Шри чайтанья и шрила прабхупада
Вступление
Однажды в Бомбее в 1977 году - последнем году своей жизни в этом мире - Шрила Прабхупада проявил резкое недовольство одним из своих учеников, который на пресс-конференции не упомянул его титула ачарьи-основателя ИСККОН. Тогда меня это довольно сильно удивило, поскольку Шрила Прабхупада никогда не заботился о личном престиже. Тем не менее в этой ситуации он требовал признания! Позже несколько раз мне доводилось слышать, как Шрила Прабхупада разъяснял ученикам смысл этого титула. И в конце концов однажды я услышал, как Его Божественная Милость дал очень ясные и недвусмысленные наставления - когда бы ни упоминалось имя ИСККОН, мы должны обязательно подчеркивать его роль ачарьи-основателя.
Все это казалось мне противоречием в характере Шрилы Прабхупады. С одной стороны, он отличался удивительным смирением и не желал никаких почестей за свои колоссальные достижения. Но с другой стороны, он совершенно явно выказывал свою озабоченность тем, чтобы его положение ачарьи-основателя организации, которую он сам создал, было ясно для всех ее членов. В конце концов я просто смирился с этим противоречием, считая его трансцендентной лилой Шрилы Прабхупады, находящейся выше моего понимания. Однако после ухода Шрилы Прабхупады причина его озабоченности мне начала становиться все более и более ясной. Я понял, что наш учитель, как ачарья-основатель, настаивал на этом не ради собственного престижа или самовозвеличивания, а во имя эффективного и беспрепятственного распространения сознания Кришны, тем самым желая утвердить основополагающий принцип, следовать которому будут на протяжении тысяч грядущих лет.
Поэтому все мы теперь должны осознать, что залогом истинного успеха нашего Движения является признание и увековечение уникального положения Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя. Признать эту истину должно не только руководство ИСККОН, но все преданные в целом. Именно в этом заключается одна из самых важных обязанностей, лежащих на нас как на членах ИСККОН.
Величие Шрилы Прабхупады
Величайшая заслуга Шрилы Прабхупады заключается в том, что он распространил Движение сознания Кришны по всему миру и основал ИСККОН - организацию, которой суждено продолжать распространение этого Движения на протяжении многих и многих последующих лет. Выполнить такую неимоверно сложную задачу мог только тот, кого Господь наделил особой милостью. И сам Шрила Прабхупада часто напоминал нам, что человек не может проповедовать сознание Кришны, не получив полномочий от Самого Кришны: кришна шакти вина нахе тара правартана ("Чайтанья-чаритамрита", Антья-лила, 7.11).
Если, не получив благословений и полномочий от Кришны, невозможно распространять Движение сознания Кришны даже в небольших масштабах, что же тогда говорить о том, кто совершенно непостижимым образом наводнил сознанием Кришны весь мир? Несомненно, Шрила Прабхупада не только получил все полномочия от Кришны, он был непосредственно послан Им Самим, чтобы осуществить эту особую миссию. В противном случае, как бы он смог достичь таких ошеломляющих результатов? И по мере того, как мир будет постепенно осознавать его удивительные достижения, все большее число людей будут неизбежно приходить к выводу, что он является одной из самых величайших и наиболее значимых фигур в мировой истории.
Чем глубже люди понимают величие Шрилы Прабхупады, тем легче им будет следовать по его стопам и духовно развиваться. Если бы мы могли сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении и помочь людям осознать величие Шрилы Прабхупады, в сознании всего мира произошла бы духовная революция. Бесчисленное множество людей стало бы преданными Верховной Личности Бога, и во всем мире воцарилась бы удивительная духовная атмосфера. Для достижения этой цели Шрила Прабхупада и основал ИСККОН - духовную организацию, предназначенную для продолжения миссии распространения его милости даже после его ухода с этой планеты. И следует признать, что ИСККОН удается в значительной степени выполнить это желание Шрилы Прабхупады.
Шрила Прабхупада создал ИСККОН с удивительной прозорливостью. Если бы дееспособность ИСККОН основывалась исключительно на его личном или физическом присутствии, т.е. если бы он не смог сделать ИСККОН самодостаточным, способным продолжать миссию в его отсутствие, что сталось бы с теми, кто откликнулся на его проповедь? Как его питомцы смогли бы уберечь свою духовную жизнь от тлетворного влияния атмосферы безбожия века Кали? И так мы уже видели преданных, которые, несмотря на выпавшую им возможность принять прибежище у лотосных стоп самого Шрилы Прабхупады, разорвали связь с сознанием Кришны. Если это так, то какой надеждой могут тешить себя не столь удачливые души, которым суждено откликнуться на призыв Шрилы Прабхупады лишь многие тысячи лет спустя после его ухода?
