Необходимо признать величие Шрилы Прабхупады
Люди, потерявшие веру в движение Шрилы Прабхупады после его ухода, находили те или иные причины, чтобы покинуть Движение. Некоторые из них дошли до того, что стали изобретать собственные теории. Одна из них называется "система ачарьев-ритвиков". В общих чертах она сводится к утверждению, что в ИСККОН никто не достоин быть духовным учителем. Согласно этой теории, Шрила Прабхупада является единственным подлинным духовным учителем, и, пока не появится кто-нибудь его масштаба, Шрила Прабхупада должен продолжать каким-то образом давать посвящение ученикам, несмотря на свое физическое отсутствие на планете.
На первый взгляд, эта философское учение довольно привлекательно. Шрила Прабхупада - совершенный гуру, и если бы он каким-то образом смог проливать на этот мир свою милость непосредственно, то зачем что-то менять? Кто более достоин давать посвящение ученикам, чем Шрила Прабхупада? Однако при тщательном изучении священных писаний и истории вайшнавизма, а также принимая во внимание тот факт, что Шрила Прабхупада никогда ни о чем подобном в своих наставлениях не говорил, я не могу согласиться с этой теорией.
Хотя мои исследования привели меня к выводу о том, что теория ритвиков ошибочна, тем не менее я могу видеть в ней рациональное зерно. Шрила Прабхупада является ачарьей необычайной духовной силы и намного превосходит любого духовного учителя в ИСККОН. Поэтому, естественно, каждый хотел бы стать учеником Шрилы Прабхупады, и он на самом деле является духовным учителем всех преданных ИСККОН, поскольку все они воспитаны в его Движении и на основе его книг. Я также понял, что на ИСККОН возложена особая миссия - одухотворить весь мир в соответствии с предсказаниями Шри Чайтаньи Махапрабху. И для того, чтобы эта миссия увенчалась успехом, нужно, чтобы положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН было признано всеми членами этого Движения. Таким образом, основной тезис теории ритвиков имеет под собой какие-то основания, однако выводы, которые из него делаются, заходят слишком далеко. Шрила Прабхупада является высшим авторитетом для всех членов ИСККОН, и вместе с тем все духовные учителя должны иметь с учениками свои личностные отношения, от которых нельзя и не нужно отказываться. Таков вывод священных писаний нашей традиции.
Когда я начал давать посвящение ученикам, действуя от имени Шрилы Прабхупады, я понял, как важно быть прозрачной средой между моими учениками и Его Божественной Милостью. Я осознал, что могу давать посвящения, поскольку ИСККОН дал мне это право и полномочия - выступать в роли представителя Шрилы Прабхупады и приводить новых членов ИСККОН к лотосным стопам Его Божественной Милости.
Я часто с болью осознаю некомпетентность и чувствую, что единственное, что может помочь мне продолжать действовать в этой роли - это моя полная зависимость от милости Шрилы Прабхупады. Я могу действовать как духовный учитель только до тех пор, пока передаю наставления и идеалы Шрилы Прабхупады своим последователям. Если я отклонюсь от этих принципов, то перестану быть духовным учителем.
Что на самом деле означает выражение "ачарья-основатель"?
Слова говорят сами за себя, и их смысл достаточно очевиден. Шрила Прабхупада - основатель духовной организации и последняя инстанция во всех духовных вопросах. Но какой смысл вкладывается в выражение "духовная организация"? Значит ли это, что каждый может основать духовную организацию и присвоить себе титул ачарьи-основателя? Ответ определенный - нет! На санскрите выражение ачарья-основатель звучит как сампрадая-ачарья. Существует четыре сампрадаи, основанные по воле Самого Кришны. Все остальные сампрадаи неавторитетны (за исключением тех, что напрямую связаны с изначальными четыремя). Изначальными сампрадая-ачарьями являются Брахма, Лакшми, Господь Шива и четверо Кумаров. Под влиянием времени учение истинной сампрадаи покрывается мраком забвения. Когда это происходит, Кришна посылает могущественную личность, которая приходит в этот мир для того, чтобы возродить учение. Таких людей также называют сампрадая-ачарьями. Ачарьи, подобные Рамануджачарье и Мадхвачарье, пришли в этот мир для того, чтобы возродить учение соответствующих сампрадай, поэтому их называют сампрадая-ачарьями. Такой ачарья не только становится во главе огромного духовного движения, но и перестраивает и упорядочивает ту сампрадаю, в которой он является.
Шрила Рамануджачарья явился в то время, когда Индия была наводнена философией майявады, чтобы вернуть к жизни сиддханту вайшнавов и противопоставить ее этому врагу теизма. Мадхвачарья явился немного позже и также достиг успеха в аналогичной миссии. В результате, хотя они и явились около тысячи лет назад, их по-прежнему считают ачарьями соответствующих сампрадай, и каждый в этих сампрадаях связан с ними через посредство их наставлений. Они, несомненно, являются главными шикша-гуру в своих сампрадаях.
Эти сампрадая-ачарьи - не обыкновенные живые существа и даже не садхана-сиддхи - освобожденные души, достигшие освобождения путем практики садханы (упорядоченной духовной практики). Они являются либо наделенными особыми полномочиями воплощениями Бога, либо вечно освобожденными спутниками Господа. Например, Шрила Рамануджачарья - это воплощение Шеши, а Мадхавачарья - воплощение Вайю. Шрила Прабхупада, как ачарья, по меньшей мере принадлежит к той же самой категории. Мы не способны постичь истинное духовное положение Шрилы Прабхупады, однако мы можем принять во внимание, что Сам Кришна явился как Шри Чайтанья Махапрабху для того, чтобы раздавать кришна-прему (любовь к Богу), хотя ее очень сложно обрести даже Брахме и Шиве. Такое великодушие не проявлял даже Сам Кришна. Поэтому Шрила Рупа Госвами прославлял Шри Чайтанью Махапрабху, называя Его самым милостивым и великодушным воплощением Господа. И все же, хотя Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что в свой срок эта према разольется по всему миру, Сам Он распространил ее только на святой земле Индии.
Если мы попытаемся оценить величие Шрилы Прабхупады, то нам станет очевидным, что он и является той личностью, которая принесла драгоценный камень кришна-премы, дарованный миру Шри Чайтаньей Махапрабху. Личность, подобная Шриле Прабхупаде, приходит в этот мир не для того, чтобы завоевать пустое признание недалеких материалистов. Такие личности, как он, приходят для того, чтобы осуществить волю Господа, распространяя Его духовную миссию. Поэтому те, кто хочет следовать путем Прабхупады, должны продолжать осуществлять миссию, отдавая ему должное как основателю этой миссии. Если же, вместо того чтобы распространять его славу по всему миру, мы попытаемся соперничать с ним, думая, что сравнялись с ним в величии и даже обрели способность служить Господу лучше, чем Шрила Прабхупада, то тогда нам необходимо заглянуть вглубь своего сердца и посмотреть, не ворвался ли туда случайно бешеный слон гордыни, чтобы растоптать разбитый в нем священный сад и уничтожить росток преданности.