Упражнение 20. Оптимисты и скептики

Выполняйте в паре. Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень».

Например:

Первый игрок (утверждает): Хорошо, что дома телевизор есть — смотреть можно.

Второй игрок (опровергает утверждение): Хорошо, да не очень, глаза могут заболеть.

— Хорошо, что чайник большой — на всех хватит.

— Хорошо, да не очень — долго закипает.

Или так:

— Плохо, что мороженое холодное — горло болит.

— Плохо, да не очень — летом холод приятен.

Упражнение 21

Выполняйте в паре. Используя опорное словосочетание «не очень», придумайте рассказ-рассуждение.

— По улице мужчина шел. Хорошо!

— Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

— Плохо, да не очень — грязь-то лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

— Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он как негр стал. Это плохо!

Расскажите знакомую сказку, используя прием инверсии (перестановки). Например, «Снегурочку».

— Жили-были дед да баба. Это хорошо!

— Хорошо, да не очень: у них детей не было. Это плохо!

— Плохо, да не очень. Они дочку из снега вылепили. Это хорошо!

— Хорошо, да не очень: ей у печки жарко было. Это плохо!

Упражнение 22

Вы подаете о себе объявление в газету. Прочтите его.

Упражнение 23

Найдите возможность записать себя на видеокассету (в семье, на работе, с друзьями, в конфликте). Проанализируйте изменения в словах, тоне голоса и телесных сигналах в зависимости от того, как в различных ситуациях меняются ваши ощущения.

Упражнение 24. Взаимодействие

Понаблюдайте за разговором других людей рядом с вами или по телефону и отметьте моменты отсутствия синхронизации в их общении. Это могут быть моменты, когда люди начинают говорить одномоментно, либо долгие и томительные паузы, либо неудачные попытки с чьей-либо стороны высказываться и т.п.

Каковы оказались результаты?

Упражнение 25. Доверься мне

Воспользуйтесь магнитофоном и попытайтесь убедить собеседника в том, что он может полностью доверять вашему мнению.

Ситуация 1

Убедите возможного покупателя в том, что вещь, которую вы продаете, действительно стоит запрашиваемой суммы.

Ситуация 2

Убедите однокурсников, что они должны поддержать вашу кандидатуру на предстоящих выборах в студенческий совет.

Прослушайте сделанную запись, обратите внимание на следующие моменты: насколько громким голосом вы говорили, какими были высота и тембр голоса, темп речи, как вы расставляли смысловые ударения. Теперь попробуйте поговорить с кем-нибудь в том же режиме по телефону, а потом — при прямом контакте.

Упражнение 26

Организуйте группу знакомых для игры, в ходе которой водящий с помощью ассоциативных вопросов должен определить, кого из присутствующих остальные выбрали моделью для своих ответов.

Упражнение 27

Разыграйте ситуации, придумайте содержание реплик. Определите тон высказывания и темп речи.

Ситуация 1

Вам нужно выходить из автобуса, но впереди много народу. Приходится идти вперед, причиняя пассажирам неудобства.

Ситуация 2

Сестра отдыхает, а вам с другом нужно обсудить какой-то важный вопрос.

Ситуация 3

На улице вас остановила старушка, она спрашивает, как дойти до аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут, но она вас плохо слышит.

Ситуация 4

К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или стоящих на остановке людей, куда он идет. Не забывайте, что время стоянки ограничено.

Обратите внимание!

Следите за изменениями состояния других людей и своего собственного. Говорите о своих наблюдениях другим только тогда, когда вас об этом просят.

Ваши знания и практические умения, полученные при выполнении этих упражнений, могут оказаться полезными для совершенствования общения и взаимодействия с собеседником.

Глава 14
Неумение слушать — серьезная ошибка

На то и два уха, чтобы больше слушать.

Пословица

Можно без конца улиться навыкам общения, которые включают умение говорить, писать и — что, к величайшему сожалению, забывается — умение слушать. Исследователи утверждают, что мы сохраняем в памяти незначительную долю того, что услышали. Наше внимание обычно сосредоточивается на предстоящем собственном ответе. В результате мы сами себя ставим перед проблемами: неверным пониманием сказанного, потерей важной информации.

Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Дифференциация высоты и силы звучания (монотонного или модулированного, тихого или громкого), определение динамики тона (повышение или понижение), длительности и стабильности фонации способствует лучшему управлению речевым голосом и влияет на его развитие. Интонация отражает коммуникативное намерение, которое связано с отношением говорящего к предмету мысли, то есть к тому, о чем идет речь, а также с отношением к слушающему. Она складывается из взаимодействия повышения-понижения тональности, усиления-ослабления голоса, логических ударений, тембра, темпа речи, ритмики, паузации и др. В живой речи это проявляется мелодикой высказывания. Диапазон интонаций, расширяющий смысловое значение речи, можно считать беспредельным.

Следует заметить, что человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает. Поэтому необходимо совершенствоваться в этой области.

Наши рекомендации