Семь модальностей: BASIC I.D.
Концепция модальностей является основой оценки и лечения в мультимодальном консультировании. В человеческой личности можно выделить семь дискретных, но взаимодействующих модальностей, или измерений. Лазарус пишет: «Эти модальности постоянно взаимодействуют и изменяются, они связаны между собою сложными цепями поведения и других психофизиологических процессов» (Lazarus, 1992, р. 236). Ниже описываются эти семь модальностей, каждая из них представлена в соответствии с описанием в Структурном профиле, мультимодальном вопроснике самоанализа (Lazarus, 1992, р. 244-245).
Поведение. «Некоторые люди могут быть описаны как "деятели" — эти люди ориентированы на действие, им нравится занимать себя, что-то делать, браться за различные проекты. Насколько вы деятель?»
Аффект. «Некоторые люди очень эмоциональны, причем они могут выражать или же не выражать свою эмоциональность. Насколько вы эмоциональны? Как глубоко вы чувствуете? Насколько вы страстны?»
Ощущения. «Некоторые люди придают большую ценность сенсорному опыту, в частности сексу, пище, музыке, искусству и другим "сенсорным удовольствиям". Другие люди очень внимательно относятся к незначительным болям, страданиям и легкому дискомфорту. Как вы "настроены" относительно своих ощущений?»
Образы. «Много ли вы фантазируете и мечтаете? Фантазии не связаны с мышлением или планированием. Это "мышление в картинах", мысленное представление реального или предполагаемого опыта, позволяющее вашему сознанию странствовать. Как у вас с воображением?»
Когниции. «Некоторые люди очень аналитичны и любят планировать. Они любят все обдумывать. До какой степени вы являетесь "мыслителем" и "планировщиком"?»
Межличностные отношения. «Насколько важны для вас другие люди? Ответ на этот вопрос позволит вам оценить себя как социальное существо. Насколько важны для вас близкая дружба, тенденция тяготения к людям, желание близости? Перечисленные факторы не имеют большого значения для "одиночек"».
Наркотическая зависимость и другие виды биологической зависимости/ биология. «Вы здоровы и чувствуете себя здоровым? Страдаете ли вы от вредных привычек, таких как курение, чрезмерное потребление алкоголя, кофе, переедание и т. д.? Вы регулярно делаете зарядку, спите достаточное количество часов, не употребляете недоброкачественных пищевых продуктов и вообще заботитесь о своем теле?»
Акроним BASIC I.D. образуется из первых букв английских названий каждой модальности. Таким образом получается полезное краткое описание семи модальностей. Акроним также облегчает запоминание.
Лазарус признает, что поведение людей определяется ситуациями, другими людьми и особенностями момента. Тем не менее у людей имеются тенденции (обычно проявляющиеся в первом десятилетии их жизни) оказывать предпочтение некоторым модальностям BASIC I.D. перед другими. Тенденции BASIC I.D. определяют то, как люди функционируют. Например, если кого-то называют «образно реагирующим», это означает, что данный человек наиболее высоко ценит визуальную модальность и она у него преобладает. Хотя и не всегда, такие люди склонны реагировать на мир и организовывать его с точки зрения мысленных образов. «Когнитивно реагирующие» люди реагируют на мир с позиции интеллекта. Основываясь на результатах исследований мозга, можно предположить, что правое полушарие доминирует у образно реагирующих людей, а левое — у когнитивно реагирующих. Сенсорно реагирующие люди имеют свои особенности, которые зависят от того, какое из пяти основных чувств у них преобладает. Лазарус отмечает: «"Знать" или "понимать" другого человека значит иметь полный доступ к его BASIC I.D. Знание самого себя подразумевает осознание содержания собственного BASIC I.D. наряду с пониманием эффектов взаимодействия различных модальностей» (Lazarus, 1989с, р. 16-17).
Пороги и предпочтительные модальности взаимодействуют. Например, человек с низкой толерантностью к боли, высокой толерантностью к фрустрации, высоким уровнем физической активности и способностью создавать яркие образы очень сильно отличается от человека с низкой толерантностью к фрустрации и средним уровнем физической активности, чрезвычайно аналитичного (с развитыми когнициями), способного к формированию только мимолетных образов (Lazarus, 1989a).
