Партийность марксизма-ленинизма

Будучи в своем существе глубоко научным, коммунистическое мировоззрение в то же время обладает ярко выраженной партийностью. Это качество Ленин назвал ценнейшей и величайшей традицией в деятельности Маркса и Энгельса [14].

С точки зрения марксизма-ленинизма, под партийностью понимается классовая направленность взглядов и поведения людей [15]. То есть отражение во взглядах и поведении людей интересов определенных классов, социальных слоев. Люди мыслят и действуют в соответствии с характером этих интересов, добиваясь максимальной реализации обусловленных ими целей, задач. Такое состояние политической позиции людей, общественных сил и называется их партийностью. Само же понятие партийность прежде всего связано, конечно, с деятельностью политических партий, поскольку именно они наиболее четко выражают интересы классов, слоев и руководят ими.

Однако ошибочно считать, будто партийность свойственна только тем, кто формально состоит в какой-либо партии. В классово разделенном обществе все люди в известном смысле партийны, ибо принадлежат или тяготеют к определенному классу, слою и в силу данной принадлежности или тяготения действуют в соответствии с их интересами. Значит, полностью беспартийным в политике нельзя быть в принципе. Человек может искренне считать себя беспартийным, может вообще не задумываться об этом, но в действительности неизбежно будет партийным. Партийность, отметил Ленин, одновременно есть и условие, и показатель политического развития. Чем более политически развиты, просвещены, сознательны данное население или данный класс, тем выше, по общему правилу, их партийность [16]. Низкий же уровень осознания и выражения партийности порождает у людей, целых общественных сил состояние недостаточной партийной определенности или мнимой беспартийности [17].

Для правильного понимания партийности как явления прежде всего важно иметь в виду следующее:

Во-первых, в соответствии с тремя составляющими современное человечество основными общественными группами (буржуазией, мелкобуржуазными слоями и пролетариатом, рабочим классом) существуют три основных типа партийности – буржуазная, мелкобуржуазная и пролетарская (социалистическая, коммунистическая, марксистско-ленинская). Суть буржуазной партийности заключается в отстаивании таких общественных порядков, при которых безраздельно мог бы господствовать крупный капитал. Следовательно, кто борется за такие порядки, тот стоит на точке зрения буржуазной партийности. Суть мелкобуржуазной партийности заключается в отстаивании таких общественных порядков, при которых доминирующими во всех сферах жизни были бы различные мелкобуржуазные слои. Следовательно, кто борется за такие порядки, тот стоит на точке зрения мелкобуржуазной партийности. Суть пролетарской (социалистической, коммунистической, марксистско-ленинской) партийности заключается в отстаивании таких порядков, где бы в центре всего были люди труда. Следовательно, кто борется за такие порядки, тот стоит на точке зрения пролетарской (социалистической, коммунистической, марксистско-ленинской) партийности. Иными словами, марксистско-ленинская партийность заключается в наиболее полном, последовательном выражении и отстаивании интересов рабочего класса, других трудовых слоев общества. Через призму этой своей партийности коммунисты должны воспринимать весь мир, все события, действия любых политических сил и любых политических деятелей.

Во-вторых, партийность может быть прогрессивной и реакционной. Прогрессивная партийность – это партийность, выражающая интересы такого класса, слоя, которые находятся на восходящей ступени своего развития и устремления которых соответствуют ходу истории. В этом случае борьба за интересы данного класса, слоя способствует прогрессу и двигает человечество вперед. Реакционная партийность – это партийность, выражающая интересы такого класса, слоя, которые находятся на нисходящей ступени своего развития и устремления которых противоречат ходу истории. В этом случае борьба за интересы данного класса, слоя препятствует прогрессу и сдерживает поступательное движение человечества. Стало быть, прогрессивная партийность помогает успешному решению вставших перед человечеством задач, а реакционная партийность мешает их решению.

В-третьих, партийность может быть субъективистская и объективная. Субъективистская партийность имеет место тогда, когда выражаемые ею классовые интересы противоречат ходу общественного развития. Носители такой партийности вынуждены, защищая данные классовые интересы, искажать действительность, маскировать подлинные цели, отступать от требований научного знания и создавать различные ненаучные концепции. Здесь, стало быть, партийность и научность расходятся. Объективная партийность имеет место тогда, когда выражаемые ею классовые интересы соответствуют ходу общественного развития. Носители такой партийности, защищая данные классовые интересы, действуют в соответствии с требованиями исторических законов. И у них нет нужды искажать действительность, маскировать подлинные цели. Наоборот, чем адекватнее они будут отражать действительность, тем большего результата достигнут. Здесь, стало быть, партийность и научность совпадают. Таким образом, субъективистская партийность – реакционна и ненаучна, а объективная партийность – прогрессивна и научна.

