Чувственный разум см. манас (чувственный разум)
ЧУВСТВО
Соприкосновение РАЗУМА с объектом восприятия создает то, что мы называем чувством. [18:236]
Поверхностные и внешние чувства по своему характеру относятся к физической и нервной природе и по большей части становятся результатом активности нервной системы. В древних книгах чувства иногда называются пранами, то есть проявлениями нервной или жизненной деятельности. И все же главное в чувствах — это не результат нервного возбуждения, а сознание, действие ЧИТТЫ, использующей органы чувств и нервное воздействие на них. МАНАС, или чувственный разум, представляет собой проявление основополагающего сознания и исчерпывает то, что мы называем чувством. [21:623]
Чувство есть ментальный контакт воплощенного сознания с окружающей средой. Этот контакт всегда носит по преимуществу ментальный характер; но фактически он зависит, главным образом, от степени развития определенных физических органов, вступающих в контакт с внешними объектами и их свойствами, и от способности восприятия ментального значения конкретного объекта. То, что мы называем физическими чувствами, представляет собой нервно-физическую реакцию на воспринимаемый объект и нервно-ментальное значение, которым мы наделяем этот объект; эти две составляющие дают в результате картину того, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и ощущаем на вкус. [21:636—37]
Зрение и другие органы чувств являются не просто результатом развития наших физических органов в ходе земной эволюции. Разум, заключенный в Материи на подсознательном уровне и раскрывающийся в ней, сформировал и развил эти органы, реализуя присущие ему возможности слуха, зрения и пр. на физическом уровне сознания средствами физического плана бытия. Но эти возможности разума присущи ему по своей природе и не зависят от обстоятельств, в которых протекает земная эволюция.
ШАКТИ
Шакти — это самосущая, самопознающая, самореализующаяся Сила Господа (Ишвары, Дэвы или Пуруши), которая выражает себя в проявлениях ПРАКРИТИ. [12:82]
Пракрити есть лишь исполнительная или рабочая Сила. За Пракрити стоит Шакти. На уровне МАНИФЕСТАЦИИ — это ЧИТ-ШАКТИ или Духовное Сознание. [23:1080]
Есть сила, которая одновременно сопровождает рост нового сознания и сама развивается вместе с ним, помогая ему в его становлении и совершенствовании. Эта сила — Йога-Шакти. Она пребывает в свернутом и спящем состоянии во всех центрах сознания (чакрах) нашего внутреннего существа. Но эта сила пребывает также и над нами как Божественная Сила, уже не в свернутом и спящем состоянии, а пробужденная, всеведущая, всесильная и всеобъемлющая. Она ждет, чтобы проявиться здесь, на земле, и по отношению к этой силе, к силе МАТЕРИ мы должны раскрыть все свое существо. [24:1150]
ШАКТИ И ИШВАРА см. ИШВАРА-ШАКТИ
ШАКТИ И МАЙЯ И ПРАКРИТИ
Абсолютная и вездесущая РЕАЛЬНОСТЬ, БРАХМАН... как сила Сознания, предстает перед нами в трех аспектах: сила сознания, МАЙЯ, созидающая на уровне идей все сущее; ПРАКРИТИ, ПРИРОДА — активная, динамическая сила, выполняющая роль исполнительного механизма Сознательного Существа, ДУХА; сознательная сила Божественного Существа, Шакти, сочетающая в себе одновременно два первых аспекта. [18:325]
ШИРОТА (СОЗНАНИЯ)
Мы приобретаем широту сознания по мере того, как превосходим или начинаем превосходить уровень индивидуального сознания, приближаясь к сознанию универсальному. [23:1077—78]
В йогическом опыте сознание расширяется вокруг, вниз, вверх до бесконечности и во всех направлениях. [23:1075]
ШРАДДХА
Тот смысл, что мы вкладываем в понятие “вера”, плохо передает значение санскритского термина шраддха. Шраддха, по существу, — это влияние высшего Духа и его света, призыв к низшей земной природе со стороны супраментального бытия превзойти свое жалкое настоящее состояние и подняться к высшим уровням сознания и бытия. [21:746]
ЭВОЛЮЦИЯ
Последовательное самопроявление Природы в человеке называется на современном языке эволюцией. [20:5]
Эволюция есть не что иное, как последовательное раскрытие ДУХА в плотном материальном сознании и постепенное откровение БОГА в животном существе. [17:41]
