Отечественная философия в исторической эволюции
План лекционного занятия
1. Русская философия как особый тип философского мышления. Ее характерные черты.
2. Становление русской философии (XI–XVII вв.)
3. История русского просвещения – XVIII век.
4. Славянофилы и западники.
5. Русская философия «периода систем» (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев).
6. Русские космисты: Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский.
Основные понятия
Соборность, историософия, западничество, славянофильство, всеединство, альтруизм, космизм, ноосфера, стратификация, социальная мобильность.
Краткие сведения
1. Общая характеристика. Этапы становления
Русская философия возникла в Киевской Руси в XI в., начало процессу было положено принятием христианства (988 г.) и обретением письменности. Византийский вариант христианства повлиял на тип философии, в которой превалировали теоцентрические идеи. Русскую философию не раз упрекали в отсутствии самостоятельности. «Русскость» проявляется не в ее изоляции и автономности, а в способности через призму национальной ментальности пропустить образы античной, средневековой, просветительской, материалистической традиции. Этапы развития русской философии являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения, и, во-вторых, тесно связаны с европейской философией, принятием или критикой ее основ. Этими этапами выступают:
1. XI–XVII вв.Зарождение русской философии, обусловленное эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы: соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва – третий Рим» и поиска культурной идентичности.
2. XVIII в. Русская философия складывается как наука и как философское творчество на основе петровских преобразований. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма (среди русского дворянства распространились идеи вольтерьянства с его вольнодумством): Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души.
3. XIX в. философская культура приобретает выраженный общественный акцент: спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Труды В. С. Соловьева легли в основу русской религиозной философской мысли.
4. XX в. Н. А. Бердяев, Л. Н. Толстой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, С. Н. Франк. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).
Характерные черты
Связь с православной теологией и литературой, антропологическая ориентация, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысла истории – эти особенности концентрируются в следующих признаках философской классики:
1) придание бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» Соловьева, «Непостижимого» Франка);
2) утверждение единства Бога, человека и космоса, мессианской роли человека в деле спасения мира;
3) метафизичность тесно связана с онтологизмом: рассуждения о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе;
4) интуитивизм и гносеологический реализм: интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания, ее предмет – целостность мира во всей его сложности и трагичности;
5) антропологизм; соборность (приоритет нравственных ценностей и единство всех людей на основе их любви к Богу);
6) историософичность (смысл истории, конец истории);
7) соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта, истинность сближается с праведностью;
8) стремление придать философским идеям прикладной характер, т.е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности.
2. Становление русской философии XI–XVII вв.
I. Древнерусский период (Киевская Русь (XI–XIII вв.)).
Ø Илларион – первый древнерусский философ, киевский митрополит. Ему принадлежит «Слово о Законе и Благодати», где раскрывается соотношение Закона, данного евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодати, данной всем людям в Евангелии. Закон рассматривается как средство организации человеческого общества, спасающее людей от взаимоистребления. В «Слове» содержатся размышления о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире.
Ø Владимир Мономах(«Поучение детям») изложил кодекс этического поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом.
Ø Кирилл Туровскийразвивал мистико-аскетическую идеологию, только монастырское служение отождествлялось с желанной Богу жертвенностью. В «Притче о слепце и хромце» Туровский рассуждает о равной ответственности души и тела за прегрешения, о долге духовной и светской властей перед Богом и законом. Стремился к примирению веры и знания.
Ø Климент Смолятич(«Послание пресвитеру Фоме» – проблемы разума, познания).
Ø Филипп Пустынник(«Плач» – взаимоотношение души и тела, материального и духовного).
II. Средневеково-русский период (Московская Русь (XIII–XVII вв.)).
Проблема взаимоотношения церкви и государства оказалась центральной в полемике стяжателей (Иосиф Волоцкий, иосифляне) и нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек). Нестяжатели требовали отказа церкви от владения частной собственностью, разграничивая сферу деятельности церкви и государства.
