Оральный и артикуляционный праксисы

Даже у больных с грубым речевым дефектом оральный и артику­ляционный праксис практически без нарушений. Имеют место от­дельные персеверации, которые носят более глобальный характер, чем при премоторной апраксии. Больной затрудняется в переключе­нии с «ручных» проб на оральные, с оральных — на артикуляторные. :

При менее грубой динамической афазии те же расстройства, но менее выраженные. В легких случаях орально-артикуляторная an-1 раксия, как правило, не выявляется, или же обнаруживается лишь в усложненных условиях.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо си-

туативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчу­ждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искаже­ниями. В основе этих явлений — первичное грубое нарушение фо­нематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опи­раются на мимику, жест, интонацию собеседника.

Больные с менее грубым речевым дефектом в общем понимают ситуативную речь, однако понимание более сложных внеситуатив­ных видов речи затруднено. Имеются ошибки в осмыслении— па-рагнозии, отчуждение смысла слова на названия отдельных пред­метов и частей тела. В их основе лежат первичные расстройства фонематического слуха. Иногда больные в состоянии дифференци­ровать слова с оппозиционными фонемами, но в соответствующих слогах допускают ошибки. Резко выраженной диссоциации между возможностью понимания слов с абстрактным и конкретным значе­ниями не выявляется, хотя предметная отнесенность страдает чаще, чем переносный смысл слова. На способность понимания речи ока­зывает существенное влияние темп речи собеседника и ее просоди­ческие особенности. В задании оценить правильность речевой кон­струкции больные, как правило, отличают грамматически искажен­ные конструкции от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий. Они в состоянии заметить лишь грубые смысловые искажения. Устные инструкции выполняются с частыми ошибками.

При легкой степени дефекта больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности воспри­ятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последова­тельных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому де­фекты фонематического слуха также проявляются редко, в основ­ном в условиях истощения слухового внимания. Устные инструк­ции доступны.

Объем слухо-речевой памяти

При грубой афазии объем слухо-речевой памяти исследовать в большинстве случаев не удается из-за грубости первичного наруше­ния фонематического слуха, В менее грубых случаях объем слухо-речевой памяти существенно ограничен. У больных с легкой сенсор­ной афазией объем слухо-речевой памяти лишь несколько ограничен.

Спонтанная речь

При грубой степени выраженности сенсорной афазии спонтан­ная речь изменена по типу «словесного салата»: обилие литераль-

ных и вербальных парафазии, логорея, явления звукового и смысло- I вого «соскальзывания». Выявляются многочисленные аграмматиз- I мы согласования, но в целом речь больных производит впечатление I потока. Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются I ошибки в ударениях; лексика разнообразна. В ней преобладают гла- I голы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные 1 сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и I жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лекси- I ко-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая I направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль I практически отсутствует.

При менее грубом речевом дефекте спонтанная речь больных 1 также характеризуется наличием литеральных и вербальных пара- I фазий, элементами логореи. Встречаются аграмматизмы согласова- I ния. Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри I слов и между словами, обусловленные попытками самоконтроля и самокоррекции. Лексический состав высказывания представлен разнообразными частями речи, среди которых тем не менее преоб­ладают глаголы, междометия, местоимения, различные модально-оценочные слова. Имеются слова с конкретным и абстрактным зна­чением. Встречаются речевые штампы, в которые вплетаются соб- \ ствениые парафазии, построенные по индивидуально упроченным речевым клише. В результате неспособности изменить высказыва­ние в соответствии с ситуацией речевого общения, отдельные его фрагменты приобретают вычурное причудливо-витиеватое звуча­ние. Несмотря на ограниченность высокоинформативных слов, об­щий смысл высказывания больным в большинстве случаев удается передать. Интонирование яркое. Мимика и жесты подчеркнуты. Произносительных трудностей не выявляется.

