Основные методологические принципы отечественной психологии

Принцип детерминизма', все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть вы­явлены. Выявление таких законов — основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Лю­бой закон природы, выявленный в процессе научного иссле­дования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности, для объяснения психических яв­лений необходимо установление разноуровневых и разно­направленных причинно-следственных связей,

• которые обеспечивают единство функционального соста­ва и структуры явления;



7*

• которые обеспечивают функциональные связи изучаемого
явления с другими явлениями;

• на основе которых изучаемое явление включается в состав
более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика пред­ставляет собой ориентировочно-исследовательские компо­ненты (составляющие) действий живого организма, резуль­татом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для пла­нирования и организации все более сложных форм поведе­ния и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка жи­вых организмов носит активный ориентировочно-иссле­довательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Следует отметить, что наличие внутренних форм физио­логической активности, направленных на сохранение по­стоянства внутренней среды (поддержание гомеостаза), — один из существенных признаков, отличающих живые явле­ния от неживых. При этом эволюционное усложнение жи­вых организмов связано с совершенствованием и распро­странением поведенческой активности и жизнедеятельно­сти на различные условия и предметы окружающего мира. В свою очередь, более сложные механизмы поведения в сре­де, необходимо требуют эволюционного совершенствования способов активной предварительной ориентировки в окру­жающей среде. У человека относительно самостоятельную активность по мере психического развития приобретают также и формы выполнения действий во внутреннем, умст­венном, плане.

Вместе с тем активность как существенное свойство жиз­ни до настоящего времени не находит своего объяснения: как из неживой и неактивной материи формируются живые




активные организмы — одна из центральных нерешенных проблем биологии.

Принцип развития: объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

• в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и
антропогенез);

• в процессах социогенеза, в процессах исторического раз­
вития человечества;

• в онтогенезе, в процессах индивидуального развития пси­
хики.

Только методы, направленные на исследование генезиса психических явлений, обеспечивают необходимые условия для установления объективных психологических законов и объяснения особенностей человеческой психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и законо­мерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуально­го развития. Каждая эпоха развития человечества и специ­фика конкретных социальных условий существенным обра­зом определяют качественные особенности формирующей­ся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципа­ми некоторые авторы формулируют также методологиче­ские принципы, которые фиксируют специфические осо­бенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

А. Г. Асмолов

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):

• принцип предметности как оппозиция принципу стимуль-
ности;

• принцип активности как оппозиция принципу реактивно­
сти;

• принцип неадаптивной природы предметной деятельно­
сти человека как оппозиция принципу адаптивности;

• принцип опосредствования как оппозиция принципу
непосредственных ассоциативных связей;

• принцип интериоризации — экстериоризации деятельно­
сти как оппозиция принципу социализации;

• принцип психологического анализа по единицам как оп­
позиция принципу анализа по элементам;

• принцип зависимости психического отражения от места
отображаемого объекта в структуре деятельности.

А. А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятель-ностный подход к анализу и объяснению психических явле­ний (Леонтьев А. А., 2001):

• человеческие отношения к окружающему миру опосредст­
вованы активной деятельностью (преодоление постулата
непосредственности);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль­
тат единства процессов преобразования и отражения дей­
ствительности;

• «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вто­
рично) результат «внутренних», умственных, форм дея­
тельности (процесс интериоризации);

• деятельность есть исходный источник и (вторично) резуль­
тат единства субъективного и объективного, индивидуаль­
ного и социального.

Часть 2

Наши рекомендации