Деятельностный подход к объяснению сознания

Человека

1. Переход предков человека к жизни в обществе, осно­
ванном на совместной трудовой деятельности, опосредст­
вованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерми­
нирует зарождение и формирование сознания человека как
высшей формы психической ориентировки на основе фор­
мирующегося образа мира.

2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивает­
ся от общественных форм к формам индивидуальным и
представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятель­
ности; б) самих себя в совместной деятельности; в) форми­
рующихся в ходе деятельности представлений и знаний об
окружающем мире.

3. Рефлексия становится возможной благодаря отделе­
нию языковой (знаково-символической) формы выполне­
ния действий от первоначальной совместной внешне пред­
метной формы выполнения познавательных действий.

• Сначала возникают общественные формы сознания как
совместные действия и деятельности во внешнем речевом
(знаково-символическом) плане общения.

• Позднее возникают индивидуальные формы сознания как
опосредствованные речью (языком) действия и деятельно­
сти во внутреннем индивидуальном умственном плане
(процесс интериоризации).


Деятельностный подход к объяснению сознания - student2.ru

Деятельностный подход к объяснению сознания - student2.ru



4. Формирование и развитие функций сознания обеспечива­
ется путем преобразования совместных, предметно направ­
ленных форм внешних действий в формы умственные, «иде­
альные» (см.: Выготский Л. С. Психологический механизм
интериоризации).

• Исходные представления о предполагаемых результатах
совместной деятельности начинают соотноситься с усло­
виями и результатами, получаемыми в ходе деятельности.

• Такое соотнесение осуществляется актами означивания —
посредством жестов и речи.

• Формируется предметная отнесенность речи, выделяю­
щаяся из экспрессивной сигнализации.

• Формируется язык, который служит: а) средством органи­
зации предметно направленных действий; б) средством
предметно отнесенных форм общения; в) средством фик­
сирования выработанных в совместной деятельности зна­
чений; г) средством мышления.

• Вещественные свойства предметов и продуктов совмест­
ной деятельности посредством функционирования языка
трансформируются в предметное содержание значений
(сходных представлений и понятий, воспроизводимых в
психике разных людей), освобождаясь тем самым от своей
вещественности.

• Овладение субъектом способами использования знаков
языка обеспечивает: а) актуализацию (репрезентацию) в
психике других людей соответствующих значений в про­
цессах общения; б) произвольные формы актуализации
значений субъектом в собственной психике.

5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет слож­
ную функциональную структуру, которая складывается из
отношений между «чувственной тканью», объективными
значениями и личностными смыслами. Такие функциональ­
но-структурные отношения формируются по мере вхожде­
ния человека в новые виды социальных связей и отношений,
по мере включения в новые деятельности и овладения ими.

«Чувственная ткань» — образы воспринимаемой и (позд­нее) представляемой реальности:

а) различаются по модальности, устойчивости, ясности,
эмоциональному тону;

б) порождаются в процессе деятельности;

в) ориентируют субъекта в объективном предметном
мире.

Объективные значения — фиксированные в языке истори­чески выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые:

а) существуют объективно, выражают результаты позна­
ния объективного мира, производны от обществен­
ной практики;

б) не зависят от индивидуальных, субъективных пред­
почтений;

в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания»
человеческой культуры;

г) характеризуют предмет через его отношения к другим
предметам (П. Я. Гальперин).

Личностные смыслы — пристрастные, эмоционально-цен­ностные отношения субъекта к объективным обстоятель­ствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами:

а) не имеют надындивидуального существования (час­
тично могут быть выражены субъектом посредством
языка);

б) выступают для субъекта в виде непосредственных
эмоциональных переживаний, но при этом сам лич­
ностный смысл может и не осознаваться;

в) производны от реальных жизненных отношений
субъекта, от его индивидуальной практики;

г) характеризуют предмет через его отношения к инди­
видуальным мотивам (П. Я. Гальперин).

6. Исходная чувственно-практическая, деятельностная
основа общественного и индивидуального сознания обычно
остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъек­
тивно может казаться основой и причиной деятельности.