Марксистско-ленинская партийность, бесспорно, является прогрессивной и научной. В ней классовость и объективность совпадают, взаимно определяя друг друга. И это естественно, ибо объективность, а значит, научность в политике возможны лишь в том случае, если политическая действительность анализируется сквозь призму классовых отношений. В классово разделенном обществе иная позиция будет изначально ненаучной, ибо останется проигнорированным самое существенное в нем.

Научный анализ, указывает Ленин, – это классовый анализ, это подход с точки зрения отношений между классами. Научное обоснование политики требует точного учета состояния классовых сил. Теория классовой борьбы составляет ведущую нить в исследовании общества. Принцип классовой борьбы есть основа всех учений и всей политики коммунистов [18]. Причем следует анализировать действия именно классов в целом, а не отдельных их представителей. Об исторических событиях, разъясняет Ленин, надо судить по движениям классов, а не по настроению отдельных лиц и группок. Требуется брать за основу не лица и не группы, а анализ классового содержания общественных течений и идейно-политическое исследование их стержневых принципов [19]. Подмена действия классов действиями отдельных лиц и группок превращает политику в политиканство.

Классовый, партийный анализ политической действительности заключается во вскрытии и выявлении классовых интересов, действующих на политической арене сил. «Люди, – пишет Ленин, – всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [20]. Вскрытие и выявление классовых интересов позволяют выяснить природу и стремления данных классов, понять их прошлое, нынешнее и последующее политическое поведение. А такое понимание дает возможность правильно определить место классов на арене борьбы, наметить верную линию действий в соответствии со сложившимся соотношением классовых сил. Выделяя огромное значение этого обстоятельства, Ленин отметил, что сильны только те борцы, которые опираются на сознанные интересы известных классов, и всякое затушевывание интересов (особенно тех, которые играют в обществе доминирующую роль) только ослабляет борцов [21]. Сознание классовых интересов укрепляет участников политического процесса, делает их способными владеть ситуацией, управлять событиями, а не плестись за ними.

* * *

Говоря о классовом подходе как обязательном условии объективной партийности, важно специально подчеркнуть, что без него объективность неизбежно превращается в явление, внешне похожее на объективность, но по сути противоположное ей – в объективизм. Он представляет собой мировоззренческую позицию, ориентирующуюся на воздержание от критических социально-политических оценок происходящего. Объективист, с одной стороны, будто бы берет события и тенденции такими, каковы они на самом деле, но, с другой стороны, рассматривает их в отрыве от деятельности конкретных классовых сил. Он, получается, только регистрирует события и тенденции, констатирует неизбежность происходящего, а значит, и оправдывает сложившееся положение вещей, каково бы оно ни было. Тем самым объективная партийность подменяется здесь партийностью субъективистской.

Основное различие между объективистом и материалистом (исследователем, стоящем на почве подлинной объективности) хорошо показал Ленин: «Объективист говорит о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с точностью данную общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения. Объективист говорит о “непреодолимых исторических тенденциях”; материалист говорит о том классе, который “заведует” данным экономическим порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. Таким образом, материалист… последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость» [22].

Стало быть, главная черта, отличающая подлинную объективность от объективизма – органическое единство адекватности восприятия социальной действительности и принципиальной оценки ее с классовых позиций. И, следовательно, объективность неизбежно включает в себя партийность, обязывая при всякой оценке событий прямо и открыто становиться на точку зрения того или иного класса. Другой подход вообще, очевидно, невозможен, ибо ни один живой человек не может не занимать сторону того или иного класса (раз он понял их взаимоотношения) не может не радоваться его успеху и огорчаться неудачам, не может не негодовать на тех, кто враждебен данному классу и мешает его развитию.

А вот объективизм отрицает партийность и стремится прикрыть свою по сути партийную заинтересованность в определенных выводах мнимой беспартийностью и беспристрастностью. Тем самым он покидает почву подлинной научности и впадает в субъективизм, искажая реальные отношения классовых сил. Объективная партийность, повторим, подменяется здесь субъективистской партийностью.

В отличие от присущей марксизму-ленинизму объективной партийности, субъективистская партийность составляет характернейшую черту буржуазной общественной мысли. Обусловлено это тем, что научные представители буржуазии всегда в большей или меньшей степени являлись идейными, теоретическими выразителями ее стремлений и предрассудков, а потому обычно не заинтересованы в строго объективном познании действительности. Наоборот, они стремятся не допустить такого познания во имя сохранения выгодных для них общественных порядков. Беспристрастной социальной науки, отметил Ленин, не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Ожидать ее – такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия капиталистов в вопросе о том, следует ли им увеличить плату рабочим, уменьшив тем свою прибыль [23]. У различных направлений буржуазной общественной мысли всегда есть связь с классовым интересом и классовой позицией буржуазии, которая их всемерно поддерживает. Поэтому желание увековечить капиталистический строй, стремление видеть в нем лучший из возможных миров заменяют в буржуазной науке любовь к истине и необходимость подлинно научного исследования.

Наши рекомендации