Теоретические основы научной
ПСИХОЛОГИИ: МНОГООБРАЗИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
В настоящее время в психологии можно обнаружить множество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем в области психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснительных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психических процессов. Поэтому, наряду с многообразием способов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психологических теорий.
В психологии отсутствуют конвенциональные средства формального фиксирования психологических теорий. Самые известные психологические теории излагаются в достаточно объемных монографических текстах. В учебной литературе по психологии, как правило, можно встретить только отдельные теоретические положения или ссылки, на основании которых трудно получить целостные представления о соответствующих теориях.
Психологические теории, как правило, фиксируются в форме более или менее развернутых тезисов, в которых изло-
жены гипотезы и объяснительные принципы (теоретические положения) о предполагаемом составе, структуре психических явлений, а также о генетических и функциональных закономерностях, которым психические явления подчиняются. При анализе теорий, излагаемых в таких текстах, можно указать на два основных подхода к фиксированию объяснительных принципов в целостном, достаточно обозримом виде. Во-первых, извлекать из авторских текстов тезисы, в которых фиксируются теоретические положения, и, пользуясь аппаратом ссылок, объединять их в единую теоретическую систему. Например, вариант такого анализа использован в монографии А. А. Леонтьева «Деятельный ум». Во-вторых, опираясь на тексты теоретических работ и уясняя их содержание, самостоятельно формулировать основные теоретические положения в форме тезисов, с которыми, вероятно, мог бы согласиться автор соответствующей теории. В данной работе мы опирались на последний из указанных способов фиксирования теорий.
В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что все неточности, неверные формулировки и интерпретации объяснительных принципов психологических теорий, которые излагаются ниже, следует приписывать автору данного текста и не относить на счет авторов анализируемых теорий.
Главная задача второй части пособия — познакомить с теоретическим содержанием современного культурно-исторического деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот подход различным теоретическим направлениям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психических феноменов и фактов. Поэтому большая часть излагаемых психологических теорий, моделей и гипотез представляет собой изложение теоретических объяснительных принципов, разделяемых широким кругом отечественных 104
психологов-теоретиков, которые опираются на категории культурно-исторического и деятельностного подходов. Другие теоретические направления представлены не в полной мере и выступают как иллюстративный материал для сопоставления разных теоретических подходов к анализу и объяснению психических явлений.
Излагаемые объяснительные принципы не могут рассматриваться как альтернатива чтению оригинальной литературы. В большей степени это обобщенные ориентиры, которые могут обеспечивать большую осмысленность, организованность и целенаправленность чтения психологических текстов, а также возможные образцы анализа объяснительных позиций, которые могут занимать разные авторы.
В процессе анализа излагаемых теорий и теоретических позиций полезно овладеть навыками постановки ряда вопросов и решения задач, которые кратко сформулированы ниже.
• Указать, на какой ряд теоретических вопросов отвечают
объяснительные принципы в составе теории. Сформули
ровать такие вопросы.
(С конкретными образцами выполнения такой работы можно познакомиться ниже, где в такой форме изложено множество различных теорий.)
• Для объяснения каких психических явлений может быть
использована данная система теоретических принципов?
• Указать (определить) основной диапазон объяснительных
терминов и понятий, на которые опирается теория.
• Указать, какие предположения заложены в основу тео
рии — о структуре, функциях, генезисе психических яв
лений?
• На каких отношениях и связях строится теоретическое
объяснение явлений — причинно-следственных или теле
ологических?
• Указать другие предположения, гипотезы, теории, направ
ленные на объяснение тех же психических явлений. Какие
из объяснений признаются более обоснованными? Почему?
Указать известные научные факты, которые выступают убедительным подтверждением теории или ее отдельных объяснительных оснований.
Указать известные явления, события, факты, феномены, которые вступают в противоречия с теорией и могут служить ее возможным опровержением.
Глава 4