НОВОВВЕДЕНИЯ
Лазарус никогда детально теоретически не объяснял, как люди приобретают и сохраняют свои BASIC I.D. модальности, а также сильные и слабые стороны личности. Лазарус предпочитает быть эмпириком и оставляет теоретизирование другим. Однако он старается понять структуры и принципы, предложенные другими теоретиками, для того чтобы решить, на какие идеи, наиболее глубоко обоснованные с научной точки зрения, он может опираться. Лазарус последовательно избегает теоретической интеграции, он пишет: «Не будет преувеличением сказать, что мультимодальная терапия не является конгломератом психоанализа, поведенческой терапии и различных других систем» (Lazarus, 1989a, р. 519).
Личности людей формируются на базе их генетического фонда, физической окружающей среды и истории социального научения. Мультимодальные консультанты не отрицают теорию; «концепция технического эклектизма распространяется в пределах последовательной теории социально-когнитивного научения (Bandura, 1986)» (Lazarus, 1989с, p. ix). Однако, имея дело с диадичными, семейными и другими сложными взаимодействиями, Лазарус добавляет объяснительные концепции, используя при этом теории связи и систем (Kwee, Lazarus, 1986).
Социальное научение
Во всех процессах научения большое значение имеют ассоциации, имеющие форму событий, случающихся одновременно или в близкой последовательности. Значительная часть человеческого поведения является результатом классического и оперантного обусловливания. Например, многие виды отвращения, очевидно, возникают на основании классического обусловливания. Лазарус (Lazarus, 1989a) приводит следующий пример. Один его клиент после операции, произведенной несколько лет тому назад, страдал от ощущения тошноты. Этот клиент лежал после операции на больничной койке рядом с человеком, который постоянно проигрывал кассету с «Лунной сонатой» Бетховена. В дальнейшем у клиента всегда начинал болеть живот, как только он слышал эту музыку. Оперантное обусловливание, при котором возвращение поведения обусловливается его последствиями, является другим главным процессом социального научения. Например, женщина, пребывающая в состоянии депрессии, может подкреплять свою депрессию, запираясь в спальне и избегая полезных социальных контактов (Kwee, Lazarus, 1986). Вот еще один пример — женщина заявляет: «Теперь я понимаю, что моя мигрень в значительной степени обусловлена тем, что мой муж оказывал мне какое-либо реальное внимание только тогда, когда я страдала от боли» (Lazarus, 1989a, р. 516). Моделирование и замещающие процессы, также имеют большое значение в научении. Люди учатся, наблюдая за действиями других и подражая им. Кроме того, люди учатся, воспринимая положительные и отрицательные последствия поведения других.
Люди фильтруют свое обусловливание и моделирование и могут не принимать их во внимание из-за того, что у них возникают мысли, касающиеся соответствующих стимулов. Люди реагируют не на реальную, а на воспринимаемую ими окружающую среду. На восприятие людей влияют следующие факторы: личностное использование языка, ожидание, избирательное внимание, способность решать проблемы, цели, стандарты исполнения, а также ценности, установки, убеждения.
Неосознаваемые процессы
Большая часть научения не является ни осознаваемой, ни преднамеренной. Неосознаваемые процессы не следует путать с фрейдистским понятием «бессознательное». Говоря о неосознаваемых процессах, Лазарус подразумевает следующее: «Люди характеризуются различными уровнями и степенями осознания, и нераспознанные — субли-минальные* — стимулы могут влиять на мысли, чувства и поведение...» (Lazarus, 1992, р. 235). Исследования показали, что в моменты измененного состояния сознания люди получают доступ к воспоминаниям и навыкам, недоступным при сознательном вспоминании.
Защитные реакции
В процессе социального научения люди могут приобретать множество ненужных защитных реакций. Защитные реакции позволяют избегать боли, дискомфорта и «отрицательных эмоций, таких как тревога, депрессия, чувство вины и стыда» (Lazarus, 1981, р. 38). Люди снижают уровень осознания, отрицают или искажают воспринятое и дают неверные названия своим чувствам. Существуют следующие защитные реакции: отрицание; чрезмерные интеллектуализация и рационализация; проекция, характеризующаяся неправильным приписыванием чувств другим людям; перенос, например агрессии на других людей, животных или на вещи.