Переход от мифологического к рациональному

Философия начинает развиваться в мифологическом контексте. Появляется и расцветает в кризисные времена. Гегель писал, что она является дочерью своего времени. Ницше одним из первых почувствовал, что меняется «направление ветра» в европейской культуре. Его предчувствие позволило многим идеологам фашизма его цитировать.

Причины перехода:

1. Объективные

a. Интенсивное экономическое развитие Греции в IX-VIII вв. до н.э.: торговли, судоходства, расширение колоний, рост народонаселения, начало выплавки и практического использования железа.

b. Расширение географического горизонта: до Гибралтара.

c. Расширение культурного горизонта.

d. Мифы усилиями известных нам авторов (Гомер и Гесиод) были записаны, они «остановили мифы».

Пифагор: знание, как и свобода, ни хорошо и ни плохо, всё зависит от человека, который ими обладает.

Платон. Цельной философской школы в «Диалогах» не наблюдается. Она видна в последующих реконструкциях.

Философия, критикуя мифологию, предлагала новое мировоззрение и новый тип самоопределения в мире, другой взгляд на мир и на самого себя. И философ, в отличие от прежних учителей человечества, требует от своих учеников и окружающих не веры и почтения, а требует, чтобы они думали. Возникает дистанция между мировоззрением простонародья, основанным на мифологии, и мировоззрением интеллектуалов. Одним из следствий этого явилось одиночество мыслителя в обществе.

Литература: Доддс Э.Р., «Греки и иррациональное».

Рационализм при своём возникновении не воспринимался однозначно как благо, а представлял определённую опасность для социальных устоев, т.к. предлагал человеку разумный выбор жизненного пути и формировал определённую автономию по отношению к власти и авторитету.

2. Субъективные[5]

a. Сомнения.

Гераклит Тёмный/Плачущий: ни об одной вещи мы не можем высказать истины, т.к. всё меняется; делит информацию на знания (удел мыслителей) и мнения (присуще толпе и большинству).

Платон: знания получают не от мира вещей, а от мира идей (только у него не было таких понятий).

Сомнение ярко проявляется у софистов (Протагор, Горгий, Продик):

· Основой человеческого познания является чувственное восприятие.

· Чувственное восприятие субъективно.

· Сколько людей, столько и мнений о действительности.

· Истина и ложь неразличимы.

· Решение социальных задач возможно в том случае, если эти мнения приобретают единство[6].

Парадоксы Зенона (элейская школа), последователя Парменида:

История про Ахиллеса и черепаху, которую тот никогда не догонит[7]

Переход от мифологического к рациональному - student2.ru

Переход от мифологического к рациональному - student2.ru

Есть порядок природы, и есть порядок мышления (математика). Порядок мышления и порядок природы не совпадают. Аргумент в пользу софистов.

b. Удивление перед миром (Аристотель).

c. Импульс спасения («чувство собственной потерянности в мире» по Ясперсу).

Два типа мифов, два способа решения проблемы смысла существования, отсутствующего у смертных (окончательно смертных):

· Природный путь (сезонное возрождение). Слияние с природой. Милеции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский).

· Духовный путь. Высшее начало в человеке – дух. Платон под влиянием орфизма.

Всех натурфилософов объединяет поиск первоначала. Они не материалисты в нашем понимании. «Вода» Фалеса – это не вода в буквальном смысле. Первоначало подобно воде. Он взял слово по аналогии из обыденного языка. Учения Пифагора (идея мировой души гармонии). Учение Парменида о Бытии (впервые употребил этот термин; начало метафизики и онтологии).

Понятие науки впервые появляется у Аристотеля в его первой философии («Метафизика»).

19.11.2015

Парменид: быть и мыслить – одно и то же.

Сократ: разум – источник порядка.

Наши рекомендации