Когнитивная психология. Теория личностных конструктов

1. Люди активно формируют представления о явлениях и
событиях путем их истолкования на основе выдвижения ги­
потез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и
контролировать будущие события.

• Любое осознаваемое человеком явление или событие в
окружающей действительности всегда является предметом
для многочисленных альтернативных истолкований («кон-
структный ольтерштивизм»}.

2. Индивидуальное поведение структурируется и опреде­
ляется тем, как человек прогнозирует и истолковывает собы­
тия, опираясь на личностные конструкты — устойчивые спо­
собы когнитивной категоризации событий и явлений.

• Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысле­
ние событий и явлений по различным основаниям.

• Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (име­
ют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

• Конструкты имеют ряд характеристик: а) диапазон приме­
нимости — широта.ситуаций, где конструкт может исполь­
зоваться; б) фокус применимости — ситуации, в которых
субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «прони­
цаемость» («непроницаемость») для преобразований при
объяснении и предсказании новых явлений.

3. Психологические характеристики личности зависят от
индивидуальных особенностей личностных конструктов,
опираясь на которые человек прогнозирует события. Чело­
век организует свое поведение не столько путем реагирова­
ния на воздействия внешних событий, сколько опираясь на
свои способы интерпретации событий и явлений.

• Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретиру­
ют события, опираясь на личностные конструкты.

• Система конструктов меняется в соответствии с успешно­
стью (неуспешностью) прогнозирования и интерпретации
повторяющихся событий и явлений.

4. Каждый человек уникальным образом развивает и ор­
ганизует ранговые отношения между конструктами.

• Чем более сходны личностные конструкты и интерпрета­
ция опыта на их основе у двух людей, тем более сходным
будет их поведение и личностные особенности.

• Межличностное понимание присутствует в той мере, в ка­
кой один человек способен анализировать интерпретаци­
онные процессы другого, и наоборот.

• Мотивационные утверждения в большей степени характе­
ризуют того, кто их высказывает, чем того, чьи мотивы ха­
рактеризуются или обсуждаются.

5. Психически развитая личность имеет ряд характери­
стик.

• Стремление оценивать свои конструкты и проверять пра­
вильность своих интерпретаций поведения и отношений.к
другим людям.

• Установка на изменение конструктов в случае их прогнос­
тической неэффективности.

• Желание расширять диапазон, объем и охват своей конст-
руктной системы.

• Хорошо развитый репертуар ролей.

Абрахам Маслоу (1908—1970)

Гуманистическая психология. Мотивационный подход.

Теория личности

1. Человек рождается с потенциально заложенными по­
требностями в добре, нравственности, доброжелательно­
сти... которые он должен реализовать.

2. В процессе индивидуального развития человека после­
довательно формируется иерархия потребностей. Формиро­
вание и развитие такой иерархии в течение жизни образует

основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития):

• потребности физиологические (органические): голод,
жажда, половое влечение и др.;

• потребности в безопасности;

• потребности в принадлежности и любви: принадлежать к
сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и при­
знанным;

• потребности в уважении и признании: быть компетент­
ным, успешным и получить одобрение, приобрести авто­
ритет;

• познавательные потребности: познавать, уметь, понимать;

• эстетические потребности: гармония, симметрия, поря­
док, красота;

• потребность в самоактуализации: реализация своих пози­
тивных целей и способностей, развитие собственной лич­
ности.

3. Для формирования более высоких уровней потребно­
стей в течение жизни необходима удовлетворенность по­
требностей на нижележащих уровнях.

4. Основная человеческая потребность — потребность в са­
моактуализации, которая по мере индивидуального развития
может приобретать функциональную автономность (независи­
мость от степени удовлетворения других потребностей).

Виктор Франкл

Гуманистическая психология. Экзистенциальный

Подход. Теория личности

1. Стремление человека к поиску и реализации смысла
своей жизни — врожденная мотивационная направленность
человека, которая выступает основным двигателем поведе­
ния и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен
не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации
себя в жизни и деятельности.



3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек
может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три
основных пути своего развития и ориентируясь на три груп­
пы ценностей:

• путем того, что человек может дать жизни, — творческую
деятельность (ценности творчества);

• путем того, что человек включается в переживание ценно­
стей, которые находит в мире (ценности переживания);

• посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе
и обстоятельствам своей жизни, которые он не может из­
менить (ценности отношения).

4. Обретенный смысл требует от человека своего посто­
янного осуществления, что ведет к самоактуализации лич­
ности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, сво­
боден взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если
его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это воз­
можно благодаря фундаментальным человеческим качествам.

• Способность к самотрансцендентности — возможности
мысленного выхода человека за пределы самого себя, в на­
правленности на что-то, существующее вовне.

• Способность к самоотстранению — возможности в любой
ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмот­
реть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья лично­
сти является определенный уровень напряжения, возникаю­
щий между человеком и локализованным во внешнем мире
объективным смыслом, который человек должен осуществить.

• Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи­
стенциального вакуума», которое выступает причиной са­
мых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует
конкретный смысл жизни данной личности в данный мо­
мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но та­кой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется незави­симо от жизни отдельных индивидов.

Наши рекомендации