Историки и социологи утверждают, что большинство религиозных организаций обычно распадается после ухода их основателя или духовного лидера. ИСККОН, тем не менее, продолжает развиваться даже после ухода Шрилы Прабхупады. Изучая созданную Шрилой Прабхупадой структуру и систему управления ИСККОН, историки и социологи поражаются практической мудрости и прозорливости их творца. Самым веским подтверждением этому служит тот факт, что спустя двадцать лет после ухода Шрилы Прабхупады из этого мира его миссия продолжает жить и распространяться в русле ИСККОН. И сам он по-прежнему живет в своем Движении, в своих книгах и последователях, проливая свою милость через них на весь мир. Если бы люди смогли признать этот факт и принять Шрилу Прабхупаду изначальным и основополагающим духовным наставником и учителем в своей жизни, то мы бы стали свидетелями невиданного доселе на земле расцвета духовного царства.
Высший духовный учитель
В своем введении к "Шримад Бхагаватам" Шрила Прабхупада описывает верховное положение Господа Кришны. Такое же верховное положение занимает и сам Шрила Прабхупада в основанной им организации, поскольку, как ачарья-основатель ИСККОН, он является изначальным и высшим духовным учителем для своего Движения, и останется таковым навсегда. Шрила Прабхупада пишет: "Существует много вибхутимат саттв - повелителей, или богов, обладающих какими-то особыми силами, но Абсолютная Истина одна и только одна". Точно так же в ИСККОН существует много духовных лидеров, наделенных различной духовной силой. Однако Шрила Прабхупада является уникальным, единственным в своем роде ачарьей-основателем этой организации.
"Боги, то есть повелители, несомненно, личности, но парам сатьям, от которой они получают свою власть - это Верховная Личность".
Несомненно, духовным лидерам ИСККОН приходится принимать на себя роль духовных учителей или ачарий, действующих самостоятельно, но получают они свою духовную силу и способность действовать в этой роли именно от ачарьи-основателя.
"Поскольку Верховный Господь не черпает свое могущество ни из каких других источников, Он абсолютно независим".
Поскольку Шрила Прабхупада является ачарьей-основателем ИСККОН, он не находится под чьей-либо властью или юрисдикцией внутри ИСККОН. Хотя, согласно завещанию Шрилы Прабхупады, каждый член ИСККОН находится под управлением Руководящего Совета (Джи-би-си) ИСККОН, сам Шрила Прабхупада ему не подотчетен. На самом деле, это Джи-би-си должно управлять ИСККОН в строгом соответствии с планами и наставлениями Шрилы Прабхупады. Продолжая ту же аналогию, можно сказать, что положение лидеров ИСККОН похоже на положение полубогов, находящихся под властью Верховной Личности Бога.
"В ведических писаниях Брахма называется верховным богом, или главным среди остальных богов, таких, как Индра, Чандра, Варуна и проч., однако "Шримад-Бхагаватам" утверждает, что даже Брахма зависим в своем могуществе и знании. Знание в форме Вед было получено им от Верховной Личности, пребывающей в сердце каждого живого существа".
Хотя ведические писания утверждают, что духовный учитель является высочайшим авторитетом в духовной жизни своих учеников, духовные учителя ИСККОН не являются независимыми, поскольку занимают это положение только по милости ачарьи-основателя.
"Как только живая искра покидает машину тела, оно становится бесполезным".
ИСККОН представляет собой тело Шрилы Прабхупады и поэтому сразу станет бесполезным, как только мы перестанем признавать особую, уникальную роль Шрилы Прабхупады в ИСККОН как его ачарьи-основателя.
"Страдающему человечеству необходимо знание о Кришне, и мы просим лидеров всех стран ради их собственного блага, блага общества и всего мира воспользоваться этой наукой о Кришне".
Существует настоятельная необходимость ясно и отчетливо осознать положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН. Поэтому мы просим всех членов ИСККОН, нынешних и будущих, признать уникальный духовный статус Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН - ради собственного блага, ради блага всего общества и ради блага всего мира в целом.
