Философская антропология. проблема человека в истории философии

Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии. В антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.

Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. Антич­ность создала идеал разумного человека, соразмерного упоря­доченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.

В средневековой философии человек редуцируется до, субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соеди­нение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Антич­ности, создала свой идеал свободной и гармоничной личнос­ти. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

В философии Нового времени и Просвещения человек рас­сматривается прежде всего как субъект рационального позна­ния и опосредованной этим познанием деятельности, целост­ная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выс­тупает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают чело­века как механизм, который может быть полностью исследо­ван и познан — в нем нет тайны. Классическая философия XVII—XVIII в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе — разуму, спо­собному преобразовать природу человека.

Антропологический поворот в фи­лософии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шо­пенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его пе­реживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенци­ально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некото­рые принципы классической философии. В XIX—XX вв. чело­век осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно бес­покоиться о себе.

Представители философской антропологии смыслом фило­софии считали построение программы комплексного изучения человека, в которой синтезировались бы естественно-научные, гуманитарные и философские знания. Как писал М. Шелер, философская антропология — это наука о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его проис­хождении, силах, которые им движут, о возможностях его раз­вития. Другой представитель философской антропологии, А. Ге­лен, считал, что именно в открытости миру следует искать сущ­ность человека. Открытость миру определяет способ челове­ческого бытия, смысл которого — преодоление недостатков биологической природы.

Проблема человека является центральной и в философии эк­зистенциализма. Однако в отличие от философской антро­пологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека раз и навсегда определенной сущности. Философия существования исходит из тезиса безосновности, несубстанциальности челове­ческого бытия. По мнению экзистенциалистов, человек сам со­здает собственную сущность в процессе существования. По сло­вам Ж.П. Сартра, человек — это будущее человека, проект самого себя. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценнос­ти и суверенности индивидуального бытия, ее интересует уни­кальный, неповторимый жизненный мир личности.

Если классическая философия центральным вопросом ант­ропологии считала вопрос о сущности человека, то постклас­сическая мысль, отказываясь от самого понятия сущности, тем не менее продолжает обсуждать вопрос об особенностях при­роды человека. Философы-экзистенциалисты, утверждавшие вторичность сущности по отношению к существованию, или постмодернисты, рассматривающие любую реальность и чело­века как текст, тем не менее дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия.

К экзистенциально-антропологическому направлению тя­готеет и психоаналитическая философия (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Напомним что психо­аналитическая философия исходит из понимания природы че­ловека как психосоматической. В конечном итоге все содержа­ние культуры выводится из особенностей психики человека, доминирующей сферой которой является бессознательная. Бес­сознательное, в свою очередь, ничем не порождается, оно само есть исходное бытие, определяющее особенности личности, ха­рактера, а следовательно, и жизни человека.

Наши рекомендации