Ø Сергий Радонежский: сила, могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.
Ø Философий отстаивал идею преемственности христианства по линии Рим-Константинополь-Москва.
Ø Максимилиан Грек отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость.
Ø Андрей Курбский выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным.
Ø Нил Сорский, Вассиан Патрикеев выступали за реформу церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение церкви к народу.
Ø Аввакум и Никон боролись за обновление церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов.
Ø Юрий Крижанич стоял на позициях провиденциализма. Однако божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного развития исторического процесса. Крижанич проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудрость – «познание наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знание – «понимание причин вещей», философия – желание мудрости. «Политическая мудрость» – средство достижения общественного благополучия.
3. Русская философия XVIII в.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». Когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал замещается идеалом «Великой Руси». Основание Московского университета (1755), преподавание философии не на латыни, а на русском языке. Философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви.
К эпохе петровских реформ относится творчество А. Д. Кантемира (перевел произведения Монтескье, Фонтенеля), В. Н. Татищева (автор работ по экономике, языку; «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к “Истории Российской”»), Феофан Прокопович. Основной направленностью – социально-политическая: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора, войны и мира; познания, нравственных ценностей.
Материалистическое направление. М. В. Ломоносов был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. В работе «О слоях земных» он обосновал догадку об эволюции растительного и животного мира; сформулировал закон сохранения вещества и движения. Им была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускултеория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц () и нерушимости,», т.е. атомов) – материальных монад. Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. Он допускал наличие Бога-творца, но не наделял его сверхъестественными способностями. Уделял большое внимание этике, морали, нравственности, был сторонником самодержавия.
А. Н. Радищев в труде «О человеке, его смертности и бессмертии» провел различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и неразделима, он делает вывод о ее бессмертии. Главные произведения: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке». Выступал против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
4. Русская философия XIX в.
Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбекера.
Опорные идеи:
1. приоритет естественного права
2. необходимость для России правового строя
3. отмена крепостного права и представление земли тем, кто на ней работает
4. личная свобода человека
5. ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.
Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794–1856) («Философические письма»). Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек вырастает как личность. Коллективное сознание полностью определяет индивидуально, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животного.
Согласно Чаадаеву, в основе исторического процесса лежит Божественное провидение. Христианство – стержень, двигатель истории. Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Ее будущее – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей уникальности выполнить свою историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств, народов, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Философия западников и славянофилов.
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались западники (материалистический, атеистический, революционно-радикальный лагерь) и славянофилы (религиозно-идеалистический, реформистский).
Видными представителями западников являлись А. И. Герцен, Н. П. Огарев, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский.Россия отстала от западной цивилизации, и законсервировалась сама в себе. Большим благом для ее народов станет усвоение западных ценностей. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм, революционное действие. В русскую философию пытались привнести западные традиции (материализм, эмпиризм).
Славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, братья Аксаковы. Основу исторического бытия России составляют православие, общинный образ жизни. Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка).
В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности, о решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. Хомяков делит все религии на 2 основные группы: кушитскую и иранскую, различие которых строится на соотношении свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости, бездумном подчинении. Иранство – религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека. Наиболее полно сущность иранства выразило христианство, расколовшееся на католицизм (отсутствие церковной свободы – непогрешимость папы римского), православие (гармонично сочетает свободу и необходимость), протестантизм (абсолютизация свободы). Ключевое понятие – соборность – принцип «единство во множественности», духовная общность. Народ рассматривали как некий постоянный набор идеальных качеств, основанный на православии и общинности. Лучшая форма правления для России – монархия, между тем царь получил власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство. Поэтому чтобы оправдать свое предназначение, самодержец должен действовать в интересах всей земли русской. Православие породило специфическую социальную организацию – «сельскую общину», мир. Сельская община заключает в себе два начала: хозяйственное и нравственное.