Предлагаемые решения
Система зональных ачарьев
Одна из самых острых проблем ИСККОН, возникших вскоре после ухода Прабхупады - это формирование системы зональных ачарьев.
К этому времени несколько старших преданных, которых Прабхупада просил давать посвящение ученикам, приняли роль инициирующих духовных учителей. Некоторые из них из-за недостатка опыта попытались поставить себя в абсолютное положение, считая, что для того, чтобы быть духовным учителем, нужно находится на таком же высоком уровне, как Шрила Прабхупада. В своих зонах они уподоблялись "мини-Прабхупадам", упустив из виду уникальное положение Прабхупады в ИСККОН. Это явление позже получило название "системы зональных ачарьев".
Шрила Прабхупада предупреждал своих учеников, чтобы те не пытались назначить "всемирного" ачарью. Он указывал, что именно из-за этой ошибки распался Гаудия-матх. Однако, несмотря на предупреждения Шрилы Прабхупады, ведущие преданные ИСККОН невольно совершили такую же ошибку, хотя и слегка по-иному. Вместо назначения "всемирного" ачарьи, вселенная ИСККОН была поделена на меньшие зоны, и инициирующие учителя стали единственными ачарьями в своих зонах. Хотя ИСККОН не распался, как Гаудия-матх, ему пришлось заплатить дорогую цену за отклонение от указаний Шрилы Прабхупады. Тем не менее из этой ошибки ИСККОН извлек ценный урок: не нужно делать ИСККОН авторитарной организацией. Необходимо руководить этим бесценным духовным движением коллективно, поставив Шрилу Прабхупаду в центр.
Если мы утвердим Шрилу Прабхупаду в положении ачарьи-основателя и учредим систему, в рамках которой гуру ИСККОН будут являться прозрачной средой между своими учениками и Шрилой Прабхупадой, тогда подобные заблуждения в ИСККОН будут искоренены раз и навсегда.
В своем поколении мы осознали эту опасность и в значительной степени исправили эту ошибку. Но не следует быть наивными, думая, что будущие поколения не повторят той же самой ошибки. Обретя нескольких учеников, духовному учителю в этот век очень легко захотеть стать независимым. Может быть, система ИСККОН и стала достаточно прочной, и в будущем никому не будет позволено становиться "всемирным" ачарьей или зональным ачарьей. Но где гарантия того, что какому-то гуру подчинение авторитету Джи-би-си не покажется ущемлением его прав, и он не решит создать собственное Движение, где станет единственным ачарьей?
Можно сказать, что это не затронет ИСККОН прямо. Тем не менее косвенно это может иметь пагубные последствия. В крайнем случае, мы потеряем такого гуру и его учеников, и это породит ненужную конкуренцию. Однако, если каждый в ИСККОН заранее будет знать об уникальном положении Шрилы Прабхупады (как самого выдающегося шикша-гуру и ачарьи-основателя для всех, кто учится духовной жизни в рамках ИСККОН), и что главная обязанность гуру ИСККОН - привести своих учеников к лотосным стопам Шрилы Прабхупады и передать им его учение, тогда возможность такой опасности будет сведена к минимуму.
Мы должны помнить, что живем в век Кали, и люди в этот век в целом очень слабы и не имеют каких-либо духовных наклонностей. Достаточно взглянуть на наши собственные жизни. Большинство из нас были глубоко погружены в материальную деятельность и не имели никаких духовных наклонностей. И только благодаря беспричинной милости Шрилы Прабхупады мы встали на духовный путь. Хотя мы взяли на себя серьезную обязанность быть духовными учителями, многие из нас не обладают в полной мере всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников. Духовные учители понимают это, но они продолжают выполнять свой долг гуру в духе служения Шриле Прабхупаде и стараются делать это наилучшим образом.
Духовный учитель должен быть прозрачной средой между своими учениками и Верховной Личностью Бога. Чтобы быть способным на это, человек должен являться освобожденной душой. Многие из нас таковыми не являются, но ради распространения сознания Кришны в соответствии с желанием Прабхупады, мы принимаем на себя обязанность давать посвящение ученикам, даже несмотря на свое несовершенство. И мы видим, что наши ученики духовно развиваются благодаря прибежищу и наставлениям, которые они получают в ИСККОН. И эта заслуга, конечно же, принадлежит, Шриле Прабхупаде.