Вся эволюция, по сути, сводится к развитию силы сознания в проявленном существе, что позволяет ему осваивать еще не воплотившиеся на земле уровни сознания, начиная от Материи, Жизни и Разума и кончая Духом. [19:726]
Вся эволюция — это последовательное откровение Единого самому себе в условиях многообразия; этот процесс начинается с бессознательного уровня и через Неведение движется к самосознательному совершенству. [17:148]
Земная эволюция Природы от Материи к Разуму и за его пределы представляет собой двойственный процесс. С одной стороны — это внешняя, видимая физическая эволюция, использующая механизм рождения, когда каждой определенной физической форме живого существа соответствует определенная сила сознания; такое строгое соответствие сознания и формы поддерживается с помощью закона наследственности. С другой стороны, существует незримая эволюция духа, которая становится возможной благодаря последовательному перерождению по восходящей от низших форм бытия и сознания — к высшим. [19:825—26]
ЭВОЛЮЦИЯ И ИНВОЛЮЦИЯ
Любому процессу эволюции должна непременно предшествовать инволюция Божественного. В противном случае мы будем иметь дело не с эволюцией, а с последовательным появлением новых существ, лишенных преемственности по отношению к своим предшественникам, не являющихся их продолжением и следствием, но лишь произвольным или чудесным образом созданных волей необъяснимого Случая или постороннего Творца. [17:18]
Термин “эволюция” предполагает по своему изначальному смыслу идею предшествующей инволюции... Все, что развивается, эволюционирует в нашем мире, прежде чем развиваться, должно быть заложено в материальную Природу и присутствовать в ней в пассивной или активной форме. ДУХ, проявленный в физическом теле, должен быть с самого начала заложен в материи, в каждой ее частице. Жизнь, разум и все уровни сознания, превосходящие разум, должны присутствовать в скрытом виде как активные силы во всех проявлениях материальной энергии. [16:235]
Сверхразум обладает силой развития, эволюции; и эта сила несет с собой силу другого рода, силу инволюции. В определенном смысле все творение можно рассматривать как движение, заключенное между двумя инволюционными процессами: с одной стороны, на одном полюсе — Дух, все в себе заключающий и раскрывающий всевозможные формы бытия в направлении противоположного полюса — Материи; с другой стороны, Материя, в которой также скрыты все планы сознания и все сущее развивается и раскрывается в направлении полюса Духа. [18:129]
ЭГО
Эго есть средство, с помощью которого различающий разум объединяет на своей основе разнообразный опыт чувственного разума, используя наше эго как устройство для поддержания общего эволюционного процесса на определенном этапе. Эго — не более чем инструмент, хотя мы и принимаем его за наше подлинное “я”, пока находимся на уровне обычного ограниченного разума, сама природа и задачи которого вынуждают нас ошибочно воспринимать внешнее орудие как свою подлинную сущность. [12:164]
Что же собой представляет наше эго с его ярко выраженной тенденцией к обособлению от всего и вся? Оно лишено само по себе какой бы ни было фундаментальной реальности и является лишь формированием, созданным нашим сознанием в чисто практических целях, направленных на централизацию проявлений Природы в человеке. Как свое подлинное “я”, мы воспринимаем формирования, состоящие из нашего ментального, физического и витального опыта, которые как бы обособляются от всего остального нашего существа, и принимаем процесс индивидуализации в становлении человеческого существа за свою истинную сущность. [18:367]
Эго есть лишь результат и сопутствующее условие нашего существования в этом мире. Эго есть не что иное, как отношение, определенное и установленное Пурушей на уровне разум-тело и предназначенное выполнять функцию самозащиты, взаимоисключения и агрессии, чтобы на уровне взаимозависимых связей в этом мире мог возникнуть и проявиться опыт ментальной и физической независимости. [20:421— 22]
Эго существует на уровне разума, жизни и физического тела. Эго предполагает отождествление своего бытия с внешним, поверхностным “я”, забвение нашего истинного высшего “Я” и психического существа. [22:300]