Религиозно-утопическая философия «общего дела» Н. В. Федорова (1828–1903) представляет религиозное к. Мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном является воля и разум. Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Бессмертие трактуется не только как космичность жизни, но и как следствие всеобщей этичности космоса. Атомы нравственны (панморализм). Вечная жизнь возможна. Если человечество соединяется для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда. Надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к отказу от вражды и грубости, к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, – путь к решению всех проблем и всемирному счастью.
К. Н. Леонтьев(1831–1891). Критика капитализма, «царство хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение от России – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр. Залог сохранения государства – внутреннее деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость. Неравенство между людьми – желание Бога, поэтому оно естественно и оправдано. Основная идея философии культуры Леонтьева – концепция кризиса культуры. Культура постепенно трансформируется в цивилизацию. Проявлением этого кризиса он считал либерализацию и демократизацию социальной действительности, вызывающие «упрощение» культуры. Культура и власть неразрывно связаны между собой. Культур-философские исследования Леонтьева строились на основе противопоставления «антитез развития» культур. Чем выше накал борьбы антитез развития в культуре, тем выше степень ее культурного плодоношения.
Философия системы писателей Достоевского и Толстого
Ф. М. Достоевский(1821–1881) будущее России видел не в капитализме, социализме, а в опоре на русскую национальную почву – обычаи, традиции. Ключевую роль в судьбе государства и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль во взглядах Достоевского занимает проблема человека. Им было выделено два варианта жизненного пути: человекобожества и богочеловека. Путь человекобожества – абсолютной свободы человека. Он отвергает всякие авторитеты, в т.ч., и Бога, считает свои возможности безграничными, а себя вправе делать все, он сам пытается стать Богом. Данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках; наиболее верный, праведный, спасительный для человека. Этический принцип Достоевского: «быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть».
Л. Н. Толстой (1828-1910) исходит из понимания личности как «индивидуальности» и «разумного сознания». Понятие «разумное сознание» амбивалентно: функция духовного «Я» личности (религиозность, нравственность) и «общемировая безличная сила». Знание есть установленное разумом нравственное отношение к миру. Вопрос о смысле человеческой жизни может быть получен из разума и совести (из религии), но не из науки. Религиозная наука должна исходить из основ, выработанными учителями жизни – Лао-цзы, Конфуцием, Сократом. Смерть и жестокость жизни не оправдывалась идеей христианского воскрешения из мертвых, и Толстой увидел смысл жизни в самой жизни, но не в существовании тела и его выживании, а в духовном обретении свободы. Разумно понятый смысл жизни – творение добра не в будущем, а в настоящем. Преодоление конечности бытия человек начинает с отречения от животной, низкой природы и осознания причастности божественной природе, что наставляет его на путь служению благу мира, на чувство великого сострадания и всепрощающей любви ко всему сущему. Экзистенциально-этическая максима Толстого: «Жить – значит любить». Религия любви не совместима с насилием, убийством. Для улучшения общества, по мнению Толстого, многие средства, но не использовано одно – непротивление злу насилием, неучастие в делах государства, пассивное сопротивление. Таким образом, условие делания добра предполагает отчуждение от государства, самоизоляцию честных людей в ненасильственные сообщества.
Толстой был предан анафеме за антиклерикализм. Он отказался от божественности Христа (считал его человеком), христианских чудес и Страшного суда, воскрешения из мертвых. Ревизию христианства и сведение евангельского учения к рационально выстроенной моральной доктрине, основанной на принципе непротивления злу, не приняли многие русские философы (Леонтьев, Соловьев).
Революционно-демократическая философия представлена Чернышевским, народниками (Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), анархистом Кропоткиным, марксистом Плехановым. Общая черты – социально-политическая направленность. Отвергали существующий общественно-политический строй, но будущее видели по-разному. Н. Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (аграрная Россия), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники выступали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. Для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективен террор.
Либеральное направление.
