С. Райт, Дж, Б. С. Холдейн, Ф. Добжанский и др. Генетический эволюционизм
1. Все многообразие генов, которые могут быть унаследованы следующим поколением, составляет генофонд популяции.
2. Половое размножение обеспечивает случайное распре
деление генов в каждом поколении (принцип рекомби
нации).
3. Каждый ген является адаптивным только в конкретных
условиях внешней среды.
4. Процесс эволюции реализуется, когда в генофонде попу
ляции частота определенных генов в течение длительно
го времени изменяется в направлении отбора адаптив
ных генов в процессах приспособления живых организ
мов к меняющимся условиям окружающей среды:
• адаптация живого организма к условиям окружающей сре
ды обеспечивается через фенотипические характеристики,
которые повторяются из поколения в поколение у особей
данного вида;
• адаптация живого организма к условиям окружающей сре
ды есть результат взаимодействия специфических генов с
последовательно повторяющимися характеристиками
окружающей среды.
.
Теории эволюционного формирования и развития психики
Не вызывает сомнений, что психические функции являются одним из самых мощных факторов эволюции высших живых организмов. Можно утверждать, что этот фактор недостаточно учитывается и анализируется в современной теоретической биологии. Вместе с тем в отечественной науке существует ряд теорий, которые позволяют определить роль психических функций в процессах эволюции.
А. Н. Северцов (1866-1936)
Формы приспособления животных к среде обитания
1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает.
2. Скорость изменения организма должна быть не ниже
скорости изменения окружающей среды (экологической
ниши).
3. Изменения признаков у организмов в процессе приспо
собления могут быть наследственными и ненаследствен
ными (приобретенными).
4. Способы адаптации организмов зависят от скорости из
менения различных факторов окружающей среды:
• приспособление к медленным изменениям среды обеспе
чивается: а) наследственным изменением морфологии
(анатомического строения) живого организма; б) наслед
ственным изменением поведения (двигательные функци
ональные возможности животного, рефлексы, инстинк
ты);
• приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям
среды обеспечивается: а) функциональным (прижизнен
ным) изменением строения путем упражнения органов;
б) функциональными изменениями поведения (научение).
5. Чем выше организация вида, тем больше изменчивость
реализуется не за счет морфологических, а за счет функ
циональных изменений.
6. Для существования живого организма в быстро меняю
щихся условиях окружающей среды необходимо эволю
ционное возникновение предпосылок для прижизнен
ного формирования индивидуальных особенностей по
ведения — научения.
Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений
А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец Теория эволюционного формирования и развития психики в зависимости от двигательной активности живых организмов
В разработке и построении этой теории А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец отталкивались от анализа тех критериев, на
которые опирались в философии и естествознании при определении психических явлений.
Что такое психика? Каковы самые простые формы психических функций?
Альтернативные гипотезы о появлении психики, которые выдвигались в истории развития взглядов на психические явления:
• религиозно-мистическое происхождение психики. Пси
хика есть особая нематериальная субстанция;
• появление психики связано с появлением человека и чело
веческого сознания. Психика — это внутренний мир, это
присущая только человеку способность к сознательному
рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);
• существует всеобщая одухотворенность природных явле
ний, которая в различной степени выраженности присут
ствует у любого явления. Психика — это особое свойство
(атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);
• психика есть атрибут только живой материи;
• психика присуща только организмам, имеющим нервную
систему.
Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных.
Объяснительные принципы
1. Что выступает единицей жизнедеятельности организма в контексте психологического анализа?
Единицей жизненного процесса выступает деятельность — целенаправленная активность, в которой реализуется то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, которая обеспечивает взаимодействие организма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.
При этом под исходными формами деятельности понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с окружающим миром (внешней средой), которые активно воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлетворение какой-либо потребности.
Позднее в процессе эволюции животных организмов, антропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производные типы и виды деятельностей (см. ниже).
2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятельности?
Наиболее простая форма жизни представляет собой процессы внутренней активности организма, которые: а) запускаются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддерживают жизнедеятельность.
Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедеятельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обитания, которая обладает набором биологически значимых параметров и может рассматриваться как относительно однородная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.
3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюционирование животных организмов и их функциональное совершенствование ?
Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда новых функций.
• Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятель
ности на функции отправления (физиологическая актив
ность, направленная на поддержание постоянства внут
ренней среды, — гомеостаза) и функции поведения.
