Средневековая наука и наука эпохи Возрождения

Средневековье. Изучая особенности познания в средневековую эпоху, прежде всего необходимо установить временные рамки данного периода. Эпоха средневековья начинается с падения Римской империи (V в.) и продолжалась до XIII в. Далее следует эпоха Возрождения (XIV-XVI вв). В литературе по этой теме могут называться другие века. Эпоха средневековья – с V по XVI. Это объясняется тем, что некоторые авторы включают Возрождение в средневековую эпоху, называя этот период поздним средневековьем (или, по выражению Й.Хёйзинга, «осенью средневековья»)

На познание этой эпохи в значительной степени повлияло христианское мировоззрение. Только поняв основные принципы этого мировоззрения, можно объяснить многие особенности науки этого периода. Согласно христианскому мировоззрению, мир разделен на две противоположные части – мир земной, материальный, и мир небесный, божественный. Сущность мира – Бог, Бог есть тайна. Эта тайна приоткрывается только тем, кто любит бога. Познание природы ничего не дает для познания этой тайны. Это в некоторой степени объясняет тот факт, что в эпоху средневековья естествознание было слабо развито. Познание этой эпохи характеризуется опорой на авторитеты (Библия, сочинения отцов церкви, труды Аристотеля). Кроме того, инквизиторские функции церкви, преследование инакомыслящих мало способствовало свободному поиску истины, так необходимому для науки. Тем не менее, мы не можем заявить, что это было темное время, остановка в развитии познания. А некоторые авторы заявляют, что именно в эту эпоху и появляется наука (А.Кромби, П.Дюгем). Именно в эту эпоху появляются первые университеты, а ученые Оксфордского университета говорили о необходимости опытного естествознания.

Аспирантам следует обратить внимание на статьи в словаре "Общие проблемы философии науки", где рассматриваемому периоду уделено значительное место (см., например, статьи "Средневековая наука", "Средневековые университеты", "Средневековая логика", "Теологические принципы средневековой науки" и др.).

Особенности познания эпохи средневековья проанализированы В.В.Ильиным в работе "Философия науки" под ред. С.А.Лебедева в соответствующе разделе, где отмечаются такие черты, как символизм, телеологизм, иерархизм и др.

Эпоха Средневековья характеризуется расцветом алхимии, астрологии, натуральной магии. Следует оценить их роль в познании мира, учитывая тот факт, что у исследователей средневековой науки нет единого мнения по этому вопросу.

Следует также учесть, что средневековая наука неоднородна; выделяют европейскую средневековую науку и науку арабского средневековья. На Востоке наука также подверглась влиянию религии, но в значительно меньшей степени, чем в Европе. Возможно, это связано с тем, что ислам – самая молодая из мировых религий и инквизиторские функции развиты в меньшей степени, чем в христианстве. Арабская средневековая наука продвинулась дальше европейской еще и потому, что она была обогащена наследием Запада. Арабы, хотя и были завоевателями, не были варварами. В своих научных изысканиях арабские ученые опирались на труды античных мыслителей и современных им западноевропейских ученых. Характеризуя арабскую средневековую науку необходимо назвать имена ученых (Аль-Хорезми, Аль-Бируни, Аль-Газен, Ибн-Рушд, Ибн-Сина (Авиценна) и др) и их вклад в развитие науки.

Эпоха Возрождения.Дух этой эпохи во многом определяется открытиями, важнейшие из которых – изобретение компаса, телескопа, книгопечатание, механических часов. Изобретение компаса позволило расширить представление о Земле (кругосветные путешествия, открытие Америки, пути из Европы в Индию и др.). Изобретение телескопа позволило расширить представление о небе. Аспирантам следует проанализировать, как повлияли эти изобретения на мировоззрение тех людей и на науку. Необходимо назвать имена ученых и их открытия, которые продвинули европейскую науку вперед.

В характеристике эпохи не менее важно учесть влияние процесса секуляризации. Церковь постепенно начинает терять свои позиции, ее влияние ослабевает. Формируется принцип пантеизма, суть которого выражается в принципе "Бог есть все". Это дает возможность изучать природу - изучая природу, мы познаем бога. Однако надо учесть, что именно в это время наблюдается разгул черной магии, мракобесия, падение нравов, в том числе и в лоне самой церкви. О противоречивости этой эпохи можно прочитать в работе Р.Тарнаса "История западного мышления". Не менее интересной представляется работа Й.Хёйзинги "Осень средневековья".

Знакомству с наукой эпохи Возрождения будет способствовать чтение работ ученых этого периода, выдержки из которых вы можете найти в хрестоматии по истории науки. Так, Н.Коперник в работе "О вращениях небесных сфер" не только излагает свое представление о космосе, но и объясняет, почему он, несмотря на увещевания высоких церковных чинов, не соглашался публиковать свой труд.

