Теоретические основы научной

ПСИХОЛОГИИ: МНОГООБРАЗИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

В настоящее время в психологии можно обнаружить мно­жество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем в об­ласти психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснитель­ных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психи­ческих процессов. Поэтому, наряду с многообразием спосо­бов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психо­логических теорий.

В психологии отсутствуют конвенциональные средства формального фиксирования психологических теорий. Са­мые известные психологические теории излагаются в доста­точно объемных монографических текстах. В учебной лите­ратуре по психологии, как правило, можно встретить только отдельные теоретические положения или ссылки, на основа­нии которых трудно получить целостные представления о соответствующих теориях.

Психологические теории, как правило, фиксируются в форме более или менее развернутых тезисов, в которых изло-

жены гипотезы и объяснительные принципы (теоретические положения) о предполагаемом составе, структуре психиче­ских явлений, а также о генетических и функциональных за­кономерностях, которым психические явления подчиняют­ся. При анализе теорий, излагаемых в таких текстах, можно указать на два основных подхода к фиксированию объясни­тельных принципов в целостном, достаточно обозримом виде. Во-первых, извлекать из авторских текстов тезисы, в которых фиксируются теоретические положения, и, пользу­ясь аппаратом ссылок, объединять их в единую теоретиче­скую систему. Например, вариант такого анализа использо­ван в монографии А. А. Леонтьева «Деятельный ум». Во-вто­рых, опираясь на тексты теоретических работ и уясняя их содержание, самостоятельно формулировать основные тео­ретические положения в форме тезисов, с которыми, вероят­но, мог бы согласиться автор соответствующей теории. В данной работе мы опирались на последний из указанных способов фиксирования теорий.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что все неточ­ности, неверные формулировки и интерпретации объясни­тельных принципов психологических теорий, которые из­лагаются ниже, следует приписывать автору данного текста и не относить на счет авторов анализируемых теорий.

Главная задача второй части пособия — познакомить с те­оретическим содержанием современного культурно-истори­ческого деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот под­ход различным теоретическим направлениям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психи­ческих феноменов и фактов. Поэтому большая часть излага­емых психологических теорий, моделей и гипотез представ­ляет собой изложение теоретических объяснительных прин­ципов, разделяемых широким кругом отечественных 104

психологов-теоретиков, которые опираются на категории культурно-исторического и деятельностного подходов. Дру­гие теоретические направления представлены не в полной мере и выступают как иллюстративный материал для сопо­ставления разных теоретических подходов к анализу и объя­снению психических явлений.

Излагаемые объяснительные принципы не могут рас­сматриваться как альтернатива чтению оригинальной лите­ратуры. В большей степени это обобщенные ориентиры, ко­торые могут обеспечивать большую осмысленность, органи­зованность и целенаправленность чтения психологических текстов, а также возможные образцы анализа объяснитель­ных позиций, которые могут занимать разные авторы.

В процессе анализа излагаемых теорий и теоретических позиций полезно овладеть навыками постановки ряда во­просов и решения задач, которые кратко сформулированы ниже.

• Указать, на какой ряд теоретических вопросов отвечают
объяснительные принципы в составе теории. Сформули­
ровать такие вопросы.

(С конкретными образцами выполнения такой работы можно познакомиться ниже, где в такой форме изложено множество различных теорий.)

• Для объяснения каких психических явлений может быть
использована данная система теоретических принципов?

• Указать (определить) основной диапазон объяснительных
терминов и понятий, на которые опирается теория.

• Указать, какие предположения заложены в основу тео­
рии — о структуре, функциях, генезисе психических яв­
лений?

• На каких отношениях и связях строится теоретическое
объяснение явлений — причинно-следственных или теле­
ологических?

• Указать другие предположения, гипотезы, теории, направ­
ленные на объяснение тех же психических явлений. Какие




из объяснений признаются более обоснованными? Поче­му?

Указать известные научные факты, которые выступают убедительным подтверждением теории или ее отдельных объяснительных оснований.

Указать известные явления, события, факты, феномены, которые вступают в противоречия с теорией и могут слу­жить ее возможным опровержением.

Глава 4

Наши рекомендации