Консультирование и бессмысленность
Ниже описываются некоторые способы, которые экзистенциальные консультанты используют при работе с клиентами, жалующимися на недостаток смысла в их жизни.
Переопределение проблемы. Когда клиенты жалуются на то, что «жизнь не имеет никакого смысла», они, похоже, допускают, что жизнь имеет смысл, который они не могут найти. Согласно экзистенциальной позиции, люди скорее придают смысл, чем получают его. Экзистенциальные консультанты повышают осознание клиентами того, что в жизни нет никакого присущего ей смысла, но люди ответственны за создание собственного смысла. Часто то, что относится к категории бессмысленности, лучше всего изучать в связи с другими предельными беспокойствами, связанными со смертью, свободой и изоляцией.
Определение видов защиты от тревоги бессмысленности. Экзистенциальные консультанты помогают клиентам лучше осознавать используемые ими виды защиты от тревоги бессмысленности. В какой мере стремление людей к получению денег, удовольствия, власти, признания, статуса коренится в их неспособности противостоять экзистенциальной проблеме, связанной с бессмысленностью? Консультанты могут помочь клиентам осознать последствия и цену их защиты. Защита от бессмысленности может быть одной из причин того, что клиенты относятся к жизни несерьезно, создавая тем самым проблемы, от решения которых они сознательно или подсознательно стремятся уклониться.
Оказание клиентам содействия в их более активном участии в жизни. Консультантам следует подходить к проблеме, связанной с бессмысленностью, помогая клиентам активнее включаться в жизнь. Консультанты должны исходить из того, что желание участвовать в жизни всегда присутствует у клиентов. Консультанты могут предлагать клиентам установить и поддерживать аутентичные отношения, что демонстрирует их собственное участие в процессе консультирования. Консультанты могут исследовать широкий диапазон надежд и целей клиентов, их системы убеждений, оценивать их способность любить и их попытки творчески выражать себя.
Логотерапия
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Свобода воли
Франкл использует термин «экзистенциальный» в трех случаях. Во-первых, термин «экзистенциальный» относится к самой экзистенции, которая является специфически человеческим способом бытия. Во-вторых, «экзистенциальный» относится к смыслу существования. В-третьих, «экзистенциальный» относится к стремлению найти смысл в личном существовании или, другими словами, к стремлению к смыслу. Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмысленной. Меняющиеся аспекты жизни являются в то же время потенциальными возможностями. Люди должны понять, каковы их преходящие возможности. Люди постоянно выбирают, какие из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализованы, а какие будут «приговорены» к нереализации.
Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоотстранению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а точка зрения, с которой они рассматривают эти особенности. Люди свободны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измерение. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, такие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.
Стремление к смыслу
Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Людям требуется обнаруживать смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыхания. Франкл пишет: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека... Этот смысл уникален и специфичен для каждого человека и может быть осуществлен только им одним; только тогда становится значимым то, что воля удовлетворяет стремление человека к смыслу» (Frankl, 1963, р. 154). Как Франкл обнаружил во время своего пребывания в концентрационном лагере, люди нуждаются в чем-то, ради чего стоило бы жить. Люди — это существа, которые встречаются с другими людьми и добираются до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, скорее, он является своего рода платформой для бытия. Человеческое существование оказывается в опасности, если только люди не рассматривают мир с позиции трансценден-ции в направлении Чего-то, что находится за пределами их собственного «Я».
Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоанализ сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти. "Франкл признает, что Фрейд и Адлер не использовали именно эти термины. Как удовольствие, так и власть — это «побочные продукты» или производные стремления к смыслу. Стремление к смыслу — не рационалистическое объяснение инстинктуальных стремлений, оно не имеет отношения к снижению напряженности и возвращению к состоянию гомеостаза. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.
Стремление к смыслу, так же как сила мотивации, отличается от самоактуализации. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект стремления к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуществляют смысл.
Сознание и подсознание
Какова исходная (референтная) точка, отталкиваясь от которой, люди могут обнаружить смысл в своей жизни? Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я».
