Пракрити и майя и шакти см. шакти и майя и пракрити
ПРАКРИТИ И МАТЬ
Неверно отождествлять МАТЬ с низшей Пракрити и ее деятельностью. Пракрити представляет собой лишь механизм, предназначенный для функционирования на уровне эволюционирующего неведения. Поскольку невежественные ментальное, витальное и физическое существа не являются Божественными, хотя они и происходят от Него, то Пракрити не есть Божественная Мать. Несомненно, в какой-то степени Мать присутствует и стоит за механизмом проявления Пракрити в том, что касается общих эволюционных задач; но это присутствие сводится не к Шакти Авидьи, а к БОЖЕСТВЕННОМУ СОЗНАНИЮ, Силе, Свету, Пара Пракрити, к которой мы обращаемся в надежде на освобождение и в стремлении к божественной реализации. [22:286—87]
ПРАКРИТИ И ПУРУША см. ПУРУША И ПРАКРИТИ
ПРАКРИТИ, ПАРА (ВЫСШАЯ) И АПАРА (НИЗШАЯ)
САТЧИТАНАНДА есть проявление высшего Пуруши; его природа бесконечного БЫТИЯ, СОЗНАНИЯ, СИЛЫ и Блаженства — это высшая Природа, пара Пракрити. РАЗУМ, ЖИЗНЬ и ТЕЛО относятся к низшей Природе, апара Пракрити. [12:89]
Апара Пракрити — это Природа в своем многообразии проявления разума, жизни и материальных форм. Пара Пракрити — это природа Божественного, высшая СОЗНАНИЕ-СИЛА, выраженная на уровне Божественного Множества. [22:279]
Под Природой, или Пракрити, подразумевается внешняя активная сторона ШАКТИ, или Сознательной Силы, созидающей и поддерживающей проявленные миры. Мы воспринимаем эту внешнюю сторону как механистическую игру сил, Гун и пр. За всем этим стоит живое Сознание и Сила Божественного, Божественная Шакти. Пракрити подразделяется на низшую и высшую. Низшая — это Пракрити Неведения, разума, жизни и Материи, обособленных в своем сознании от Божественного. Высшая Пракрити — это Божественная Пракрити САТЧИТАНАНДЫ с ее Супраментальной силой манифестации. Высшая Пракрити свободна от Неведения и его последствий и всегда осознает Божественное. На уровне Неведения человек находится во власти низшей Пракрити, но в результате духовной эволюции он начинает осознавать высшую Природу и стремится к соединению с ней, которое достигается путем восхождения; высшая Природа, в свою очередь, может нисходить в человека. Такой процесс восхождения и нисхождения может трансформировать низшую природу разума, жизни и Материи. [22:287]
ПРАНА
Термин “Прана”, встречающийся в Упанишадах и Йоге, употребляется лишь в значении “жизненной силы” и ее проявлений. Слово “Прана” в широком смысле обозначает дыхание, процесс вдоха и выдоха легкими человека и Жизнь в материальном смысле или дыхание жизни. Но это не имеет ничего общего с философским значением слова “Прана”, в котором оно употребляется в Упанишадах. В Упанишадах под словом “Прана” подразумевается жизненная энергия, которая проявляется в теле в виде пятиступенчатого движения; каждый уровень этого движения имеет свое название и выполняет определенные функции в жизни тела в плане дыхания. Дыхание, по существу, есть одна из основных форм проявления жизненной энергии, соответствующая первому из пяти вышеупомянутых уровней. Функция дыхания выполняет жизненно важную роль в поддержании и распределении энергии физического тела; тем не менее процесс дыхания может быть приостановлен без прерывания при этом жизни.
Западная наука подвергает сомнению существование витальной силы, или жизненной энергии, ибо наука рассматривает лишь наиболее поверхностные проявления Природы и не располагает истинным знанием, кроме как о физическом внешнем мире. Прана, жизненная энергия, не относится к разряду физических явлений; она не материальна и представляет собой силу, присутствующую в Материи и поддерживающую ее. Это относится ко всем материальным формам, ни одна из которых не могла бы существовать без Праны. Прана проявляется во всех силах материального характера, таких как электричество, и наиболее близка к самовыражению в своем чистом виде в энергиях, родственных изначальной силе. Никакая материальная сила не способна проявляться без Праны, поскольку все они черпают в ней свою энергию и являются ее орудиями. Но все материальные формы Праны есть лишь отдельные ее аспекты, Прана же сама по себе — это энергия в чистом виде, первопричина всех материальных сил, но не их следствие. Поэтому Прану нельзя выявить в результате физических опытов и анализов, с помощью которых можно зафиксировать лишь комбинации материальных явлений, представляющих собой внешнее следствие присутствия и действия Праны. [12:200—01]