Нам очень важно осознать, как совершенно Шрила Прабхупада организовал ИСККОН. В этой духовной организации, просто имея преданность его лотосным стопам, даже мы способны нести тяжелые обязанности духовного учителя, и просто благодаря связи с ним и следованию его указаниям, начинающие преданные могут уверенно продвигаться духовно, постепенно поднимаясь до высших сфер духовного мира. Если уподобить ИСККОН духовному кораблю, несущему обусловленные души через океан материального существования, тогда наша обязанность как духовных учителей заключается просто в том, чтобы помочь пассажирам взойти на корабль и оставаться на борту. Все остальное сделает могущество Шрилы Прабхупады.
Философия риттвиков
Ритвиквада - это искаженное отражение концепции ачарьи-основателя. Шрила Прабхупада в своей апраката-лиле больше не дает посвящений. Однако все гуру ИСККОН, как нынешние, так и будущие, признают, что их обязанность состоит в том, чтобы приводить своих учеников к Шриле Прабхупаде и таким образом дать им возможность обрести окончательное освобождение.
Синдром нитья-сиддха гуру
Обычно считается, что гуру должен быть освобожденной душой. Однако в таком обществе, как ИСККОН, на котором лежит огромная ответственность за распространение сознания Кришны во всем мире, существует необходимость в большом количестве духовных учителей, и из среди них далеко не все могут оказаться вечно освобожденными душами. Другое практическое соображение заключается в том, что освобожденная душа обычно не раскрывает своей духовной сущности другим. Поэтому вместо того, чтобы теряться в догадках, кто является освобожденной душой, а кто нет, для нас практичнее утвердить тот факт, что Шрила Прабхупада является вечно освобожденной душой, и каждый, кто должным образом представляет его, является истинным духовным учителем.
В священных писаниях действительно говорится о необходимости принять духовным учителем вечно освобожденного чистого преданного. Однако, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху, нам стала доступна другая возможность. Шрила Прабхупада и по сей день продолжает давать нам свою милость в форме ИСККОН. В этот век для широкого распространения сознания Кришны по всему миру требуется много гуру, и большинство из них могут не быть вечно освобожденными душами. Однако никто не станет сомневаться в непревзойденном духовном положении Шрилы Прабхупады.
В ИСККОН много духовных учителей, и все они могут находиться на разных уровнях духовного развития. Ученики и последователи очень возвышенных духовных учителей могут чувствовать своего рода сострадание к ученикам менее продвинутых гуру, думая, что те не смогут продвигаться духовно под руководством своего дикша-гуру. Из такого сострадания они даже могут предлагать им отвергнуть своего духовного учителя и принять повторное посвящение или духовное прибежище у продвинутого духовного учителя.
Несомненно, что уровень духовного прогресса ученика ограничен уровнем его духовного учителя. Однако в ИСККОН прогресс отдельного ученика этим фактором не ограничивается. Уникальная система, введенная Шрилой Прабхупадой, добавляет совершенно новое измерение. В ИСККОН спасителем всех является Шрила Прабхупада. Поэтому ученики должны осознавать, что обязанность их духовного учителя состоит в том, чтобы связать их со Шрилой Прабхупадой, и если он выполняет эту задачу, то идеально исполняет обязанности истинного духовного учителя. И тогда, в конечном счете, ученик гуру ИСККОН не будет ничем ограничен в своем духовном росте.
Начинающему преданному трудно распознать продвинутого вайшнава. Так, часто мы замечаем, что начинающие преданные принимают за признак возвышенного духовного статуса эрудицию и харизму, а иногда даже рождение в определенной стране или принадлежность к высокой касте.
Хотя в ИСККОН запрещается "переманивание" и оказание давления в выборе гуру, иногда это происходит втихомолку. В ряде случаев, даже замечая эти нарушения, старшие преданные не желают вмешиваться в данную проблему из-за ее щекотливого характера, и надеются, что этот синдром пройдет сам собой. Но нужно отдавать себе отчет в том, что сам по себе он не пройдет. Однако, если мы глубоко осознаем положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя, то эта проблема действительно исчезнет сама собой, так как преданные осознают, что им не надо пускаться на поиски нитья-сиддха гуру. Он уже есть. Все, что им необходимо найти, - это того, кто даже находясь не промежуточном уровне духовного развития, сможет связать их со Шрилой Прабхупадой.
Чего мы хотим достичь?
