Философское эссе как рецензия.
ТЕМЫ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
Методические указания
Санкт-Петербург
УДК
Селиверстова Н.А. Эссе по философии: темы и методика подготовки. Методические указания / Под ред. доц. В.Е.Быданова – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013. – …. с.
Методические указания содержат рекомендации по основным вопросам организационно-методического характера, связанным с самостоятельной работой студентов в процессе подготовки и написания эссе по дисциплине «Философия». Представлены темы эссе по основным разделам курса философии и по философским первоисточникам, список рекомендуемой литературы. Даны рекомендации по написанию эссе, указаны основные критерии оценки студенческих работ.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия» и обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров. Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе рабочей программы дисциплины «Философия» и позволяют обучающимся приобрести общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5).
Рецензент:
Утверждены на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента _________2013 г.
Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)
Введение
Написание эссепредставляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента.Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения.Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы
Прежде, чем преступить к работе, студентам полезно узнать, что термин "эссе" пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как «опыт», «набросок». Эссе – это жанр публицистики или критики, где в свободной, непринужденной форме излагаются мысли автора по какому-либо вопросу.
Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием "Опыты" (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…»
По сравнению со сложными философскими трактатами, обращенными, главным образом, к выпускникам философских факультетов, эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных и жанров философского творчества.
В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф.Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». (Кстати, предварительное знакомство с этими сочинениями поможет студентам лучше понять специфику эссеистского творчества).
Специфика эссе.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
В отличие от реферата,эссе - это:
- сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста),
- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
Основные типы эссе по дисциплине «философия».
Эссе по философии можно писать:
1)как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр
2) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа).
Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.
Эссе как размышление
Второй тип эссе - это свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа.
Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.
Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.
Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:
1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.
2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.
3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;
4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.
Структура эссе-размышления
Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.
Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.
Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.
Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ
(по разделам учебного курса)
Исторические типы философии
Философия Нового времени
1. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика?
2. «Знание – сила»: прав ли Ф.Бэкон?
3. «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?
4. «Куча фактов – еще не наука». Как понимать Ф.Бэкона?
5. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это?
6. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».
7. Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта.
8. Подходит ли современному человеку нравственная концепция
Иммануила Канта?
9. Идеи Г.Гегеля и современность: существует ли Мировой Разум?
10. Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».
Русская философия
1. Существует ли самобытная русская философия?
2. Кто прав в споре славянофилов и западников
3. Тема «Богочеловечества» в философии В.С.Соловьева
4. «Философия человека» Ф.Достоевского
5. Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого
6. Идея «сопротивления злу силой» Ивана Ильина
7. Идея «надмировой свободы» Н.Бердяева
8. Идея «космичности человека» в русской философии
Онтология
1. Разрешима ли проблема сущности бытия?
2. Доказывает ли современная физика материализм?
3. Какая онтология совместима с современной наукой?
4. Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?
5. Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке.
6. Понятие «время» в философии и в современной науке.
7. Происхождение Вселенной как философская и научная проблема
8. Происхождение жизни как философская и научная проблема
9. Развивается ли мир?
10. Все ли имеет свою причину?
11. Существует ли случайность?
12. Существует ли «небытие»?
13. «Сущность является, явление существенно» (Гегель)
14. «Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)
15. Специфика синергетической картины мира
Проблема сознания
1. Идеальное и материальное.
2. Роль бессознательного в жизни человека
3. Интеллект, воля и чувства.
4. Как я понимаю «самосознание»
5. Интеллект человека и животных
6. Сознание и знание
7. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?
8. Может ли машина мыслить?
9. Что я думаю о возникновении сознания
10. Материальна ли мысль?
Гносеология и эпистемология
1. Что можно возразить агностикам?
2. Истина и ложь в науке и в жизни человека
3. Зачем человеку знания?
4. Есть ль польза от ошибок и заблуждений?
5. Что важнее: чувства или разум?
6. Существуют ли вечные истины?
7. Знание и вера
8. Роль интуиции в познании
9. Наука и вненаучные формы познания
10. Наука и искусство
11. Наука и религия в прошлом и настоящем
12. Роль науки в нашей жизни
13. Этика ученого
14. Идеалы науки
Философская антропология
1. Проблема смысла жизни
2. Проблема сущности человека
3. Идеалы и ценности современного человека
4. Смысл любви
5. Свобода и ответственность
6. Что есть счастье?
