Трансцендентализм Канта. Априоризм и синтетическое единство апперцепции.

Кант является основоположником немецкой классической философии. Философия Канта – трансцендентальная философия. Ее цель – выяснение условий возможности познания. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролируют предмет знания.

Познание состоит из чувственности и рассудка, способности познавать. Без чувственности нет никакого объекта, а без рассудка ничто не мыслимо. Эти способности никак нельзя смешивать или разъединять. Поэтому выделяется наука у чувственности-эстетика и наука о рассудке-логика, которая делится на общую и транцендентальную. Как известно, Канта больше интересовала именно транцендентальная логика.

Транцендентальная эстетика изучает чувственные структуры, с помощью которых человек воспринимает ощущения, формы чувственного познания, априорные формы чувствительности. Кант дает несколько терминов: ощущение, чувственность, созерцание,феномен (объект чувственного созерцания). Кант считал, что есть 2 формы чувственности: пространство и время, которые становятся собственными функциями субъекта. Мы можем мыслить пространство без вещей, но мы не можем мыслить вещь без пространства. Время есть условие восприятия всякого эмпирического опыта. Пространство и время даны нам априори (безусловно независимы от всякого опыта) и внутри нас.

Транцендентальная логика абстрагируется от содержания и исследует априорные формы рассудка. Рассудок делает своим содержанием чистые созерцания простанства и времени, отсюда и трансцендентальная логика абстрагируется от эмпирических, но не от пространственно-временных связей. Эта логика делится на аналитику (поиск априорных понятий, систематично изучая их потребление) и диалектику.

Рассудок свободен от чувствительной характеристики, он мысли посредством понятий (что есть функции). Рассудок — способность суждения. В транцендентальной логике унификации подлежит чистое многообразие, поставляемое чистым созерцанием (пространство и время). И именно унифицирующую активность рассудка Кант называет синтезом. Различными модусами синтезирующей унификации рассудка становятся «категории».

Категории являются теми формами единства и рассудочными предпосылками, которые присоединяются к многообразному чувственному материалу. Кант насчитывает 12 категорий, разделённых на 4 класса: I. Категории количества: Единство, Множество, Цельность II. Категории качества: Реальность, Отрицание, Ограничение III. Категории отношения: Субстанция и акциденция, Причинность и зависимость, Взаимодействие активного и пассивного IV. Категории модальности: Возможность и невозможность, Существование и несуществование, Необходимость и случайность.

Основание объекта не где-нибудь, а в субъекте: эта необходимая связь, образующая единство опытного объекта, - синтетическое единство субъекта. Кульминиционным моментов в понятийной аналитике Канта стала трансцендентальная апперцепция — фигура «Я мыслю». Поскольку категорий 12, очевидно наличие первоначального единства.

Объединение представлений в Я предполагает синтез, который должен иметь априорный характер. Зная чистые формы этого синтеза (Кант убежден, что ими являются категории), можно антиципировать законы, которым неизбежно должны подчиняться явления как предметы возможного опыта, т.к. они не будут восприняты. Это высшее основоположение носит аналитический характер, т.к. понятие Я уже включает представление о синтезе. Однако аналитическое единство апперцепции возможно лишь ее первоначально-синтетической природе. Поскольку трансцендентальное единство апперцепции связано с объективными категориальными синтезами, Кант именует его также объективным единством самосознания.

Билет 23

«Вещь в себе» и явление. Пространство и время как формы чувственности

Мир неизбежно скрыт от нас, поэтому знание возможно не о нем, а о наших собственных состояниях (ощущениях, чувствах, мыслях и т.п.), т. е. предметом философии может быть только доступная нам субъективная (внутренняя) реальность, но никак не объективная (внешняя). Все существующее само по себе Кант назвал ноуменом, или «вещью в себе» («вещью для себя»), которая непознаваема, ведь о ней знать ничего нельзя, это ограничительное, пустое понятие. Единственное, что мы можем знать о «вещи в себе», это то, что она есть, и есть вне ума. То, что мы видим, что представляется нам как реально существующее, он обозначил феноменом, явлением, или «вещью для нас». Это все, что мы знаем и что мы можем знать, т. к. мы воспринимаем только так как мы можем воспринимать. Таким образом «вещь в себе» - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания, а явление - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания.

Многообразие ощущений дает нам чувственное восприятие. Но наша чувственность имеет свои априорные (доопытные) формы. Мы воспринимаем мир именно таким, каким он должен быть по нашим представлениям, т. е. не сознание сообразуется с реальными вещами, познавая их, а наоборот, вещи – с формами сознания. Человек наделяет мир своими изначальными, врожденными, доопытными формами, схемами, структурами и постигает в действительности то, что сам вкладывает в нее. Кант выделяет 2 формы чувственности и называет их внешнее (пространство) и внутреннее (время). Пространство – априорная форма внешнего чувства, или внешнего созерцания. Оно выводится из наших чувственных данных. Это условие восприятия вещи. Время – априорная форма внутреннего чувства, внутреннего восприятия. 2 фокуса существования времени – одновременность и последовательность. Время – условие восприятия объективного опыта, можно сказать – способ восприятия реальности.

Билет 24

Наши рекомендации