Для того чтобы понять, чего мы действительно хотим достичь в первую очередь, мы должны понять, что у нас уже есть. Из сострадания к падшим и деградировавшим людям этого века Шри Чайтанья Махапрабху нисшел, чтобы распространять кришна-прему, драгоценное сокровище Голоки Вриндаваны. Для того, чтобы получить ее, необходимо иметь веру и готовность предаться. Человеку не нужно быть очень духовным или благочестивым. Если он просто признает особую милость Шри Чайтаньи Махапрабху и Его преданных, он сможет получить этот особый духовный дар Господа. В отличие от других веков такой порядок вещей предназначен не для одиночек, а для большого количества людей. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху ввели коллективную духовную практику - санкиртану, совместное воспевание святого имени. Метод ясен: просто повторяя чистое имя Господа, преданные обретают спасение. Однако Шри Чайтанья Махапрабху не был доволен этим. У Него был еще один план. Он хотел, чтобы это Движение распространилось по всему миру, в каждом городе и деревне. В этот век распространять славу Господа в подобных масштабах означает объявить войну Кали, правителю этого века.
Мы все знаем, что Кали-юга началась 5000 лет назад, когда Кришна покинул эту планету. Юдхиштхира оставил престол, и царем стал Махараджа Парикшит. В то время дхарма была идеальным образом восстановлена Кришной и поддерживалась Махараджей Парикшитом. Когда Махараджа Парикшит увидел Кали, занимавшегося своими злодеяниями - мучавшего мать-землю и калечившего дхарму, он был готов убить его. Но тот взмолился о пощаде, и он решил изгнать его из своего царства. Махараджа Парикшит был правителем всей планеты, включая океаны, поэтому быть изгнанным из его царства означало быть изгнанным с земли. Кали попросил для себя какого-то места на земле, и Парикшит отвел ему те места, где процветают мясоедение, употребление одурманивающих средств, незаконный секс и азартные игры. Во времена правления Махараджи Парикшита этих явлений практически не было, поэтому Кали попросил отвести ему еще какое-то место и Махараджа Парикшит позволил ему также жить в тех местах, где накапливается золото.
По воле Кришны Кали уготовано править этим веком. Поэтому он постепенно отвоевывает все новые и новые земли и угодья. Он знал, что до тех пор, пока у власти стоит Махараджа Парикшит, ему нечего надеяться распространить свое влияние. Он был не в силах победить его. Поэтому, чтобы исполнить свою миссию, он привлек высшую силу: он повлиял на мальчика-брахмана Шринги, чтобы тот проклял Махараджа Парикшита и обрек его на смерть по истечение семи дней. Таким образом, под влиянием Кали, деградация общества началась с головы. Воспользовавшись этой ситуацией, ракшасы начали рождаться в брахманических семьях и вводить вместо религиозных принципов всевозможные виды безбожия. Пользуясь своим положением, они стали эксплуатировать остальных членов общества. Когда кшатрии увидели деградацию брахманов, они отказались принимать их авторитет. Таким образом кшатрии стали независимыми и деспотичными. Так лишенное руководства подлинных брахманов и настоящих кшатриев человеческое общество начало разваливаться. Теперь, по прошествии 5000 лет, Кали покорил мир. Поэтому, куда бы мы ни пришли, практически каждый ест мясо, употребляет одурманивающие средства, вступает в незаконные сексуальные связи и играет в азартные игры. Эти четыре опоры адхармы утвердились настолько прочно, что дхарма лишилась места в этом мире.
Всякий раз, когда дхарма приходит в упадок и начинает преобладать адхарма, Кришна нисходит, чтобы восстановить дхарму. Кришна пришел в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы дать Себя людям в форме Святого Имени. Более того, Он послал Шрилу Прабхупаду, полководца, идеально подходящего для того, чтобы возглавить последнюю атаку и свергнуть Кали с престола на десять тысяч лет. Подобно доблестному воину, Шрила Прабхупада отправился один в столицу царства Кали и объявил ему войну. Он выпустил заключенных из тюрьмы Кали и собрал армию. И с тех пор он выигрывает в каждой из битв, добиваясь победы благодаря тому, что Кришна сражается на его стороне.
