Какие субъективные затруднения и ошибки могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей?
Перечисленные выше особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций
(Веккер, 1998).
• Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика
начинает рассматриваться субъектом как не имеющая ма
териальных причин активность души.
• Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но
сителю, у человека возникает ощущение, что психику он на
блюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
• Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает
ощущение полной свободы воли — убеждение субъекта,
что его действия и поведение полностью могут определять
ся его собственными целями, желаниями и мотивами.
«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:
• иллюзия отождествления образа с объектом: то, что пред
ставляется («кажется»), принимается за реальность;
• иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность
принимается за то, что только «кажется», представляется.
Какие этапы построения психологических теорий могут быть выделены?
Психология — молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Тем не менее изменение и постоянная конкретизация предмета исследования психологии, а также развитие ее теоретического аппарата позволяют говорить об определенной научно-исторической логике становления науки о психических явлениях (см.: Л. М. Веккер).
1. Первые психологические исследования были направле
ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено
менологических признаков психических явлений, а так
же на раскрытие их специфических характеристик.
• Этим определяется неизбежность первоначальной множе
ственности психологических концепций, каждая из кото
рых соответствует выделенному аспекту реальности.
2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений
и объяснений, осуществляемых преимущественно сред
ствами той системы психологических понятий, на языке
которой получают свое первичное описание психиче
ские явления.
• Теоретический поиск объяснений и общих закономерно
стей ведется в терминах и понятиях того же языка, на кото
ром производится эмпирическое и феноменологическое
описание психических явлений.
3. Далее следует построение общих теоретических принци
пов организации психики, выходящих за пределы психо
логии и относящихся к физиологическим, биологиче
ским, социальным, физическим, информационным и
другим закономерностям действительности и человече
ской деятельности.
Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика?
Психология как научная система знаний начала оформляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии (см. курс истории психологии).
Психика — это душа, не имеющая материальных оснований (донаучный период развития представлений о сущности психического).
Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения (Р. Декарт).
Психика есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: по мере знакомства с явлениями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология). Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная психология В. Вундта и Э. Титченера).
Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Психика представляет собой систему формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением (бихевиоризм). Психика есть особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтпсихология). Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внеш-
Ш |
ИТкГгШЯЧЧЯрЯ'гШШ •йшМжёйвшщййй
ней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология).
Полезно конкретизировать некоторые особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений (см.: Л. М. Веккер).