Составляющие действий и деятельности

Необходимо радикальное изменение методологии психоло­гического исследования.

• Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной обще­ственно-историческим опытом конечной формы поведе­ния (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка.

• От констатации и фиксирования уже сформированных
психических явлений следует перейти к выявлению при­
чин и условий, обеспечивающих формирование психиче­
ского процесса или психического образования с заданны­
ми свойствами.

Объяснительные принципы

1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро
меняющейся окружающей среды не может осуществляться
посредством стереотипных наследственно передаваемых
форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей
становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще­
ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю­
щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей­
ствий.

• Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется
тем, что раздражители, вызывающие действия, должны
быть обобщенными, а организация и исполнение действия
требуют конкретности и точности.

• Точность действий может быть обеспечена только путем их
предварительного пробного выполнения, но не в реальных
условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен­
тировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных
действий.

2. Предмет изучения психологии — ориентировочная осно­
ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч­
ные компоненты деятельности, которые и составляют пси­
хический образ.

• Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто­
ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от­
крывает субъекту поле возможных действий и служит усло­
вием выбора эффективного поведения.

• Задача психологии — изучать строение, законы, особенно­
сти формирования и развития ориентировочных опера­
ций, действий на разных этапах онтогенеза.

3. Генеральными функциями ориентировочных операций и
действий выступают:

• построение образа, который включает:

— ориентировку во внутренней среде организма, которая
отражается в интерорецепторных и эмоциональных
переживаниях: а) актуальных потребностей в форме
органических состояний; б) побуждений к действиям;

— ориентировку во внешней среде жизнедеятельности
на основе чувственных образов, а также понятий (у че­
ловека);

• уточнение значения взаимосвязанных элементов такого
образа с точки зрения актуально доминирующей потреб­
ности субъекта;

• построение плана решения стоящей проблемы;

• контроль над реализацией принятого решения и коррек­
ция хода и плана решения;

• оценка результатов.

4. Физиологические процессы в человеческом мозге по­
тенциально могут обеспечивать осуществление самых раз­
нообразных ориентировочных и исполнительных операций
и действий в составе различных видов деятельности, поведе­
ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси­
хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю­
дьми ориентировочной активностью и деятельностью во
внешнем мире.

• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер­
минирует формирование новой функциональной систе­
мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе­
чивают эффективное выполнение ориентировочных и
исполнительных составляющих действия.

5. Коренное отличие психики животных и психики чело­
века:

• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов­
летворения потребности в конкретной ситуации, способ
удовлетворения задан животному биологическими меха­
низмами и условиями обитания;

• в процессе онтогенетического развития человек должен:
а) освоить человеческие способы удовлетворения своих
потребностей; б) овладеть человеческими критериями
оценки и определиться в своих отношениях к кругу пред­
метов и средств такого удовлетворения; в) осознать необ­
ходимость своей принадлежности к обществу, которая
порождает нелинейное отношение не только к предметам
потребностей, но и к самим потребностям, условиям их
возникновения и удовлетворения;

• ориентировочные и исполнительные составляющие чело­
веческих действий опосредствованы орудиями, языком,
символами, знаками, в которых сконцентрирован обще­
ственный опыт, обеспечивающий решение различных за­
дач.

6. Побуждения, переживания, образы и действия в пла­не представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, ко­торая включает:

• интеллектуальные функции — от восприятия до мышле­
ния — служат ориентировке во внешнем поле жизнедея­
тельности;

• потребности — побуждают к выделению в ситуации объек­
тов и условий (мотивы), которые необходимы для поддер­
жания жизнедеятельности (удовлетворения потребно­
стей);

• чувства, эмоции — возникают при решении задач с такими
условиями, в состав которых входит сам субъект, а также
которые предполагают изменение оценки предмета или
ситуации;

• воля — представляет особую форму ориентировки субъекта
в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-

тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуа­циях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).

7. Психические феномены, «идеальные» явления и процес­сы есть совокупность умственных действий и образов, кото­рые являются результатом многоплановых функциональ­но-генетических изменений ориентировочных компонен­тов внешних предметных действий.

Наши рекомендации