Контрольные вопросы и задания

1. «Конечно, эта астрология – глупая дочка, но, Боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее небыло глупенькой дочки! Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы этой старой разумной матери глупая дочка должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать, наверное бы, голодала, если бы дочка ничего не зарабатывала»

Поясните высказывание И.Кеплера о взаимоотношении астрономии и астрологии.

2. Объясните значение выражения: "познание в средневековую эпоху носило сакральный характер".

3. Назовите первые европейские университеты и время их появления.

4. Арабские ученые эпохи средневековья были энциклопедистами. Что это означает? Проиллюстрируйте на конкретных примерах.

5. Какую роль для науки сыграла теория двойственной истины Аверроэса?

6. В чем смысл принципа "бритвы Оккама"? Какую роль сыграл этот принцип в становлении опытного естествознания в Европе?

7. Назовите ученого по следующим характеристикам:

26. Его называют основателем алгебры.

27. Придумал метод переноса из одной части членов уравнения в другую с изменением знака – al-gebr

28. Описал способ решения задач по образцу – назван по его имени algoritmi

29. Ввел индийское обозначение чисел, впоследствии названное «арабскими числами»

8. "Не следует без надобности преумножать сущности" – назовите автора высказывания.

9. Какие науки изучались в первых европейских университетах?

10. Назовите ученого Оксфордского университета по следующим характеристикам:

А) Его называли «удивительный доктор».

Б) Ему приписывают открытие пороха.

В) Высказывал идеи о том, что в будущем будут созданы зеркала, сжигающие все на своем пути, повозки, передвигающиеся по дну морей, по воздуху и суше без помощи человека; говорил о необходимости экспериментального естествознания.

11. Средневековая наука допускала чудеса. Чем обосновывалось это допущение?

12. Какую роль в дальнейшем развитии науки сыграли диспуты, проводимые в первых европейских университетах?

13. Какие понятия пришли из университетского образования эпохи средневековья в современность?

14. Назовите достижения ученых эпохи Возрождения в области математики.

15. Перечислите инженерные идеи Леонардо да Винчи.

16. Назовите ученого, который установил закон движения планет: квадрат времени годичного обращения планеты вокруг Солнца равен кубу расстояния планеты от Солнца

Т²=R³

17. «Подлинная наука возникает в средневековую эпоху». Приведите аргументы «за» и «против» этого тезиса. Выскажите свое отношение к нему.

Наука Нового времени

Науку Нового времени называют классической наукой. Именно в это время формируется наука в современном смысле слова. Начинает формироваться третий, ранее не существующий аспект науки – наука становится социальным институтом. Следует объяснить, что представляет собой социальный институт вообще и наука как социальный институт, в частности.

Научная революция XVII века, как и любая революция, привела к смене оснований науки, включающий в себя принципы и идеалы науки, методы и мировоззренческие основы. Необходимо проанализировать методологические и мировоззренческие принципы, лежащие в основании античной науки и науки средневековья и показать, каким образом новая эпоха разрушила их и заложила новое основание.

В Новое время продолжает распространяться возникший в эпоху Возрождения принцип пантеизма, снимающий запрет на изучение природы, начинается процесс секуляризации; церковь постепенно ослабевает свое влияние на науку и общество в целом. Если природа – это и есть бог, то, изучая природу, мы в определенной мере познаем бога. Формируются и развиваются такие науки, как биология, физика, химия, геология. Именно в это время вводятся основные понятия – клетка, химический элемент, атомный вес и многие другие. Аспиранты должны назвать имена ученых в области естественных наук, внесших наибольший вклад в развитие естествознания.

Происходит процесс математизации науки, исчезает пропасть между математикой и естествознанием, возникшая еще в античности и поддержанная средневековым религиозным мировоззрением. Аспирантам следует объяснить как тот факт, что в предшествующие эпохи считалось, что законы математики неприложимы к природе, так и то, что, начиная с XVII века, наука встала перед необходимостью математизации естествознания.

В эпоху Нового времени широко распространяется идея гелиоцентризма. Благодаря открытиям в физике эта идея приобретает законченный вид. Как отмечает Р.Тарнас в «Истории западного мышления», в XVIII веке каждый образованный человек знал, что законы земные и законы небесные – одни и те же и каждая частица во Вселенной притягивается к другой частице с силой, прямо пропорциональной произведению их массы и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Кроме того, рушится идея, идущая со времен античности, о том, что космос конечен и небесный свод представляет собой твердое образование, на котором располагаются неподвижные звезды.

В Новое время начинается широкое использование экспериментальных методов в науке (пренебрежительное отношение к которым также было заложено в предшествующие эпохи), что вызвало необходимость изобретения приборов и оборудования.

