Глава 14 Теории сознания человека

Структурное и функциональное определение и объясне­ние сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание челове­ка в истории психологии были связаны с анализом организа-

ции процессов внимания (Дормашев, 1995; Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002), с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека (Фрейд, 1989). В ряде на­правлений психологических исследований сознание рас­сматривалось как «сцена», на которой представлен феноме­нологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология), или как активное начало, организую­щее в единство все психические функции (Соколова, 2003). В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию ре­презентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сфор­мулировать в форме ряда объяснительных принципов (см.: Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002).

Тульвинг

Когнитивная теория сознания

1. В зависимости от содержания опыта долговременная
память человека включает:

• процедурную память, обеспечивающую автоматизирован­
ные и неосознанные формы репрезентации (воспроизве­
дения) разнообразных действий;

• категориальную (семантическую) память, обеспечиваю­
щую знаково-символическую репрезентацию универсаль­
ных внутрипонятийных и межпонятийных структур, со­
ставляющих опыт человека и человечества;

• эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечи­
вающую репрезентацию датированных по времени эпизо­
дов и событий индивидуального жизненного опыта: схемы
сцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

2. В соответствии с таким делением у человека можно вы­
делить три разновидности сознания, каждой из которых со­
ответствует три основных типа репрезентаций:






20*



• аноэтичное сознание, которому соответствует процедур­
ная память: не выходит за пределы текущей ситуации, по­
зволяет фиксировать признаки окружения и реагировать
своим поведением на конкретную обстановку («незнаю­
щее» сознание);

• поэтичное сознание, которому соответствует семантиче­
ская память: символический тип сознания, опираясь на
который человек может осознавать объекты и события, а
также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и со­
бытий («знающее» сознание);

• автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизоди­
ческая память: обеспечивает запоминание лично пережи­
ваемых событий («знающее о себе» сознание).

Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяс­нительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психоло­гии и психолингвистике данные о функциональной организа­ции психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека.

Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и раз­вернутую интерпретацию формирования и развития функ­ционально-структурной организации сознания у человека — это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и дея-тельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психиче­ских явлений.

Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирова­ние в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснитель­ных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческо­го сознания.

Оба подхода центральную роль в развитии сознания отво­дят включению в деятельность человека языка и других зна-

ково-символических средств. При этом используемый в ре­чевой деятельности язык рассматривается как особая систе­ма внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.

В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объя­снение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов:

1. В онтогенезе человека биологическое созревание и
культурное развитие составляют единство. Культурное раз­
витие человека заключается в формировании в совместной
деятельности и общении высших психических функций
(ВПФ).

2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладе­
ние орудийными и знаковыми средствами, которые обеспе­
чивают изменение структуры деятельности и психики чело­
века.

3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятель­
ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделен­
ной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем
становятся индивидуальными и внутренними — интериори-
зируются. Процесс интериоризации включает:

• переход от совместных с другими людьми действий к само­
стоятельным, индивидуальным способам их реализации;

• переход от внешних, материальных, форм действий к внут­
ренним, идеальным, действиям над значениями, которые
фиксируются в знаково-символических средствах: а) от
действий с предметами к действиям над значениями (пред­
ставлениями, обобщениями) с опорой на внешние матери­
альные знаки и символы; б) от действий над значениями с
опорой на внешние материальные знаки и символы к внут­
ренним действиям над значениями с опорой на внутрен­
ние способы использования знаков и символов.

5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозна­чает объективно существующие предметы и явления — это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксиро­ванные в сознании людей сходные представления, обобще­ния, понятия — это значение.

• Знак напоминает человеку о необходимости выполнить
определенную систему операций, в которых может участ­
вовать множество психических функций.

• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации
включаются в одну структурную систему с символически
представленными элементами будущего.

• Структура значений (обобщений), опосредствованных
знаково-символическими средствами, развиваясь и совер­
шенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и
совершенствование сознательного уровня психической
ориентировки человека.

4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, че­рез замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.

• Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв­
лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что
позволяет выполнять действия над значениями во внут­
реннем плане сознания.

• Сознание — это динамическая смысловая система, пред­
ставляющая собой единство аффективных и интеллекту­
альных процессов.

Изложенные объяснительные принципы позволяют сде­лать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформу­лировал психолингвистическую функционально-генетиче­скую теорию сознания человека, которая в силу политиче­ских и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретиче­ского анализа в отечественной и мировой психологии (Грэ-хэм, 1991;Верч, 1996).

Еще один шаг к конкретизации функционально-струк­турных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняю­щая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформу­лирована как «теория формирования сознания в человече­ской деятельности».

А. Н. Леонтьев

Наши рекомендации