Какие субъективные затруднения и ошибки могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей?

Перечисленные выше особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций

(Веккер, 1998).

• Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика
начинает рассматриваться субъектом как не имеющая ма­
териальных причин активность души.

• Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­
сителю, у человека возникает ощущение, что психику он на­
блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».

• Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает
ощущение полной свободы воли — убеждение субъекта,
что его действия и поведение полностью могут определять­
ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

• иллюзия отождествления образа с объектом: то, что пред­
ставляется («кажется»), принимается за реальность;

• иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность
принимается за то, что только «кажется», представляется.

Какие этапы построения психологических теорий могут быть выделены?

Психология — молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Тем не менее изменение и постоянная конкретизация пред­мета исследования психологии, а также развитие ее теорети­ческого аппарата позволяют говорить об определенной науч­но-исторической логике становления науки о психических явлениях (см.: Л. М. Веккер).

1. Первые психологические исследования были направле­
ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено­
менологических признаков психических явлений, а так­
же на раскрытие их специфических характеристик.

• Этим определяется неизбежность первоначальной множе­
ственности психологических концепций, каждая из кото­
рых соответствует выделенному аспекту реальности.

2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений
и объяснений, осуществляемых преимущественно сред­
ствами той системы психологических понятий, на языке
которой получают свое первичное описание психиче­
ские явления.

• Теоретический поиск объяснений и общих закономерно­
стей ведется в терминах и понятиях того же языка, на кото­
ром производится эмпирическое и феноменологическое
описание психических явлений.

3. Далее следует построение общих теоретических принци­
пов организации психики, выходящих за пределы психо­
логии и относящихся к физиологическим, биологиче­
ским, социальным, физическим, информационным и
другим закономерностям действительности и человече­
ской деятельности.

Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика?

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии (см. курс истории психологии).

Психика — это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (и представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология). Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм). Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология). Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внеш-




Ш

ИТкГгШЯЧЧЯрЯ'гШШ •йшМжёйвшщййй

ней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология).

Полезно конкретизировать некоторые особенности и не­достатки различных научных направлений исследования психических явлений (см.: Л. М. Веккер).

Наши рекомендации