В. С. Соловьев (1853-1900). В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий принцип. Ядро метафизической системы всеединства составляет учение о сущем как начале и как бытии («положительное всеединство»). Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:
Ø онтологическом (единство Бога, человека, космоса; «Все едино в Боге»)
Ø аксиологическом (единство Истины, Красоты и Добра)
Ø гносеологическом (единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия), мистического (религия))
Ø практическом как единство общества, государства и церкви.
Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость – диалектический подход к действительности. Непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира – Мировую душу. Основным ее признаком является особая энергия, одухотворяющая все существующее. Но мировая дума сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. София – это душа мира, его основа и сущность, связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира, человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным воплощением которого выступает Иисус Христос. Это и идеал, и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.
В своей концепции цельного знания Соловьев пытался совместить принцип автономии разума, на котором основывается рационализм, с принципом богооткровенности. Мышление не способно проникнуть в идею. Они доступны лишь интеллектуальному созерцанию или интеллектуальной интуиции. Для проникновения в особые глубины бытия необходима особая познавательная способность, обеспечивающая прорыв в сферу потустороннего, запретного (экстаз, вдохновение).
«Русская идея». 1) Состоит из 3 идей: «Святой Руси» («Москва – третий Рим»), «Великой Руси», «Свободной Руси». 2) Единство церкви, государства, общества. 3) Задача России – содействовать сближению всех христианских народов.
Материалистические идеи: А. И.Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев.
Особая роль в материализме этого времени принадлежит вопросам социальной теории и революционной практики. В основном произведении Н. Г. Чернышевского«Антропологический принцип в философии» развиваются тезисы о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой. Он приходит к осознанию объективных социальных условий, определяющих человеческую природу. В гносеологии Чернышевский настаивает на единстве чувственного и теоретического познания; науку считает двигателем прогресса.
Принципы утилитаризма и полезности явились основополагающими в философии Д. И. Писарева. Его называют представителем сциентизма, но он опосредован нуждами русской культуры.
5. XX век.
1. Религиозное направление: Л. И.Шестов, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.
Одна из ведущих тем религиозных антиинтеллектуалистов – Тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия.
С. Н. Булгаков выдвинул идею объединения всех христианских церквей. Причину всех бед на земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы. В религии – разобщенность христианских церквей. Выход – в объединении всех в едином, абсолютном Боге и единой христианской церкви. Логическое мышление принадлежит греховному человеку, оно есть несовершенство. Безгрешному человеку свойственно ясновидение.
П. А. Флоренскийрассматривал мир как единое целое. Целостный мир антиномичен. Отрицал закон тождества: самотождественность Я, следовательно, самодостаточность, Я порождает эгоизм и атеизм; отказ от эгоизма приводит к отказу от закона тождества. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
2. Космизм. Естественнонаучное направление. Русский космизм – это комплекс идей, основанием которых является восприятие мира в его целостности, духовной и материальной коэволюции (совместной эволюции), гармонии человека и космоса, соответствующая система ценностей и целей. К естественнонаучному крылу космизма относят Циолковского, Умова, Чижевского («солнцепоклонническая философия»), Вернадского.
В. И. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы (сферы жизни) как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой. В этих условиях пред ним ставится вопрос о перестройке биосферы. В новом состоянии, «ноосфере» (сфера разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство.
К. Э. Циолковскийбыл сторонником идеи вечности, несотворимости материи. В основе материи – атомы, которые, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Космос – по своей сути живой, и жизнь – неотъемлемая часть космического бытия, поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры.
Н. А. Бердяев(1874–1948)различает индивидуальность как натуралистически-биологическую категорию и личность как категорию духовно-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Личность – единое целое, она соотносительна Богу. Концепция личности несет на себе отличается гуманистическим смыслом свободы; противостоянием свободы и несвободы. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности – ее свобода.