• Функции поведения: а) заключаются в активном приспо
соблении живого организма к меняющимся условиям сре
ды на основе перемещения от неблагоприятных условий в
направлении к более благоприятным условиям обитания;
б) необходимо предполагают ориентировочную и испол
нительную части.
• Функции поведения обеспечиваются эволюционным раз
витием: а) специализированных органов передвижения;
б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку,
организацию и регуляцию двигательной активности.
Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма — необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в среде обитания; б) функций, обеспечивающих предварительную ориентировку в среде обитания.
4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передвижения и развитие органов чувств?
Эволюционное формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости — реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам (которые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер.
Такие формы поведения и ориентировки во внешней среде (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно-
8. Заказ №4624.
клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993).
5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ?
Чувствительность выступает исходной формой психических явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.
Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики.
Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) направления внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недостатка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соответствующим образом изменять направленность своего поведения и ориентироваться на различные объекты. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых потребностных состояний нужды; б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на строго определенные объекты (мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.
6. Какие факторы детерминируют эволюционное формирование и развитие психических функций?
Приспособление животных к сложным, предметным, динамическим условиям окружающей среды в процессе эволюции обусловливает усложнение функционально-струк-
турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психического отражения (психической ориентировки) и совершенствованию органов чувств.
А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: изменение окружающей среды -> необходимые для выживания и приспособления изменения в поведении (деятельности) животных организмов -* необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих организацию новых форм поведения (деятельности) -> формирование и развитие новых структурных особенностей организма — органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.
7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволюции?
Изменение деятельности (поведения) животных в филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:
• изменение и расширение биологического значения раз
личных предметов и объектов, на которые направляется
деятельность (развитие потребностей, мотивов);
• изменение состава действий, операций (поведения, двига
тельной активности) в зависимости от условий, в которых
животному дан предмет деятельности.
Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфологических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая активность.
компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом. Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентировки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма. 9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного развития психических функций у животных организмов? В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов: • стадия элементарной сенсорной психики — организация врожденного, видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению; • стадия перцептивной психики — организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных пред метах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определя ющих способ выполнения действий. Приобретение разно образных навыков; • стадия интеллекта — организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отноше ниях, что обеспечивает решение нестандартных ситуатив ных задач: операции (способы действий) отделяются от ис ходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы; • высший уровень развития психической ориентировки — сознание человека (см. ниже). Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри. Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего наблюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионар- |
Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.
8. Каким законам подчиняется формирование новых психических функций в процессе эволюции?
Изменение строения деятельности в филогенезе и в онтогенезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порождению, развитию и усложнению обеспечивающих ее психических функций.
• Уровень психического отражения (особенности образа и
психической ориентировки) у животных зависит от того, в
какой мере они способны оказывать поведенческие воз
действия на компоненты среды.
• В процессе эволюции формы психического отражения
(психической ориентировки) отстают в своем развитии от
изменений в строении деятельности животного.
• Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологиче-
ские изменения в строении органов чувств, мозга, опор
но-двигательной системы первично обусловливаются
функциональными изменениями в поведенческой и ори
ентировочно-исследовательской активности животного в
природной среде.
Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее количество свойств таких объектов может быть выявлено, зафиксировано и может включиться в состав психического образа при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств.
Поэтому в процессах эволюционного развития и формирования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объектом, а в качестве производных результатов выступают новые
ную анатомо-морфологическую организацию нервной системы. Ориентировка поведения реализуется на основе отражения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражитель; б) во временном распространении врожденных двигательных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).
При этом можно выделить: а) низший уровень сенсорной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скорости и направления передвижения с целью избежать неблагоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иглокожие, в поведении которых появляется поиск благоприятных условий существования на основе сложных таксисов. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нервной системы: дифференцированные и усложненные головные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целостный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэтому поведение разделяется на операции, которые обеспечивают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимодействия с предметом потребности. Наблюдается разнообразие навыков, которые приобретаются на протяжении жизни путем упражнения. В поведении становится возможным
классическое и оперантное обусловливание, что проявляется в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).
При этом можно выделить: а) низший уровень перцептивной психики: высшие членистоногие, головоногие моллюски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающиеся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, млекопитающие).
Стадия интеллектуальной психики характеризует животных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпредметных связей и отношений в непосредственно воспринимаемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («ин-сайт»), путем ситуативного «одномоментного» установления («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов животных инструментальных задач) на основе разделения действий животного во времени на подготовительную фазу и исполнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навыков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают пользоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993).