Этот великий полководец знал, что он не будет вечно вести свою армию лично. Поэтому с поразительной прозорливостью он организовал ее так, чтобы она продолжала существовать и сражаться даже после его ухода. Этой структурой является ИСККОН - организация, наделенная духовной энергией Кришны, продолжение духовного мира. Это непобедимая крепость, которая защитит солдат Шри Чайтаньи Махапрабху от всех атак Кали. ИСККОН - это не обыкновенная организация. Ей передали свои полномочия Шри Чайтанья Махапрабху и вся ученическая преемственность. И Шрила Прабхупада, несмотря на свой уход с этой планеты, как ангел-хранитель, продолжает вести ее.
Этому Движению уготовано охватить весь мир и установить сознание Кришны во всех его уголках.
На нас, членах ИСККОН, лежит особая ответственность - защитить эту драгоценную организацию. О том, как это сделать, я уже говорил - мы должны позволить Шриле Прабхупаде занять то положение, которое принадлежит ему по праву - положение ачарьи-основателя ИСККОН. Остальное произойдет само собой.
Кали не смирится со своим поражением так легко. Он будет продолжать свои атаки, и каждая новая будет серьезнее предыдущей. Но пока мы будем сражаться под эгидой нашего трансцендентного полководца, Шрилы Прабхупады, все его атаки будут обречены на поражение.
Вступление
Однажды в Бомбее в 1977 году - последнем году своей жизни в этом мире - Шрила Прабхупада проявил резкое недовольство одним из своих учеников, который на пресс-конференции не упомянул его титула ачарьи-основателя ИСККОН. Тогда меня это довольно сильно удивило, поскольку Шрила Прабхупада никогда не заботился о личном престиже. Тем не менее в этой ситуации он требовал признания! Позже несколько раз мне доводилось слышать, как Шрила Прабхупада разъяснял ученикам смысл этого титула. И в конце концов однажды я услышал, как Его Божественная Милость дал очень ясные и недвусмысленные наставления - когда бы ни упоминалось имя ИСККОН, мы должны обязательно подчеркивать его роль ачарьи-основателя.
Все это казалось мне противоречием в характере Шрилы Прабхупады. С одной стороны, он отличался удивительным смирением и не желал никаких почестей за свои колоссальные достижения. Но с другой стороны, он совершенно явно выказывал свою озабоченность тем, чтобы его положение ачарьи-основателя организации, которую он сам создал, было ясно для всех ее членов. В конце концов я просто смирился с этим противоречием, считая его трансцендентной лилой Шрилы Прабхупады, находящейся выше моего понимания. Однако после ухода Шрилы Прабхупады причина его озабоченности мне начала становиться все более и более ясной. Я понял, что наш учитель, как ачарья-основатель, настаивал на этом не ради собственного престижа или самовозвеличивания, а во имя эффективного и беспрепятственного распространения сознания Кришны, тем самым желая утвердить основополагающий принцип, следовать которому будут на протяжении тысяч грядущих лет.
Поэтому все мы теперь должны осознать, что залогом истинного успеха нашего Движения является признание и увековечение уникального положения Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя. Признать эту истину должно не только руководство ИСККОН, но все преданные в целом. Именно в этом заключается одна из самых важных обязанностей, лежащих на нас как на членах ИСККОН.
Шри Чайтанья и Шрила Прабхупада
Приходя в Своем удивительном воплощении Шри Чайтаньи Махапрабху, Господь скрывается в облике преданного. И Он не позволяет обыкновенным людям проникнуть в тайну Его сущности. В силу крайне завистливого нрава людей этого мира Верховная Личность Бога предпочитает скрывать от них Свою истинную природу. Если кто-то обращался к Господу Чайтанье Махапрабху как к Верховной Личности Бога, то Он обычно закрывал уши руками, как будто слыша оскорбление, но от Своих истинных преданных скрыть Свой облик Господь был не в силах. Они узнали Его и рассказали всему миру о том, кто Он такой. Точно так же Шрила Прабхупада явился в этот мир, пытаясь скрыть свою истинную природу. Явление Шрилы Прабхупады - не случайное событие, но апогей пятисотлетней истории духовного развития. Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы распространить кришна-прему, и сделал это, ограничив Свою проповедническую деятельность святой землей Индии. Но в действительности Шри Чайтанья Махапрабху хотел наводнить любовью к Кришне весь мир, что видно из Его предсказания о том, что сознание Кришны распространится по всему миру и достигнет каждого города и каждой деревни.
