Возможность и действительность

Возможность – то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием, потенциальное существование.

Невозможное – исключено, так как нет предпосылок, условий.

Действительность – реальное, наличное бытие вещей и процессов, объективная реальность во всей ее конкретности.

Возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движение от причины к следствию.

Вероятность – степень возможности наступления того или иного события; степень необходимого в возможном.

5. Альтернативы диалектики

1. Метафизика

Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

В сер. II века до н.э. Греция была завоевана римлянами. В I в. до н.э. греческий ученый Андроник из Родоса, приводивший в порядок рукописи, решил заново переписать сочинения Аристотеля. В своем издании Андроник сначала поместил группу сочинений Аристотеля, относящихся к физике, а вслед за ними группу трактатов, в которых рассматривались проблемы бытия, познания и обозначил термином «то, что идет после физики» – «метафизика». Со временем этим термином стали обозначать все философские учения о началах бытия вещей и их познание, и термины «метафизика» и «философия» стали синонимами.

Со времен Гегеля сущность метафизического метода раскрывается, с одной стороны, в понимании мира как раз и навсегда данного, неизменного, а с другой стороны, в абсолютизации какой-л. одной стороны предмета или познания, игнорирования всеобщей связи, существующей в мире. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация одного момента в составе целого, повторяемость.

Разновидности метафизики:

– догматизм – некритический, нетворческий тип мышления; положения воспринимаются как незыблемые и бесспорные;

– релятивизм – абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании;

– софистика – подмена понятий, словесные уловки.

– эклектика – соединение различных, часто противоположных взглядов, идей.

2. Синергетика

В конце 1960-х гг. Ганс Хакен ввел в научный оборот понятие «синергетика». Представители: Борис Белоусов, Андрей Жаботинский, Илья Пригожин (бельгийская школа).

Синергетика (sinergien – содействие, сотрудничество) – учение о самоорганизации материальных систем.

В открытых системах[1] за счет потока энергии и вещества из внешней среды создается и поддерживается неравновесность. Благодаря этому взаимодействуют элементы и подсистемы, что ведет к их согласованному, кооперативному поведению и созданию новых, устойчивых структур и самоорганизации.

При определенных условиях и системы неорганической природы способны к самоорганизации. Если равновесная термодинамика признает эволюцию лишь в сторону увеличения энтропии системы, то синергетика впервые раскрыла механизм возникновения порядка через флуктуации, то есть отклонения системы от некоего среднего состояния. Флуктуации усиливаются за счет неравновесности, расшатывают предшествующую структуру и приводят к новой.

Причины синергетики – равновесность, нестабильность, эволюция, коэволюция.

Формы – накопление флуктуаций, флуктуация, фазовые переходы, самопроизвольные переходы системы в новое состояние, нелинейность.

Свойства – вероятная случайность, гадательный случай.

Факторы – малые влияния, случай, аттракторы.

Результаты – проявление многоуровнего целого, неравного сумме частей; новая неравномерность, необратимость; несоответствующие замыслу усложнения.

3. В XX в. возник ряд неклассических концепций диалектики.

Трагическая диалектика. Раймон Арон (Франция) «Разочарование в прогрессе» – современное общество не способно использовать прогресс в интересах человечества.

Диалектическая теология. Карл Барт (Швейцария), Мауль Тиллих (нем.-амер.) В основе развития мира – божественная субстанция.

Негативная диалектика. Теодор Адорно (нем.), Ж.-П. Сартр (фр.). Абсолютизация отрицания, тотальный критицизм, неприятие позитива.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое диалектика; каково первоначальное значение понятия диалектики в древнегреческой философии?

2. Чем отличаются «диалектика идей» (Сократ) и «диалектика вещей» (Гераклит), идеалистическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) диалектика?

3. Каковы основные принципы и законы диалектики?

4. Каким образом принцип исторического развития, всеобщей взаимосвязи и единства противоположностей позволяет проникнуть в сущность вещей, явлений и процессов окружающей действительности?

5. Каково значение закона «отрицания отрицания» в развитии мышления, природной и социальной действительности?