7. Сознание выполняет множество функций:

• иерархически объединяет и служит планированию, вос­
произведению, реализации и развитию различных видов
действий и деятельностей;

• обеспечивает функциональную организацию внутренних
умственных форм деятельностей;

• обеспечивает над ситуативные, произвольные, преднаме­
ренные формы организации поведения и деятельности
(Леонтьев А. Н., 1965,1983, 1994, 2000).

Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассмат­ривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в челове­ческие формы общения, которые опосредствованы чело­веческими способами использования орудий и языка. Со­знание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использова­ния языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в че­ловеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в созна­нии у разных людей.

Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева по­нятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную со­держательную наполненность. Это обеспечивает возмож­ность объяснения исторического генезиса сознания, его со­става и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведе­нии и деятельности человека.

Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе фор­мирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Пси­хологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А. Н., 1983, 2000). Теория образа мира и функцио­нальной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смир­нова (1985).

Так как понятия «сознание» и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необ­ходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира».

Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Ви-люнаса. Анализируя психологические механизмы эмоцио­нальной и мотивационной регуляции деятельности челове­ка, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведе­ние.

1. Главной детерминантой, определяющей содержание
психически регулируемой активности у человека, является
не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъек­
та в отношении воспринимаемой ситуации. Такой опыт и
знания большей своей частью выступают результатом при­
своения общественно-исторического опыта через вовлече­
ние человека в специально направленную деятельность,
воспроизводящую различные способы преобразования
предметного мира, а также способы использования знако­
во-символических средств. При этом использование языка
предельно расширяет границы усваиваемого опыта, делая
их независимыми от параметров реально воспринимаемой
ситуации (см.: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

2. Внешние по своей форме процессы деятельности с
внешними же вещественными предметами преобразуются

в процессы, протекающие в умственном плане, в плане со­знания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращают­ся (интериоризируются) и становятся способными к даль­нейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.

3. Система присваиваемых человеком на протяжении
всей жизни представлений и понятий, в которой неизбежно
локализуется и содержательно обогащается все отражаемое,
составляет образ мира.

Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных дей­ствий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира.

Конкретно-психологическую основу осознанного харак­тера психического отражения у человека составляет локали­зация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.

4. Вооружение человеческой психики образом мира и спо­
собностью к произвольной актуализации отражаемого в нем
содержания на основе использования языка (сознание) спо­
собствовало развитию особого внутреннего структурного
образования — субъекта умственной деятельности.

5. Если животное пытается учесть все возможности конк­
ретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение
актуализировавшейся потребности, то человек при наличии
образа мира и сознания имеет возможность ориентироваться
в неограниченных пространственных и временных масшта­
бах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни
(Вилюнас, 1990).

Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализиру­ются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека ха­рактер репрезентаций определяется еще и знаково-символи-ческими средствами, которые порождаются либо другими

людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение живот­ных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуатив­ный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлечен­ность от текущей ситуации — надситуативность.

Опираясь на контекст генезиса научной логики построе­ния объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «созна­ние». Отметим, что такое разведение имплицитно присут­ствует в работах А. А. Леонтьева: «Образ мира — это отобра­жение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитив­ными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Ле­онтьев А. А., 2001. С. 115).

В отличие от образа мира, сознание — это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечиваю­щий произвольность в организации поведения и умственной дея­тельности человека на основе овладения субъектом разнооб­разными способами использования знаково-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития

сознания.

Сознательные формы психической ориентировки и орга­низации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» раз­личные знаки и символы. В первом приближении можно вы­делить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символиче-ские средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и дру­гими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведе­нием, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.

Аналогичное деление в психологической литературе су­ществует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимо­действий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979; Салми-на, 1988).

В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблю­даться различные формы рефлексии (сознательной, рефлек­сивной ориентировки субъекта в мире). Через использова­ние знаков рефлексивными могут становиться: а) отноше­ния субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями свое­го поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на раз­ные способы функционального включения в жизнедеятель­ность человека знаково-символических средств.

..-

»! -

;

-..

• :

-

Наши рекомендации