У больных с легкой сенсорной афазией собственная речь боль­ных достаточно развернута, разнообразна по лексическому составу и синтаксической структуре. Отмечаются редкие литеральные и вербальные парафазии, чаще контролируемые больными. Несколь­ко повышен удельный вес служебных частей речи, по сравнению со знаменательными. За счет повторяемости фрагментов высказывания создается впечатление склонности к логорее. Темп речи убыстрен­ный. Имеются отдельные ошибки в ударении. Интонации разнооб­разные, выразительные. Произносительные трудности отсутствуют. Иногда речь имеет затейливый, витиеватый стилистически рисунок. Индивидуальные вербальные парафазии вплетаются больными в речевые конструкции, высокоавтоматизированные в речи больного до его заболевания. Кроме того, характерны метафорические выра­жения, придающие высказыванию псевдопоэтическую окраску.

Повторная речь

При грубой степени выраженности афазии повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искаже­ний. В случае менее грубого дефекта речи при повторении звуков отмечаются замены на основе их акустической близости; при по­вторении слогов обнаруживается тенденция к их трансформации в осмыслении слова. При этом больные опираются на абрис слова. При повторении фраз характерно сохранение длины предложения, его синтаксического и просодического рисунка при грубых искаже­ниях лексического состава.

У больных с легкой сенсорной афазией степень нарушения по­вторной речи приблизительно соответствует уровню восстановле­ния спонтанной. Из искажений, допускаемых при повторении, наи­более значимы литеральные и вербальные парафазии, имеющие ме­сто в сложных речевых конструкциях.

Диалогическая речь

У больных с грубым речевым расстройством диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутст­вуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую на­правленность.

При менее грубой афазии диалогическая речь возможна, но от­веты не всегда достаточно информативны. Кроме того, больной часто не понимает лаконичных по форме вопросов, в связи с чем приходится вводить дополнительные слова, поясняющие их.

В случае легкой сенсорной афазии диалогическая речь практи­чески не нарушена, однако отдельные трудности понимания слож­ных по смысловой структуре вопросов сохраняются.

Называние

Попытки называния у больных с грубой сенсорной афазией со­провождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смы­словой близости слов. Называние распространенных действий не­сколько легче, чем предметов.

При менее грубом дефекте больные в состоянии называть оби­ходные предметы и распространенные действия. В менее частотных

номинациях ими допускаются разнообразные искажения— лите-1 ральные и вербальные.

У больных с легкой сенсорной афазией называние как функция практически не страдает, однако при продуцировании отдельных номинаций имеют место трудности звуковой организации слов-названий.

Фраза по сюжетной картинке

Попытки составить фразу у больных с грубо выраженной афа­зией сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочета­ний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочислен-: ными междометиями.

Больные с менее грубым дефектом справляются с речевым из-! ложением сюжета картинки, однако чаще всего они составляют все-i го несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично (двумя-тремя словами) больным практи­чески недоступно.

Больные с легкой афазией способны составить фразу по сюжет- I ной картинке, однако для нее характерно некоторое «усложнение» I синтаксической и лексической структуры.

Пересказ текстов

Пересказ текстов больным с грубой степенью выраженности речевого дефекта недоступен. Больные с более легкой сенсорной афазией пересказывают текст, но часто допускают искажения, ха-| рактерные для экспрессивной речи в целом. Общая смысловая на­правленность сюжета больным передается. Нередко отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

Чтение

У больных с грубой сенсорной афазией чтение в состоянии рас­пада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема—графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

При средней степени выраженности афазии чтение вслух воз­можно, но сопровождается теми же искажениями, что и при других видах экспрессивной речи. Отдельные буквы больной узнает и про­читывает вслух.

Больные с легким речевым дефектом достаточно свободно чи­тают фразы и даже тексты. Иногда отмечаются вербальные и лите-

ные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.

Письмо

При грубой афазии письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упро­ченные слова. Списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильно­стью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

При средней степени выраженности афазии отмечаются грубые нарушения письменной речи. Больные списывают слова и даже про­стые фразы, однако письмо под диктовку изобилует многочисленны­ми литеральными и вербальными искажениями нестандартного типа. Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа. При попытках звуко-буквенного анализа состава слова допус­каются грубые ошибки в определении количества и качества звуков,

У больных с легкой сенсорной афазией письменная речь без грубых искажений. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». Витиеватость формулирования мысли носит в письме еще более выраженный характер, чем в устной речи.

Наши рекомендации