Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений
А. Н. Леонтьев
Теория развития личности в человеческой деятельности
1. Личность человека есть формирующееся и развиваю
щееся в течение индивидуальной жизни человека психоло
гическое образование.
• Основой личности является совокупность общественных
отношений к миру, в которые включается человек.
• Такие отношения формируются в реализуемых человеком
деятельностях и связях с людьми.
2. Процесс развития личности — это путь от осуществле
ния деятельности, обеспечивающей поддержание существо
вания, жизни, к поддержанию своего существования для
осуществления, реализации определенной деятельности.
3. В ходе формирования и развития личности происходит
ряд преобразований.
На внешнем уровне реализации действий и деятельностей:
• деятельности и действия, реализуемые субъектом, органи
зуются в иерархические отношения;
• иерархические отношения между разными видами дея
тельностей приобретают относительную независимость
от физиологических состояний организма (органиче
ских потребностей);
• развитие деятельностей ведет к их центрированию вокруг
немногих главнейших (ведущих). Этот процесс опосредст
вуется сознанием и самосознанием.
На скрытом, психологическом уровне:
• за соотношением деятельностей формируются и изменя
ются соотношения мотивов;
• иерархия мотивов образует основу личности — сферу лич
ностных смыслов.
4. Основу индивидуальных личностных особенностей че
ловека составляет иерархическая организация потребност-
но-мотивационной сферы человека, которая определяет
сферу индивидуальных личностных смыслов.
• Отдельные жизненные отношения, которые реализуются
человеком в действиях, могут отчуждаться, теряя или при
обретая негативный личностный смысл.
5. Осознание мотивов — это акт установления отношений
мотива данной конкретной деятельности к мотивам деятель
ности более широкой.
6. Существует два важнейших этапа в становлении лично
сти человека:
• этап формирования иерархических отношений в мотива-
ционной сфере (после 3 лет);
• этап частичного осознания субъектом собственных моти
вов (обычно с подросткового возраста).
Смысл и его формирование
1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в процессе эволюции вместе с возникновением психической ориентировки организма в окружающей среде.
• На низших ступенях развития психики животных биологи
ческий смысл приобретают отдельные ощущаемые свойст
ва предметов (стадия сенсорной психики).
• На более высокой стадии развития психики животных био
логический смысл приобретают отдельные целостные пред
меты (стадия перцептивной психики).
• Еще на более высокой стадии развития психики биологиче
ский смысл приобретают межпредметные связи, целостные
ситуации (стадия интеллекта).
2. Биологический смысл характеризуется:
• отсутствием постоянного, устойчивого отношения к од
ним и тем же предметам;
• наличием смысловых отношений не ко всем предметам в
окружающем мире.
3. У человека в процессе общественного развития биоло
гический смысл предметов приобретает относительную
устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые
смысловые отношения (личностные смыслы) через меха
низмы и элементы общественного и индивидуального со
знания (см. теорию сознания).
• В общественном сознании фиксируется значение предме
тов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворе
ния общественных потребностей.
• Значения отделяются от актуально воспринимаемых пред
метов и преобразуются в значения слов.
• Такое фиксирование значений в слове исходно реализует
ся в формах общественного сознания. Значение — катего
рия общественного сознания.
• Значение связано с операциональной стороной деятельно
сти, а смысл — с интенциональной.
• С возникновением индивидуального сознания (выделени
ем «Я») формируются индивидуальные отношения к зна
чениям — личностные смыслы.
4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы
ступают для человека как смысл.
• Развитие реальных отношений с миром происходит через
включение человека в новые виды деятельности, которые
определяются объективно-историческими условиями
жизни.
• Включение в различные деятельности ведет к развитию
мотивов.
• Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и из
менению личностных смыслов.
5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением человека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориентировать и направлять деятельность.
• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение
личности.
• Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия
есть обобщения значений.
Д. Б. Эльконин