единство с оппортунистами, единство в кавычках не стоит той цены, которую коммунистам пришлось бы за него в конечном счете заплатить И с теми, кто жертвует пролетарским, классовым характером коммунистического движения, разрыв неизбежен. Причем разрыв, раскол должны быть не тайными, скрываемыми, а открытыми, прямыми и честными.

2. Принимать во внимание, что вызываемые разногласиями дискуссии, споры, сопоставления точек зрения имеют свою внутреннюю логику. Заключается она в том, что большие и опасные разногласия нередко вырастают из самых маленьких, даже ничтожных вначале разногласий. Всякое маленькое разногласие может стать очень большим, если на нем необоснованно настаивать, выдвигать все сильнее на первый план и упорно сопротивляться исправлению лежащей в его основе ошибки. В этом случае за маленькое разногласие и маленькую ошибку уцепляются люди, порождающие большие разногласия и делающие большую ошибку. Так растут ослабляющие единство партийных рядов расколы, способные поколебать все партийное здание.

3. Если обусловленная наметившимся расколом борьба стала неизбежной, необходимо сделать все для того, чтобы она тоже велась открыто, широко и свободно. Побольше света! Нет ничего хуже отсутствия открытой борьбы, ибо скрытые ее формы оказывают деморализующее воздействие и на членов партии, и на следящих за нею широких масс. Члены партии, массы видят или угадывают в этом своего рода склоку среди руководителей, не понимая, о чем, в сущности, идет речь. Требуется не отрицать, не затушевывать возникшие разногласия и позволить высказаться всем сторонам, чтобы максимально проявить их позиции, создав почву для правильных выводов и оптимальных решений.

4. В обстановке такой открытости и гласности все члены партии должны с полным хладнокровием и величайшей тщательностью принять участие в изучении сложившейся ситуации. При этом следует, во-первых, ни в коем случае не верить кому бы то ни было на слово, а строго проверять фактическое поведение участников событий, требовать представления точнейших документов и аргументированных правдивых объяснений. На слово в политике верят одни дурачки. Во-вторых, не сосредоточиваться только на внешней стороне развернувшейся борьбы, не видеть в ней лишь сжатые кулаки, искаженные лица и уродливые сцены. Они есть лишь эксцессы и крайности в борьбе, ибо борьбы не бывает без увлечений, а увлечения чреваты крайностями. Требуется же выявить в борьбе главное – сущность разногласий, их идейно-классовые корни. То есть понять, интересы какого класса, слоя вызвали и питают смуту. Для этого надлежит проанализировать все возникшие платформы, тенденции, течения, оттенки и оттеночки. В-третьих, помимо выявления сущности разногласий, необходимо еще изучить и процесс развития партийной борьбы. Ибо сущность разногласий развертывается, конкретизируется и видоизменяется в ходе борьбы, которая, проходя разные этапы, показывает на каждом из них неодинаковый состав борющихся, неодинаковое их число и неодинаковые позиции. Без такого анализа невозможно поставить правильный диагноз возникшей болезни и наметить правильное ее излечение.

5. Чрезвычайно важно добиться, чтобы развернувшаяся в партии борьба с самого начала велась в приличных, достойных серьезной политической силы формах и не выходила за рамки партийности. Это означает:

а. На всем протяжении она должна оставаться борьбой партийных людей за свои убеждения и не превращаться в нелепую, постыдную, безысходную, вульгарную обывательскую склоку с использованием присущих ей приемов – лжи, клеветы, сплетен, скандалов, дрязг, брани, интриганства и прочих «милых вещей». Категорически недопустимы также неидейные, грубо-механические приемы борьбы – бойкот, отказ от подчинения, шантаж, угрозы, давления, прекращение материальной поддержки партии. Замена идейного воздействия на противников использованием названных средств показывает отсутствие у людей принципиальной выдержанности и веры в отстаиваемые взгляды.

б. Защита членами партии своих убеждений, свобода мнений не должны превращаться в активную проповедь чуждых марксизму воззрений. Лозунг полной, безграничной для членов партии свободы мысли – оппортунистический. Ибо партия есть союз борьбы с буржуазными мыслями (т.е. с буржуазной идеологией). И свобода мысли в ней допускается лишь в известных границах. Есть такие «мысли», по поводу которых между коммунистами и разговора быть не может. Партия, повторим, не обязана идти рука об руку с теми, кто, покинув почву марксизма, начинает распространять враждебные ей взгляды.