В основе трагичности бытия человека в мире и свободы лежит дуалистическое представление о двухслойной действительности. Бердяев различает мир призрачный (материальное бытие) и мир подлинный (идеальное бытие). Понятие объективации соответствует смыслу отчуждения как поглощения неповторимо-индивидуального безлично-универсальным бытием. Антиномия темных, демонических сил государства и света личной свободы составляет сущность положения современного человека в мире. Преодоление этого «плена» есть освобождение тела и духа. Способность к свободе имманентна человеку, т.к. он – образ и подобие творца. Эта свобода есть творчество. Внешнее общественное воздействие вынуждает человека приспосабливаться к социальной обыденности. Личность имеет большую ценность, чем общество и государство. Личность (свободная, творческая) асоциальна, потому что она принадлежит космосу. Бердяев первым представил в Европе XX века версию христианского экзистенциализма. Человек призван очеловечить природу, одухотворить ее. Антроподицея, свобода, творчество, духовное завоевание мира, преодоление дуализма социальной и духовной жизни – основные идеи, с помощью которых Бердяев обосновал абсолютную ценность человеческой личности.
Философ воспринимал историю как чистое творчество, свободное волеизъявление ума. Критикует прогресс. Сформулировал христианско-эсхатологическую перспективу истории – «Новый град Божий», идеал метафизического совершенства, в котором состоится космическая гармония, абсолютное добро, социальная справедливость и сотрудничество на универсальной основе любви людей к Богу.
Вопросы для самоконтроля
1. Является ли русская философия специфическим «самобытным» типом философствования?
2. Какими историческими причинами обусловлено противостояние западничества и славянофильства?
3. В чем суть идеи всеединства в философии В. С. Соловьева?
4. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна?
5. Как видят историю Н. А. Бердяев и В. С. Соловьев?
6. Чем различаются между собой религиозно-философское и естественнонаучное направления русского космизма?
7. Когда появилась теория «Москва – третий Рим» и что является основой этой теории?
Вопросы для практического занятия
1. Специфика русской философии, ее источники.
2. Развитие философской мысли с X по XVIII вв.
3. Самостоятельная философская мысль XIX в.
4. Русская философия XX в.
Задания для самостоятельной работы
1. Как в русской философии проявились идеи «соборности» и «всеединства»?
2. Докажите, что русские писатели XIX века Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой являются философами.
3. Раскройте проблему «Восток – Запад – Россия» в трудах русских философов.
4. Каким образом в учении Григория Сковороды соединились античная и христианская традиции?
5. В чем заключаются религиозно-философские поиски русского послеоктябрьского Зарубежья?
Рекомендуемая литература
1. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Лотман – Гаспаров / Рос. Акад. наук, Ин-т философии, Ин-т науч. информации по общественным наукам. – М.: РОССПЭН, 2009.
2. Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия: биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь. – М.: РОССПЭН, 2009.
3. Артемьева Т. В. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: между Царством и Империей // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 41–55.
4. Бердяев А. Н. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. – № 1, 2.
5. Ефремов А.В. Борьба за историю: концепция Н.Я. Данилевского в оценке современников: монография. – М.: Пашков Дом, 2006.
6. Зеньковский В. В. История русской философии. – М.: Акад. Проект, 2001.
7. Ильин В.В. История философии. – СПб., 2003.
8. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3 кн. – М., 1995–1998.
9. Киселева М. С., Чумакова Т. В. Вхождение России в интеллектуальное пространство Европы: между Царством и Империей // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 22–40.
10. Лекторский В. А. О философии России второй половины XX в. // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 3–11.
11. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. – М.: Аграф, 2000.
12. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Акад. Проект, 2007.
13. Н. Ф. Федоров: pro et contra: к 180-летию со дня рождения Н.Ф. Федорова и 100-летию выхода в свет I тома «Философии общего дела»: антология: В 2 кн. – СПб.: Рус. Христ. гум. Академия, 2008.
14. Никольский С. А., Филимонов В. П. Русское мировоззрение: смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII–середине XIX столетия. – М.: Прогресс-Традиция, 2008.