6. Правомерно ли определение диалектики как учения о всеобщем развитии?

Задания для практического занятия

1. Диалектика как метод познания.

2. Принципы диалектики.

3. Диалектическая и метафизическая концепции развития.

4. Законы диалектики.

5. Категории диалектики.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте этимологию слова «диалектика». Кто является «отцом диалектики»?

2. Что такое закон? Какие явления и процессы объясняют законы диалектики?

3. Что такое детерминизм? Может ли цель быть причиной каких-то следствий? Приведите примеры.

4. Как соотносятся случайность и необходимость?

5. В чем выражается диалектика формы и содержания?

Рекомендуемая литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. – М., 1996.

2. Данильян, О. Г., Тараненко В. М. Философия: учебник. – М.: ЭКСМО, 2006.

3. Губин В. Д. Философия: учебник. – М., 2010.

4. Науменко Л. К. Эвристический потенциал диалектической теории мышления // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 60–71.

Сознание

План лекционного занятия

1. Основные подходы к пониманию сознания.

2. Материалистическое объяснение происхождения сознания.

3. Структура сознания.

4. Характеристики сознания, его функции.

5. Проблема бессознательного в философии.

Основные понятия

Сознание, самосознание, общественное сознание, отражение (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное), бессознательное.

Краткие сведения

1. Основные подходы к пониманию сознания

Современная философия на многие вопросы может дать вполне достоверный или близкий к истине ответ, но проблема сознания остается большой загадкой. По вопросу природы сознания до сих пор идут дискуссии и окончательный ответ, что такое сознание, еще не дан.

С точки зрения идеализма, сознание первично. Объективный идеализм наделял сознание сверхматериальным характером: оно существует независимо от мира. Например, мир идей и мир вещей Платона, креационизм средневековой философии, признание Абсолютной идеи Гегелем. Крайняя идеалистическая позиция – солипсизм: сознание человека – единственно достоверная реальность.

Дуализм: материя и сознание – самостоятельные и равноценные начала, за сознанием признается полная независимость от материи.

Вульгарно-материалистический взгляд возник в 1850-е гг. Представители: Фогт, Бюхнер, Молешот. С данной точки зрения, сознание, мысль выделяется мозгом, как желчь печенью; климат, пища определяют образ мышления человека.

Попытки свести сознание к определенному виду материи предпринимаются до сих пор. Например, в связи с успехами электрофизиологии было выдвинуто положение, будто мысль является электромагнитными колебаниями, излучаемыми мозгом. Действительно, мозг излучает электромагнитные колебания, которые изменяют свой характер, если мозг активно начинает работать. Исследование этих волн в случае болезни позволяет обнаружить, какие участки мозга повреждены. Однако содержание мыслей по записям на пленке невозможно определить.

Гилозоизм: наличие ощущений у неживых организмов.

Диалектический материализм: сознание производно от материи, оно вторично и активно по отношению к ней; это субъективный образ объективного мира, который нужен человеку для адекватной практической деятельности.

В современной философии изучением сознания занимается феноменология. Она возникла в Германии в начале XX века и имела несколько вариантов (Эдмунда Гуссерля, Сартра, Мартина Хайдеггера, Макса Шелера, Мориса Мерло-Понти), среди которых основным считается теория Гуссерля. В границах феноменологии сознание рассматривается как специфическая область бытия, которую нельзя сводить ни к каким отношениям: ни к предметным, ни к специальным, ни к бессознательной основе самого сознания. У Гуссерля идет речь о феноменах сознания.

Проблема сознания занимает важное место и в других зарубежных философских направлениях. Сегодня исследования философов сосредоточились на соотношении физических и психических состояний. Важны вопросы, возникающие на границе философии и языка, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания.

2. Материалистическое объяснение происхождения сознания

Отражение – универсальное качество материи, процесс и результат взаимодействия, при котором особенности одного объекта в иной форме воссоздаются в особенностях объекта в другой форме. В неживой природе можно выделить механическое, физическое и химическое отражение; в живой – биологическое в различных модификациях (раздражимость, чувствительность, психика), в социальной жизнедеятельности – сознание человека.