Сознательность
Люди — духовные существа, и логотерапия сосредоточивается на.их духовном существовании. В этом контексте слово «дух» не имеет никаких религиозных оттенков значения. Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессознательными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать личную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в определенных сложившихся ситуациях.
Духовное бессознательное
Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро. Центрируясь вокруг своего духовного ядра, люди не только индивидуализируются, но и интегрируют свои телесные, психические и духовные аспекты. Хотя граница между сознательным и бессознательным «флюидообразна», Франкл считает, что духовное основание человече-ской'экзистенции в конечном счете бессознательно. Глубинный центр каждого человека является бессознательным. Существует четкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным. Фрейд рассматривал бессознательное как резервуар, в котором содержатся подавляемые сексуальные и агрессивные инстинкты. Глубинная психология, вместо того чтобы сосредоточиваться на подавляемых инстинктах, стремится проникнуть в глубины человеческого духа. Однако «Я» не поддается полному самоанализу, и в некотором смысле это делает человеческую экзистенцию в самой своей основе нерефлексируемой. Франкл пишет: «Экзистенция существу; ет скорее в действии, чем в размышлении» (Frankl, 1975a, р. 30).
Сознание
Истоки сознания расположены в духовном бессознательном. Логос глубже, чем логика. Экзистенциально аутентичные решения принимаются полностью неосмысленно и бессознательно. Франкл пишет: «Задача сознания — раскрыть человеку unum necesse, единственную вещь, которая требуется» (Frank!, 1975а, р. 35). С помощью Сознания можно интуитивно выявить уникальные возможности смысла, которые следует реализовывать в определенных ситуациях. Сознание, или «этический инстинкт», является сугубо индивидуальным в отличие от других инстинктов, которые имеются у большинства видов. Франкл полагает, что любовь и искусство уходят своими корнями не только в моральное сознание, но и в эмоциональные, интуитивные, нерациональные глубины духовного бессознательного.
Свобода может быть «от чего-то» и «для чего-то». Свобода «для чего-то» представляет собой ответственность по отношению к сознанию. Сознание имеет трансцендентное качество. Люди могут быть слугами своего сознания только тогда, когда они не произносят монолог, а ведут диалог с сознанием, как с чем-то, что отличается от них самих. Через сознание «доносит свой голос» сверхчеловеческий фактор (Frankl, 1975а, р. 53). Сознание играет главную роль в раскрытии существенной трансцендентности духовного подсознания. Сознание — это «голос» трансцендентности, и сознание само является трансцендентным.
Религиозное подсознательное
Экзистенциальный анализ сновидений делает очевидным наличие подавляемой и бессознательной религиозности. Подавляется не только либидо, но и религио (religio). Сознание не последнее, «по отношению к чему» существует ответственность. Хотя люди ответственны за себя, они не ответственны перед собой. Это «по отношению к чему» ответственности касается, прежде всего, самой ответственности. Бессознательная религиозность, или религиозное бессознательное, существует в пределах духовного бессознательного. Люди всегда определенным образом относятся к трансценденции, даже на бессознательном уровне. Этот «бессознательный Бог» скрыт двумя способами. Во-первых, скрыты человеческие отношения к Богу. Во-вторых, скрыт сам Бог, Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность. Религиоз^ ное бессознательное — это скорее экзистенциальный посредник, чем инстинктуаль-ный фактор. Франкл пишет: «Человек обычно решает скорее быть бессознательным, чем быть управляемым бессознательным» (Frankl, 1975a, р. 65). Говоря о Юнге, Франкл подчеркивает, что бессознательная религиозность берет начало из личного центра каждого индивидуума, а не из безличного объединенного фонда образов, общего для всего человечества. Подавление религиозности, так же как и подавление других аспектов бессознательного, ведет к неврозу: «...как только ангел в нас подавляется, он превращается в демона» (Frankl, 1975a, р. 70). Экзистенциальность религиозности должна быть непосредственной. Подлинная религиозность должна разворачиваться на своей собственной платформе. Люди вверяются ей, предпочитая быть религиозными.