Это предсказание было сделано еще до того, как Колумб открыл Америку, в то время, когда люди еще не знали толком, сколько на Земле континентов, не говоря уже о городах и деревнях. Но сегодня для всех очевидно, что пророчество Шри Чайтаньи Махапрабху сбывается благодаря Шриле Прабхупаде. И происходит это по божественной воле Самого Шри Чайтаньи Махапрабху. Но если это так, то каково должно быть положение того вайшнава, с помощью которого Он осуществил Свое предсказание? Насколько непостижимым должно быть величие той души, которой Сам Господь Шри Чайтанья Махапрабху даровал право осуществить задачу, не выполненную даже Им Самим - самым милостивым воплощением Бога. Насколько дорог этот преданный Верховному Господу, что Тот уготовил ему такую непревзойденную славу!
Те, кто получил посвящение от Шрилы Прабхупады, и те, кому довелось общаться с ним, пока он находился на этой планете, - крайне удачливые души, поскольку они получили редчайшую возможность личного общения с одним из самых близких спутников Верховной Личности Бога. Тем не менее, как мы неоднократно видели на собственном опыте, из-за самоубийственно неудачливой природы многие из его учеников оставили прибежище его божественных лотосных стоп. Некоторые даже стали врагами и принялись критиковать Прабхупаду и его Движение. Конечно, в каком-то смысле, этого следовало ожидать, поскольку материальными глазами нельзя оценить величие духовного учителя такого уровня. Для того, чтобы оценить по достоинству величие чистого преданного, человек должен сам иметь духовное зрение.
Если даже тем, кто имел возможность непосредственно общаться со Шрилой Прабхупадой, не удалось увидеть и понять его высочайший духовный уровень, что же говорить о будущих поколениях - тех, кто не будет иметь возможности лично общаться с ним? Их шансы будут еще меньше. Поэтому мы - и непосредственные ученики Шрилы Прабхупады, и разминувшиеся с ним всего на несколько лет его последователи - имеем почетное право, а стало быть, и обязанность осознать всю глубину его величия.
Величие Шрилы Прабхупады
Величайшая заслуга Шрилы Прабхупады заключается в том, что он распространил Движение сознания Кришны по всему миру и основал ИСККОН - организацию, которой суждено продолжать распространение этого Движения на протяжении многих и многих последующих лет. Выполнить такую неимоверно сложную задачу мог только тот, кого Господь наделил особой милостью. И сам Шрила Прабхупада часто напоминал нам, что человек не может проповедовать сознание Кришны, не получив полномочий от Самого Кришны: кришна шакти вина нахе тара правартана ("Чайтанья-чаритамрита", Антья-лила, 7.11).
Если, не получив благословений и полномочий от Кришны, невозможно распространять Движение сознания Кришны даже в небольших масштабах, что же тогда говорить о том, кто совершенно непостижимым образом наводнил сознанием Кришны весь мир? Несомненно, Шрила Прабхупада не только получил все полномочия от Кришны, он был непосредственно послан Им Самим, чтобы осуществить эту особую миссию. В противном случае, как бы он смог достичь таких ошеломляющих результатов? И по мере того, как мир будет постепенно осознавать его удивительные достижения, все большее число людей будут неизбежно приходить к выводу, что он является одной из самых величайших и наиболее значимых фигур в мировой истории.
Чем глубже люди понимают величие Шрилы Прабхупады, тем легче им будет следовать по его стопам и духовно развиваться. Если бы мы могли сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении и помочь людям осознать величие Шрилы Прабхупады, в сознании всего мира произошла бы духовная революция. Бесчисленное множество людей стало бы преданными Верховной Личности Бога, и во всем мире воцарилась бы удивительная духовная атмосфера. Для достижения этой цели Шрила Прабхупада и основал ИСККОН - духовную организацию, предназначенную для продолжения миссии распространения его милости даже после его ухода с этой планеты. И следует признать, что ИСККОН удается в значительной степени выполнить это желание Шрилы Прабхупады.
Шрила Прабхупада создал ИСККОН с удивительной прозорливостью. Если бы дееспособность ИСККОН основывалась исключительно на его личном или физическом присутствии, т.е. если бы он не смог сделать ИСККОН самодостаточным, способным продолжать миссию в его отсутствие, что сталось бы с теми, кто откликнулся на его проповедь? Как его питомцы смогли бы уберечь свою духовную жизнь от тлетворного влияния атмосферы безбожия века Кали? И так мы уже видели преданных, которые, несмотря на выпавшую им возможность принять прибежище у лотосных стоп самого Шрилы Прабхупады, разорвали связь с сознанием Кришны. Если это так, то какой надеждой могут тешить себя не столь удачливые души, которым суждено откликнуться на призыв Шрилы Прабхупады лишь многие тысячи лет спустя после его ухода?