7. Человек и культура
8. Творческое начало в человеке
9. Космичность человека
10. Судьба и свобода
11. Образование и смысл жизни
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная.
Алексеев, П. В. Философия : учебник по курсу "Философия" для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. - 588 с.
Селиверстова, Н. А. Основы философии: учебное пособие / Н. А. Селиверстова; под ред. проф. В. Н. Дуденкова. – СПб. : СПбГТИ (ТУ), 2011. – 188 с.
Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – М. : НОРМА, 2008. – 928 с.
Философия: учебник для вузов по нефилософским спец. / ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина. – 4-е изд. , стер. – М. : Гардарики, 2008. – 829 с.
Хрестоматия по философии : учебное пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак. ; сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 574 с.
Дополнительная
Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для студентов вузов нефилософских специальностей / Б. Н. Бессонов. – М. : Юрайт ; М. : ИД Юрайт, 2010. – 278 с.
Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 622 с. - (Золотой фонд российских учебников).
Кузнецов, В. Г. Словарь философских терминов / В. Г. Кузнецов. – М. : Инфра-М, 2009.
Новая философская энциклопедия, в 4-х т. – М. : Мысль, 2000-2001
Русскаяфилософия: энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина – М. : Алгоритм, 2007. – 736 с.
Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005 – 528 с.
Философия : учебник / А. Ф. Зотов и др. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 688 с.
Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров : В 2 ч. : Часть 1 : учебник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ ; под общ. ред. Ф. Д. Демидова. – М. : Изд-во РАГС ; М. : Издат. дом "ИНФРА-М", 2010. – 432 с.
Философия : хрестоматия – М. : РАГС, 2006. – 768 с.
Философия : энциклопедический словарь / под. ред. А. А. Ивина – М. : Гардарики, 2009. – 1072 с.
Хрестоматияпо западной философии. Античность, Средние века. Возрождение – М. : АСТ, 2008. – 800 с.
Хрестоматия по философии – М. : Проспект, 2008. – 576 с.
Хрестоматия по философии : Учебное пособие / Составитель Г. В. Алексеев. – М. : Проспект, 2005. – 576 с.
Вспомогательная
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
Приложение
Образец титульного листа
Министерство образования и науки РФ
_______________________________________________
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)
_________________________________________________________
Кафедра философии
ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ
эссе
Выполнил студент
____________ учебной группы
__________________________
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель:
(фамилия, имя, отчество)
__________________________
(ученая степень, ученое звание)
Оценка ___________________
Санкт-Петербург
(год)
Кафедра философии
Методические указания
ЭССЕ ПО ФИЛОСОФИИ:
ТЕМЫ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
Нина Андреевна Селиверстова
Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60х90. 1/16
Печ. л. Тираж экз.
______________________________________________________
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)
190013, Санкт-Петербург, Московский пр., 26
ТЕМЫ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
Методические указания
Санкт-Петербург
УДК
Селиверстова Н.А. Эссе по философии: темы и методика подготовки. Методические указания / Под ред. доц. В.Е.Быданова – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2013. – …. с.
Методические указания содержат рекомендации по основным вопросам организационно-методического характера, связанным с самостоятельной работой студентов в процессе подготовки и написания эссе по дисциплине «Философия». Представлены темы эссе по основным разделам курса философии и по философским первоисточникам, список рекомендуемой литературы. Даны рекомендации по написанию эссе, указаны основные критерии оценки студенческих работ.
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия» и обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров. Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе рабочей программы дисциплины «Философия» и позволяют обучающимся приобрести общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5).
Рецензент:
Утверждены на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента _________2013 г.
Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)
Введение
Написание эссепредставляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента.Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, как самостоятельное творческое мышление, последовательное и логичное изложение собственных мыслей, обоснование своей точки зрения.Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы
Прежде, чем преступить к работе, студентам полезно узнать, что термин "эссе" пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как «опыт», «набросок». Эссе – это жанр публицистики или критики, где в свободной, непринужденной форме излагаются мысли автора по какому-либо вопросу.
Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием "Опыты" (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…»
По сравнению со сложными философскими трактатами, обращенными, главным образом, к выпускникам философских факультетов, эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных и жанров философского творчества.
В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф.Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек». (Кстати, предварительное знакомство с этими сочинениями поможет студентам лучше понять специфику эссеистского творчества).