15. Общественная мысль русского зарубежья: энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2009.
16. Пустарников В. Ф. Философская мысль в Древней Руси / Рос. акад. наук: Ин-т философии. – М.: Кругъ, 2005.
17. Сукач В. Г. Василий Васильевич Розанов: биографический очерк. – М.: Прогресс-Плеяда, 2008.
18. Хоружий С. С. Из опыта русской духовной традиции. – М.: Изд. Дом «Парад», 2005.
19. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. – М.: РОССПЭН, 2009.
20. Щедрина Т.Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. – М.: РОССПЭН, 2008.
Тестовые задания
1. Философские вопросы в России впервые были затронуты в сочинении…
1) Мономаха
2) Филофея
3) Златоуста
4) Иллариона
2. С точки зрения слявянофильства, основой социальной организации русского народа является
1) государство
2) частная собственность
3) сельская община
4) языковая культура
3. Принцип «Всеединства» в учении В. С. Соловьева выражает
1) культурное единство
2) единство природы и человека
3) единство природы и общества
4) единство Бога со всем миром
4. Работа «Философия общего дела» принадлежит
1) В. С. Соловьеву
2) К. Н. Леонтьеву
3) С. Н. Франку
4) Н. В. Федорову
5. Создатель теории культурно-исторических типов –
1) П. Я. Чаадаев
2) Н. К. Михайловский
3) Н. Я. Данилевский
4) Н. А. Бердяев
6. Основы доктрины «Москва – Третий Рим» были сформулированы в посланиях
1) митрополита Иллариона
2) Феофана Прокоповича
3) монаха Филофея
4) Максимилиана Грека
7. Учение о «непротивлении злу насилием» было сформулировано
1) К.Н. Леонтьевым
2) Ф.М Достоевским
3) Л.Н. Толстым
4) А.Л. Чижевским
8. Наиболее значительное философское произведение Владимира Мономаха –
1) «Задонщина»
2) «Москва – Третий Рим»
3) «Слово о Законе и Благодати»
4) «Поучение детям»
9. Целью общественно-исторического развития русский космизм полагает…
1) устранение космической иерархии
2) преображение бытия в соответствии с космическим предназначением человека
3) сохранение космоса
4) выделение общества из космического целого
10. Особенностью русской философии является
1) эмпиризм
2) позитивизм
3) нравственно-религиозный характер
4) рационализм
11. Идеи космизма представлены в трудах…
1) Киреевского
2) Данилевского
3) Циолковского
4) Соловьева
12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого следует понимать как
1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы
2) противодействие злу
3) непричинение зла другому
4) нечто по ту сторону добра и зла
13. Согласно Н. А. Бердяеву, особенностью русского национального характера является
1) эгоцентризм
2) стремление к разрушению
3) смирение и покорность
4) широта и двойственность души
14. Автором теории корпускул является...
1) М. В. Ломоносов
2) Л. Н. Толстой
3) К. З. Циолковский
4) Н. Ф. Федоров
15. В основе философских взглядов Н. Г. Чернышевского лежит
1) антропологизм
2) идеализм
3) скептицизм
4) агностицизм
16. Что для Вл. Соловьева является фундаментом всего сущего:
1) материя
2) абсолютная идея
3) мир идей
4) абсолютно сущее
17. Что является главной чертой творчества Н.А. Бердяева:
1) онтологизм
2) антропоцентризм
3) натурализм
18. Признавал ли Вл. Соловьев познаваемость мира:
1) да 2) нет
19. Кто из представителей отечественной классической литературы оказал наибольшее влияние на формирование русской идеалистической мысли:
1) А. С. Пушкин
2) И. С. Тургенев
3) Ф. М. Достоевский
4) А. П. Чехов
20. Кто из русских философов является автором «Философии хазяйства»
1) Бердяев
2) Булгаков
3) Соловьев
4) Шестов