Разница между духовным учителем и ачарьей-основателем
Во введении к "Шримад Бхагаватам" Шрила Прабхупада пишет: "Понятие Бог и Абсолютная Истина неравнозначны. Целью "Шримад Бхагаватам" является Абсолютная Истина. Понятие "Бог" относится к повелителю, тогда как понятие "Абсолютная Истина" относится к сумум бонум - изначальному источнику всех энергий".
По аналогии с этим, можно прийти к выводу, что понятия "духовный учитель" и "ачарья-основатель" - не находятся на одном уровне. Духовный учитель передает послание и учение сампрадаи своим ученикам, в то время как ачарья-основатель возрождает сиддханту своей сампрадаи. В качестве примера можно обратиться к жизни Шрилы Рамануджачарьи, который не встречался с Ямуначарьей при жизни и впервые увидел его сразу после его смерти. Незадолго до того, как Шрила Ямуначарья покинул этот мир, он послал в Канчипур своего самого близкого ученика Махапурну, чтобы попросить Рамануджачарью прийти к нему. Однако, по прибытии в Шри Рангам Рамануджачарья узнал, что Ямуначарья только что оставил тело. Когда он приблизился к телу Ямуначарьи, он увидел, что на его правой руке три пальца оставались согнутыми. Он спросил у окружающих, были ли эти пальцы согнуты при жизни. Те ответили, что нет. Глубоко обдумав значение этого жеста и пытаясь понять, что имел ввиду Ямуначарья, Рамануджачарья принял перед ним три обета. Он пообещал: распространять славу Господа Вишну, чтобы избавить людей от их материальных привязанностей; написать "Шри Башью", комментарий на Веданта сутру; в честь Парашары Муни, воспевшего славу Господа Вишну в "Вишну-пуране", назвать именем Парашары одного из своих учеников.
По мере того, как он давал эти обеты перед телом Ямуначарьи, один за другим пальцы на руке Ямуначарьи распрямлялись. Так всем стало ясно, что Рамануджачарья понял желания своего духовного предшественника и тем самым удовлетворил их. Как и многие другие великие души, Мадхвачарья и Нимбаркачарья также выполнили желания своих предшественников.
В Шри-сампрадае положение Шрилы Рамануджачарьи как ачарьи-основателя настолько возвышенно, что эта сампрадая была названа в его честь. Он считается в ней освободителем всех тех, кто присоединяется к этой сампрадае, а действующие в этой сампрадае гуру считают, что их долг - привести своих учеников к Шриле Раманудже. Поэтому Рамануджачарью называют удхарака-ачарья, Гуру-спаситель, в то время как других гуру в этой цепи ученической преемственности именуют упакарака-ачарьями, гуру-помощниками.
Пример тому можно встретить и в Гаудия-вайшнава сампрадайе. Шрила Рупа Госвами, в честь которого наша сампрадая была названа Рупануга-сампрадаей, является ачарьей-основателем в цепи нашей ученической преемственности. В следующем стихотворении Шрила Нароттама Даса Тхакур объясняет, что ныне действующие ачарьи, или дикша-гуру, приводят своего ученика к ачарье-основателю, чтобы тот освободил его и занял в служении Кришне.
"Я слышал от садху (святых людей), что человек достигает лотосных стоп божественной четы по милости Шрилы Рупы Госвами. О Санатана Госвами и все остальные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху! Пожалуйста, исполните мое желание: я хочу получить милость Шрилы Рупы Госвами. Тот, кто принимает прибежище у его лотосных стоп, должен считаться великой душой. Когда же мой повелитель, Локанатха Госвами, возьмет меня к себе и приведет меня к лотосным стопам Шрилы Рупы Госвами?"
Здесь Шрила Нароттама Даса Тхакур недвусмысленно говорит, что Шрила Рупа Госвами является тем, кто освобождает и занимает преданного в служении лотосным стопам Шри Шри Радхи-Кришны, хотя его собственный гуру - Шрила Локанатха Госвами был вечным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху и, несомненно, освобожденной душой. Тем не менее, он передал своего ученика Шрилу Нароттама Даса Тхакура на попечение Шриле Рупе Госвами. Этот факт становится еще более ясным для нас из следующей молитвы Шрилы Нароттамы Даса Тхакура:
"Я буду робко стоять позади Шри Рупы манджари. Божественная чета тогда обратит на меня свой взор и скажет мне с милостивой улыбкой: "Рупа, откуда взялась эта новая служанка?" Тогда Рупа манджари скажет: "Манджулали привела эту служанку ко мне"". Другими словами, Локанатха Госвами (Манджулали-манджари) действует как посредник между Нароттамой и Шри Рупой, который в конечном счете и воссоединяет Нароттаму с Радхой-Кришной. Проводя аналогию с ИСККОН, можно вспомнить, что Шрила Прабхупада упоминал о существовании ИСККОН в духовном мире. Это означает, что когда мы достигнем духовного совершенства, мы попадем в духовный мир, и там Шрила Прабхупада, подобно Рупе-манджари, представит нас Радхе-Кришне и займет в служении Им. Однако привести преданного к Шриле Прабхупаде должен его дикша-гуру.
Шрила Прабхупада исполнил не только желания своих предшественников, но и предсказания Шри Чайтаньи Махапрабху - Самой Верховной Личности Бога. Как можно оставаться слепым и не замечать его необычайно возвышенного духовного положения? Чтобы понять величие Шрилы Прабхупады, достаточно обратиться к простым историческим фактам. Если мы не сможем по достоинству оценить его величия и возвести его на пьедестал, которого он заслуживает, то это сделает Сам Кришна, потому что именно в соответствии с Его планом Шрила Прабхупада пришел в этот мир, и в соответствии с тем же самым планом истинный духовный статус Шрилы Прабхупады будет явлен всему миру.