Механическое отражение – воспроизводство телом внешней формы воздействующих на него тел как результат определенной деформации (следы на песке). Физическое – связано с взаимопревращениями состояний взаимодействующих объектов (переход одного вида энергии в другой, изменение цвета или температуры металла при его нагревании).

Химическое – изменение состава или структуры вещества.

Всеобщей формой отражения в живой природе выступает раздражимость – это свойство живых организмов реагировать на физико-химическое воздействие. В основе раздражимости лежит пассивное приспособление к среде (например, цветы закрываются на ночь). Уже у простых организмов наблюдается опережающее отражение (отражение того, чего еще нет, но связано с тем, что уже есть, как бы предваряется им). Без такой характеристики всякий организм погиб в результате естественного отбора. Например, чтобы перебежать дорогу, собака оглядывается; растение «венерина мухоловка» в ответ на прикосновение к нему насекомого, свертывает листы, а в ответ на попытку насекомого уползти, волоски, покрывающие лист, изгибаясь в сторону насекомого, лишают его этой возможности, судорожные движения жертвы приводят к выбросу жидкости, убивающей и переваривающей насекомое.

Психическое отражение возникает на более высоком этапе развития живой природы. Особое значение имеет возникновение нервных клеток, которые принимают сигналы от внешних раздражений (свет, звук, вкус). Появление нервной системы знаменует форму отражения – чувственность (ощущения, восприятия, представления).

Российским ученым И.П. Павловым был разработан механизм действия условных рефлексов: у высокоорганизованных животных помимо безусловных рефлексов (инстинктов) есть условные рефлексы.

Способность отражения окружающего мира с помощью мозга – психика.

Возможность и действительность - student2.ru

Рис. 1. Формы отражения

Биологические предпосылки возникновения сознания:

1) телесная организация (прямохождение, развитие и освобождение передних конечностей);

2) вторая сигнальная система высших животных (развитие звуковых и двигательных средств информации);

3) стадная форма жизни;

4) развитая нервная система.

Социальные условия:

1) труд – подталкивал к абстрагированию, обобщению;

2) речь – необходимое условие и орудие мышления;

3) общинный характер жизни людей. Общение является одной из необходимых предпосылок формирования и развития личности, сознания, общества в целом.

Суть диалектико-материалистической концепции сознания: 1) Сознание – свойство высокоорганизованной материи; 2) высшая форма отражения действительности; 3) продукт социально-исторического развития и усложнения материи; 4) регулятор целенаправленной деятельности человека.

Структура сознания

Психика включает две сферы: сознательно и бессознательное (инстинкты, интуиция, автоматизмы).

Структура сознания условна, так как все элементы взаимосвязаны.

1. Знание – понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов.

2. Эмоции.

3. Воля – осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

4. Мышление – процесс познавательной деятельности индивиды, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности.

5. Внимание – форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах.

6. Память – психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении, воспроизведении прошлого опыта.

7. Самосознание – целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов и т.д. В структуре самосознания можно выделить самочувствие, самопознание, самооценку, самоконтроль.

Характеристики сознания

1. Сознание социально, то есть формируется и проявляется в рамках совместной деятельности людей.

2. Сознание вторично. Оно сформировалось в результате длительного процесса антропогенеза, который длился около 2–3 млн. лет.

3. Сознание конкретно исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содержания эпохи.

4. Сознание субъективно.

5. Сознание – всегда деятельность, творческая, рефлексивная.

6. Сознание имеет предметно-практическую природу.

7. Сознание идеально.

8. Мышление всегда интенциально, направлено на предмет.

5. Функции сознания:

1) познавательная: получение знаний;

2) аккумулятивная (накопительная): накапливаются знания личные и полученные от предшествующих поколений;

3) аксиологическая (оценочная);

4) целенаправленности (формирования цели);

5) творческая (конструктивная);

6) коммуникативная;

7) регулятивная (управленческая).

Наши рекомендации