Историки и социологи утверждают, что большинство религиозных организаций обычно распадается после ухода их основателя или духовного лидера. ИСККОН, тем не менее, продолжает развиваться даже после ухода Шрилы Прабхупады. Изучая созданную Шрилой Прабхупадой структуру и систему управления ИСККОН, историки и социологи поражаются практической мудрости и прозорливости их творца. Самым веским подтверждением этому служит тот факт, что спустя двадцать лет после ухода Шрилы Прабхупады из этого мира его миссия продолжает жить и распространяться в русле ИСККОН. И сам он по-прежнему живет в своем Движении, в своих книгах и последователях, проливая свою милость через них на весь мир. Если бы люди смогли признать этот факт и принять Шрилу Прабхупаду изначальным и основополагающим духовным наставником и учителем в своей жизни, то мы бы стали свидетелями невиданного доселе на земле расцвета духовного царства.
Высший духовный учитель
В своем введении к "Шримад Бхагаватам" Шрила Прабхупада описывает верховное положение Господа Кришны. Такое же верховное положение занимает и сам Шрила Прабхупада в основанной им организации, поскольку, как ачарья-основатель ИСККОН, он является изначальным и высшим духовным учителем для своего Движения, и останется таковым навсегда. Шрила Прабхупада пишет: "Существует много вибхутимат саттв - повелителей, или богов, обладающих какими-то особыми силами, но Абсолютная Истина одна и только одна". Точно так же в ИСККОН существует много духовных лидеров, наделенных различной духовной силой. Однако Шрила Прабхупада является уникальным, единственным в своем роде ачарьей-основателем этой организации.
"Боги, то есть повелители, несомненно, личности, но парам сатьям, от которой они получают свою власть - это Верховная Личность".
Несомненно, духовным лидерам ИСККОН приходится принимать на себя роль духовных учителей или ачарий, действующих самостоятельно, но получают они свою духовную силу и способность действовать в этой роли именно от ачарьи-основателя.
"Поскольку Верховный Господь не черпает свое могущество ни из каких других источников, Он абсолютно независим".
Поскольку Шрила Прабхупада является ачарьей-основателем ИСККОН, он не находится под чьей-либо властью или юрисдикцией внутри ИСККОН. Хотя, согласно завещанию Шрилы Прабхупады, каждый член ИСККОН находится под управлением Руководящего Совета (Джи-би-си) ИСККОН, сам Шрила Прабхупада ему не подотчетен. На самом деле, это Джи-би-си должно управлять ИСККОН в строгом соответствии с планами и наставлениями Шрилы Прабхупады. Продолжая ту же аналогию, можно сказать, что положение лидеров ИСККОН похоже на положение полубогов, находящихся под властью Верховной Личности Бога.
"В ведических писаниях Брахма называется верховным богом, или главным среди остальных богов, таких, как Индра, Чандра, Варуна и проч., однако "Шримад-Бхагаватам" утверждает, что даже Брахма зависим в своем могуществе и знании. Знание в форме Вед было получено им от Верховной Личности, пребывающей в сердце каждого живого существа".
Хотя ведические писания утверждают, что духовный учитель является высочайшим авторитетом в духовной жизни своих учеников, духовные учителя ИСККОН не являются независимыми, поскольку занимают это положение только по милости ачарьи-основателя.
"Как только живая искра покидает машину тела, оно становится бесполезным".
ИСККОН представляет собой тело Шрилы Прабхупады и поэтому сразу станет бесполезным, как только мы перестанем признавать особую, уникальную роль Шрилы Прабхупады в ИСККОН как его ачарьи-основателя.
"Страдающему человечеству необходимо знание о Кришне, и мы просим лидеров всех стран ради их собственного блага, блага общества и всего мира воспользоваться этой наукой о Кришне".
Существует настоятельная необходимость ясно и отчетливо осознать положение Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН. Поэтому мы просим всех членов ИСККОН, нынешних и будущих, признать уникальный духовный статус Шрилы Прабхупады как ачарьи-основателя ИСККОН - ради собственного блага, ради блага всего общества и ради блага всего мира в целом.