Особое внимание уделяется вопросам научного метода – не только со стороны философов, но и ученых. Экспериментальный метод, согласно Галилею, должен строиться не на описании наблюдаемых явлений, а на идеальных объектах.

Наука Нового времени ориентирована на успех («Знание – сила»), исчезает предвзятое отношение к науке как возможности реализации ее идей на практике и источнику получение прибыли. Хотя путь от научного открытия до его реализации еще достаточно длинен и наука становится производительной силой лишь во второй половине XX века, но начало этого процесса – в Новом времени.

Эпоха Нового времени характеризуется формированием и развитием технических наук. Следует проследить связь между этим явлением и установлением капиталистических производственных отношений и индустриализацией общества. Необходимо также обратить особое внимание на специфику технических наук, их отличие от естественных наук, а также на то, какие ученые в этой области знания жили и творили в эпоху Нового времени. Этим вопросам уделено особое внимание в учебном пособии под ред. С.А.Лебедева "Философия математики и технических наук"(2006), в учебном пособии В.П.Котенко "История и философия технической реальности", где специфике технических наук также уделяется определенное внимание.

Следует избегать ошибки подменять историю технических наук с историей техники, технических изобретений. В первом случае речь идет именно об идеях, которые в дальнейшем будут реализованы при создании техники. Хотя в изложении темы технических наук невозможно абстрагироваться от вопроса о техники, тем не менее, не следует смешивать эти два вопроса.

Стоит особо отметить, что анализу науки Нового времени в разных учебных пособиях по истории и философии науки уделяется значительное внимание (см., например, В.П.Кохановский, Т.Г.Ляшкевич и др. "Основы философии науки"). Обязательным условием освоения данной темы является знакомство с первоисточниками, представленных в хрестоматии. Работ ученых Нового времени в значительной степени больше, чем произведений ученых других эпох (Галилей, Ньютон, Лаплас, Дарвин, Ломоносов, Декарт, Лобачевский и многие другие).

В Новое время появляются высшие учебные заведения нового типа, существенно отличающиеся от средневековых университетов. Задача аспирантов – не только назвать и охарактеризовать эти различия, но и причины появления этих новшеств в университетском образовании.

В эпоху Нового времени в науке распространяются идея эволюции и идея единства мира. Физиками была доказана связь электричества и магнетизма, идея тождественности электромагнитных и звуковых волн. Аспирантам следует проследить этот процесс на примере разных наук и назвать имена ученых, которые внесли наибольший вклад в этот процесс.

Аспиранты гуманитарных направлений могут проследить возникновение и развитие общественных наук этого периода (экономические и исторические науки, социология и т.д.). Следует отметить, что именно в это время появляется и широко распространяется идея общественного прогресса (Кондорсэ).

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры, иллюстрирующие процессы интеграции и дифференциации наук в эпоху Нового времени. Назовите науки, появившиеся на стыке двух или нескольких наук.

2. Для науки Нового времени характерен механицизм. Раскройте содержания этого принципа.

3. Назовите выдающихся ученых-химиков 18-19 вв. и их открытия, подтвердившие идею единства мира.

4. Что вкладывается в понятие "Лапласовский детерминизм"?

5. Назовите методы научного познания, нашедшие широкое распространение в эпоху Нового времени.

6. Какие новые науки появились в результате процесса дифференциации наук?

7. Появление нового оборудования привело к появлению новых наук. Приведите примеры.

8. В произведениях какого мыслителя впервые появляется идея общественного прогресса?

9. Назовите физические теории и их авторов, которые определили содержание научной картины мира 17-18 вв.

10. Какие открытия в области физики эпохи Нового времени наиболее наглядно демонстрируют идею единства мира?

11. Назовите технические науки, появившиеся в Новое время.

12. Назовите ученых, которые внесли большой вклад в развитие той отрасли знания, которой Вы занимаетесь.

13. Что вкладывается в понятия "пантеизм", "деизм", "секуляризация"?

14. Назовите первые научные сообщества и первые периодические научные издания эпохи Нового времени.

15. Проанализируйте позицию многих ученых и философов Нового времени: «Если найти надежный метод исследования, то можно освободиться от субъективных элементов познания». Выскажите собственные соображения на этот счет.

16. «Значение координат и импульсов во Вселенной однозначно определяет ее состояние в будущий момент» - назовите принцип и автора. Выскажите свое отношение к данному принципу.

17. . С точки зрения Гегеля, статус всеобщего знания значительно выше, чем фактического. Исходя из этого, попробуйте продолжить высказывание Гегеля: "Если факты не укладываются в мою философскую систему, то …"

18. Как известно, Галилей не принял идею И.Кеплера, что планеты движутся по эллипсоидным орбитам. Приведите свои примеры о борьбе идей в научном мире, свидетельствующие о том, что история науки – это не только история ее достижений, но и ошибок и заблуждений.

Наши рекомендации