в. Но даже и когда члены партии в защите своих убеждений не выходят за означенные границы, они не должны допускать, чтобы формально-законное использование ими предусмотренных демократией прав наносило интересам партии вред. Ленин вообще считал, что революционеры не должны прибегать, без крайней нужды, к разговорам о «правах» в революционном деле.Для настоящего коммуниста интересы партии, революционная целесообразность выше формального демократизма. Формальный демократизм должен быть подчинен революционной целесообразности. И если соблюдение интересов партии, если революционная целесообразность требуют от коммуниста поступиться каким-либо из своих прав, он обязан без колебаний сделать это. Он должен понимать, для чего, когда и в какой мере может использовать свои права.

Например, с точки зрения формального демократизма любой коммунист может в любое время и по любому вопросу выступить со своим взглядом относительно происходящего, может выдвинуть свою особую платформу, может подвергнуть критике действия любых лиц и может требовать открытия в связи с этим партийной дискуссии. Однако с точки зрения интересов партии, с позиции революционной целесообразности такие выступления могут быть очень большой ошибкой. Поэтому следует:

- учитывать конкретную ситуацию, в которой партия действует, и не злоупотреблять формальным правом на дискуссии, на критику, не допускать, чтобы дискуссии, критика были для партии ударом, особенно в трудные моменты, и использовались врагами в ущерб ей;

- исходить в ходе дискуссий и критики из того, что дело не в том, какие цели субъективно ставят перед собой их участники (отдельные лица или целые группы), а в тех объективных результатах, которые неизбежно вытекают из их действий. Партии нужны не любая дискуссия и не любая критика, а лишь такие, какие дают ей плюсы;

- помнить, что критика не должна быть злостной, мелочной и вероломной, а дискуссии изнурительными и бесконечными. Пролетарская партия – не дискуссионный клуб и не место для интеллигентских «обсуждений», а борющаяся организация. Обсуждения – обсуждениями, но нормально жить и нормально действовать партии надо. Ленин по аналогичному поводу заметил: «Еще один шаг в дискуссии, и мы не партия»[56]. И Сталин настойчиво растолковывал, что «...обсуждение вопросов необходимо, дискуссия нужна, но нужны и пределы дискуссии, предохраняющие партию, этот боевой отряд пролетариата, от вырождения в дискуссионный клуб»[57]. Он предостерегал от людей, не мыслящих партию без постоянных дискуссий и претендующих «на звание профессиональных дискуссантов»[58];

- рассматривать спорные вопросы теории в специальных изданиях партии, на научных семинарах и конференциях, а не делать их сразу предметом общепартийного разговора и тем более не создавать на их основе платформы. Но и при этом учитывать, что, несмотря на всю важность такой научно-теоретической работы, партия все-таки есть боевая организация пролетариата, а не общество, существующее просто для изобретения различных теорий, выдвижения различных учений и интеллектуальных упражнений всевозможных дилетантов-доктринеров.

г. Весь ход и все перипетии борьбы, связанной с возникновением и преодолением разногласий, ни при каких обстоятельствах не должны вносить дезорганизацию в партийные ряды, не должны их раскалывать, не должны мешать повседневной положительной работе коммунистов, не должны нарушать единство действий. Свобода обсуждения, дискуссий и критики при непременном единстве действий – вот что составляет прямой общий партийный долг, вот чего надлежит всеми силами добиваться. Любые призывы, нарушающие единство действий, – недопустимы.

6. В борьбе за сохранение единства партийных рядов в первую очередь требуется максимально использовать все меры идейного, разъяснительного воздействия на тех, кто его ослабляет, все возможности и средства убеждения их. Партии необходимо не просто единство, а единство сознательное. Тем более что не следует создавать в ней, как заметил Энгельс, «без необходимости мучеников»[59]. Но если указанные меры желаемого результата не дают, и нарушители единства продолжают вести себя раскольнически и нелояльно (чему обязательно следует иметь фактическое подтверждение), то им следует либо самим выйти из партии, либо, употребляя опять же слова Энгельса, они должны быть «выкинуты из нее»[60]. Лица, единство партийных рядов попирающие, единством пренебрегающие, к партии принадлежать не должны. Партия укрепляется тем, что очищает себя от чужеродных элементов. И из борьбы за сохранение единства партийных рядов, из обсуждений, дискуссий и критики партия должна выходить не раздробленной и ослабевшей, а более крепкой, сплоченной и работоспособной нежели тогда, когда они начинались. Только такой результат достоин марксистской, коммунистической партии передового революционного класса.

Раздел третий

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА КОММУНИСТОВ –

Наши рекомендации