Специфика эссе.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
В отличие от реферата,эссе - это:
- сочинение небольшого объема (от 3-х – до 10 стр. машинописного текста),
- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);
- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);
- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;
- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.
Основные типы эссе по дисциплине «философия».
Эссе по философии можно писать:
1)как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр
2) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа).
Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании. Поэтому, прежде, чем приступить к работе по написанию эссе, студенту следует ознакомиться с данными указаниями и понять, какой именно тип эссе ему ближе, доступнее, интереснее, и позволит в максимальной степени проявить свои творческие способности.
Философское эссе как рецензия.
Под рецензией (от лат. resensio – обследование) обычно понимается критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, кинофильма, спектакля и т.п. Студенческая рецензия по философии – это небольшая аннотация на прочитанный текст, в которой обязательно должна содержаться личная оценка студента, его отношение к изложенным в тексте идеям. Студенту необходимо помнить, что рецензию нельзя писать по принципу « мне нравится – мне не нравится». Это должен быть аргументированный анализ текста с использованием философских категорий и изученных философских концепций.
При написании эссе-рецензии рекомендуется придерживаться следующего примерного плана работы:
Во-первых, целесообразно начать с библиографического описания рецензируемого текста (указать автора, название, время написания). Затем можно изложить свое первое, непосредственное личное впечатление от знакомства с текстом и дать краткое изложение его содержания. (При этом необходимо помнить, что подробныйпересказ текста является отступлением от жанра работы и снижает ее ценность).
Следующий важный этап работы – это анализ текста произведения. Здесь необходимо, к примеру, объяснить смысл его названия (как вы его поняли), изложить главные идеи произведения, вашепонимание цели рецензируемой работы и пр.
Заключительная часть эссе-рецензии должна быть посвящена аргументированной оценке содержащихся в рецензируемом произведении идей и личным размышлениям студента об актуальности данного философского труда.
Список философских произведений для рецензии:
1. Николо Макиавелли «Государь»
2. Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
3. Поль Гольбах «Карманное богословие»
4.Фридрих Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
5. Фридрих Энгельс «Естествознание в мире духов»
6. Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
7.Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
8. Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
9. Артур Шопенгауэр «Максимы»
10. Фридрих Ницше «Антихрист (Проклятие христианству)»
11. Жан-Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»;
12. Альбер Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»;
13. Альбер Камю «Бунтующий человек»;
14. Карл Ясперс «Истоки истории и ее цель»
15. Карл Ясперс «Духовная ситуация времени»
16. Петр Чаадаев «Философические письма. Письмо первое»
17. Николай Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»
18. Николай Бердяев «Русская идея»
19. Владимир Соловьев «О причинах упадка средневекового миросозерцания»
20. Владимир Соловьев «Идея сверхчеловека»
21. Зигмунд Фрейд «Будущее одной иллюзии»
22.Эрих Фромм «Бегство от свободы»
23. Эрих Фромм «Душа человека. Ее способность к добру и злу»
24. Эрих Фромм «Искусство любить»
25. Эрих Фромм «Иметь или быть»
26. Конрад Лоренц «Агрессия или так называемое «зло»
27. Пьер Тейяр-де-Шарден «Феномен человека»
28. Томас Кун «Структура научных революций»
29. Йохан Хейзинга «Homo ludens»
30. Элвин Тоффлер «Фурурошок»
Данный список не является исчерпывающим. Студент может выбрать для рецензирования другой философский труд, согласовав это с преподавателем.
Эссе как размышление
Второй тип эссе - это свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа.
Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.
Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.
Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:
1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.
2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе - альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.
3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;
4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.
Структура эссе-размышления
Эссе, ввиду его небольшого объема, обычно формально не структурируют (то есть, не разбивают на главы, параграфы, не выделяют в качестве особых разделов «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список литературы»). Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.
Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 – 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.
Следующий раздел – основная часть, посвященная анализу главной проблемы, занимает большую часть объема эссе. Студентам необходимо помнить, что выполняемая ими работа не может быть механической компиляцией чужих идей и цитат. Цитаты бывают необходимы для подтверждения той или иной точки зрения, но не следует злоупотреблять их количеством и использовать слишком громоздкие цитаты. Если цитаты используются, то внизу страницы на них делаются сноски; нумерация сносок постраничная. Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.
Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ
(по разделам учебного курса)