Постпозитивистская философия науки
Последний этап. Отец-вдохновитель – Карл Поппер.
Был сторонником философии не только как языка, но как содержательной науки. Во время его доклада в Кембридже Витгенштейн бегал за ним с раскаленной кочергой. В глубокой старости посетил Питер, исполнил свою мечту. Выступал у нас в Универе. Родился в Вене, в семье профессора права. Особенно заинтересовался двумя темами: 1) логика научного познания (философия науки); 2) логика социальной жизни (социальная философия). Основные вехи:
1918-24 – учёба в Венском Университете на Матфаке.
1928 – защита диссертации, получение диплома преподавателя математики и физики. Преподавал и репетиторствовал. Пробовал себя в философии. Внимательно следил за политикой в Германии того времени.
Поссорился с правительством Вены, уехал в Новую Зеландию. Явился вдохновителем Джорджа Сороса.
Основные сочинения:
1935 - «Логика научного исследования».
1945 – «Открытое общество и его враги».
1963 - «Предположения и опровержения».
1972 - «Объективное знание. Эволюционный подход».
1983 – «Реализм и цель науки».
Испытывал преклонение перед Расселом и считал его самым выдающимся философом в истории Европы после Аристотеля и Канта. А расселовскую «Историю западной философии» считал лучшей книгой в этом жанре. Рассел всегда держал его на дистанции. В конце жизни Рассел написал свою автобиографию, которая скорее биография философии начала ХХ века, там нет ни одного упоминания о Поппере.
Отрицательно относился к Витгенштейну (и теоретически и по-человечески). Их отношения похожи на отношения профессора с незадачливым студентом. Венский кружок не посещали по разным причинам: первый считал это ниже своего достоинства, а второго туда не приглашали. Но Поппер общался и дружил с некоторыми членами кружка. Первая значительная работа Поппера «Логика научного исследования» (1934) получила высокую оценку Эйнштейна, что по тем временам было очень хорошо.
Поппер называл своё течение «критический рационализм» - критика логического позитивизма и принцип фальсификации:
· программа логического позитивизма подставила под сомнение не только метафизику (философию), но и саму науку.
· Опираясь на авторитет и тексты эмпирика Дэвида Юма, Поппер показал научную несостоятельность индуктивного метода, на которую опирались логические позитивисты. Никакое число экспериментов и фактов не способно 100%-но подтвердить истинность теории.
· Таким образом, принцип верификации не состоятелен.
· Но если множество экспериментов и фактов не могут подтвердить теорию, то зато достаточно одного эксперимента только одного эксперимента и факта, чтобы доказать, что теория не верна.
· Принцип фальсификации. Научной и претендующей на истинность может считаться только та теория, которая в принципе опровержима. И наоборот, теория, которую невозможно опровергнуть, является в принципе не научной. Поэтому, неопровержимость - это не достоинство науки, а её главный порок.
· Философия не является наукой, когда пытается рассуждать о мире, но она занимается вполне своим делом и приобретает рациональный и научный характер только тогда, когда тесно связывает своё существование с наукой.
· Основная задача философии – исследование и объяснение научного познания как процесса изменения и роста знания. – принципиальное отличие постпозитивизма и логического позитивизма! В философии науки постпозитивизма научное знание рассматривается в развитии, а не в статике как в логическом позитивизме. Основные термины Поппера – «рост» и «эволюция».
Основные принципы концепции критического рационализма Поппера:
· Предметом критического рационализма является анализ механизмов роста научного знания.
· Основой роста научного знания является не опыт, а изменение теоретических представлений. Зачастую теория диктует опыту, каким он должен быть. – также принципиальное отличие!
· Говоря о росте научного знания, Поппер проводит аналогию между развитием науки и развитием биологических видов в природе.
· Следует различать два типа эволюции научного знания – мутация и элиминация (исключение).
· Мутация – изменение теоретического знания через его приспособление к фактам, «частичная фальсификация». Совершенствование и видоизменение теории без пересмотра её фундаментальных идей (в современной философии науки это получило название «нефундаментальной теоретической исследование» - НТИ).
· Элиминация – изменение теоретического знания через отказ от прежних фундаментальных понятий и принципов (полная фальсификация). Это изменение, в процессе которого на смену одним теориям приходят другие, и не обязательно по причине наличия новых опытных данных (сейчас – «фундаментальное теоретические исследование – ФТИ).
· Теория трёх миров:
Мир 1 – объективная, независимая от нашего сознания, действительность.
Мир 2 – сознание субъекта.
Мир 3 – мир духовной культуры. Производится человеческим сознанием. Здесь как научные теории, так и произведения искусства. Колоссальная культурная память представляет собой практически бесконечность. Но ещё больше количество отношений между различными элементами духовной культуры человечества. Образование – приобщение к многообразию идей М 3. В М 3 формирует стиль мышления, установки сознания, мировоззрение в целом, основные принципы и ценности научных школ и направлений, научные традиции.
«сеть»
Таким образом, отношение между М 2 и М 1 опосредованно М 3. Теоретическое первично в том плане, что наши теории, т.к. теоретические сети ткутся в М 3, а забрасываются в М 1, который наша наука пытается уловить и изучить. Но характер улова зависит от качества сети. В реальном познании никогда опыт не первичен по отношению к теории. Те факты, которые ты фиксируешь, зависят от твоей теоретической подготовки. Предположения – теории/гипотезы, которые формируются из элементов М 3. Опровержение – факты, которые мы вылавливаем. Отношение эмпирических и теоретических утверждений, не по свойству истинности, а по свойству совместимости.
Т1
…Р1 Т2 ЕТ Т3 Р2
Т3
Р1 – проблема. Т – гипотезы (у Поппера – «теории»). Любые данные опыта/факты всегда теоретически нагружены.
21.01.2016
Теоретизм
Т.к. мы оцениваем факты всегда через призму теоретического знания, при абсолютизации этого положения становится непонятным и невозможным явление фактов, противоречащих теории. Будучи зависимыми от теоретического знания в целом, факты могут быть независимыми от конкретной теории, может не соответствовать принципам данной теории.
В последние века для науки характерна независимость опыта от теории. «Случайный эксперимент». Наряду с проверочными и поисковыми экспериментами существуют случайные.
Третьей формой эмпирического знания является Эмпирический закон – математическая формула, описывающая установленные закономерности на эмпирическом уровне. Закон Бальнера – зависимость длины волны от цвета в спектре. Эмпирический он потому, что неизвестно почему так. Нильс Бор поставил всё на свои места (об этом позже).