Развитие астрономической картины мира на основе

многоаспектной физики и технического прогресса XIX–XX вв.

Открытие подсистемы малых тел (Пиацци, Олмстэд, Араго, Скиапарелли). Проблема происхождения астероидов и комет (Ольберс, Лагранж, Лаплас). Эффект Доплера. Фотография и ее применение в астрономии. Ахроматы, спектроскоп, полярископ (Доллонд, Волластон, Араго). Рефракторы нового поколения (Фраунгофер).

Первые измерения звездных параллаксов (В. Струве, Бессель, Гендерсон, 1837–1839). Основание Пулковской обсерватории (1839). Открытие спиральной структуры у млечных туманностей (В. Парсонс, 1845).

Триумф ньютонианской гравитационной АКМ: создание классической небесной механики возмущенного движения (Лаплас и французская школа небесной механики; Петербургская школа — Л. Эйлер, А.И. Лек-сель). Открытие первой короткопериодической кометы («комета Лекселя») и невидимых спутников у звезд (Бессель). Открытие Нептуна (Адамс и Леверье, 1846) и загадка в движении перигелия Меркурия (1853).

Вторая половина XIX в. Рождение астрофизики. Гипотезы об источнике энергии Солнца и звезд на основе открытия закона сохранения энергии (метеоритная — Р. Майер; контракционная — Гельмгольц и У. Том-сон). Создание спектрального анализа (Кирхгоф и Бунзен, ок. 1860). Доплер и Физо, Цёлльнер, Д. Дрэпер). Открытие химического состава Солнца и звезд; газовой природы светлых диффузных туманностей (Кирхгоф, Хёггинс). Начало спектральной классификации звезд (Секки, Фогель). Ее эволюционное истолкование — Локьер. Солнечная активность (Швабе, Р. Вольф). Диаграмма Герцшпрунга–Рессела. Проблема внутреннего строе-ния звезд и природы источников звездной энергии (Р. Майер, Гельмгольц, лорд Кельвин, Джинс, Эддингтон). Успехи в изучении тел Солнечной системы. Связь метеорных потоков с кометами (Скиапарелли). Массовое открытие астероидов. Проблема «жизни на Марсе» (Скиапарелли, Ловелл). Идея панспермии (Рихтер, Аррениус). Кинематика и динамика звездных систем (Ковальский, Каптейн, К. Шварцшильд, Джинс, Эддингтон). Космологические парадоксы.

Космогонический аспект АКМ (с конца XIX до середины XX вв.). Проблема планетной космогонии (Фай, Чемберлин и Мультон, Джинс и Джеффрейс, Вейцзеккер, О. Ю. Шмидт). Проблема звездной эволюции и иллюзия ее решения (от Локьера до Рессела). Возрождение звездной (космогонии (Амбарцумян, 1947).

Эйнштейн и вторая научная революция в физике и космологии (1917). Концепция нестационарной Вселеннойи рождение релятивистской космологии (А. А. Фридман, 1922–1923; Леметр, 1927, 1932).

Теоретическая (Шарлье) и наблюдательная космологии первой четверти XX вв. От идеи единственности Галактики (Шепли) до «Вселенной Хаббла» (1924). Расширение Вселенной (закон красного смещения Хаббла, 1929) и первые оценки её возраста. «Долгая» и «короткая» шкалы возраста звезд и эволюции Вселенной (Джинс, Амбарцумян, конец 30-х гг.). Рождение радиоастрономии и открытие радиовселенной (Янский, Рёбер, 30-е гг.). Первые фундаментальные открытия в радиоастрономии. Главная линия радиоспектра 21 см. (Ван де Хюлст, И. С. Шкловский, Юэн и Парселл, 40–50-е гг.). Протяженные и дискретные радиоисточники. Открытие синхротронного механизма непрерывного радиоизлучения (Гинзбург, Шкловский, начало 50-х гг.). Переменные радиоисточники: квазары, пульсары и др. (60–70-е гг.). Формирование релятивистской космологической картины мира. Теория «горячей Вселенной» (Дж. Гамов, 1946 г.). Предсказание остаточного изотропного радиоизлучения (Гамов, Альфер, Герман, 1948). Открытие реликтового радиоизлучения (Пензиас, Вильсон, 1965). Развитие теории «горячей Вселенной» (Я. Б. Зельдович и др.). Проблема крупномасштабной структуры Вселенной — от В. Гершеля до наших дней. Открытие первого сверхскопления галактик (де Вокулёр, 1953). Концепция ячеисто-филаментарной структуры Метагалактики.

Проблема источников звездной энергии и эволюции звезд. Идея аннигиляции (Джинс, Эддингтон, начало ХХ в.). Решение проблемы на основе идеи термоядерного синтеза (Эддингтон, Критчфилд, Вейцзеккер, Бете, конец 30-х гг.). Возрождение идеи контракционного источника энергии (для стадии формирования звезды, взрыва Сверхновой, излучения аккреционных дисков у двойных систем с белым карликом, нейтронной звездой или «черной дырой»). Проявление радиоактивного механизма энерговыделения в Сверхновой 1987 г. Новая концепция звездной эволюции (М. Шварцшильд и др., с 50-х гг. ХХ в.). Первые шаги к созданию нейтринной и гравитационно-волновой астрономии (конец ХХ в.). Открытие резкой нестационарности объектов и процессов различных масштабных уровней (галактики с активными ядрами, квазары, барстеры, транзиенты, гамма-всплески, «микроквазары» и т.д.). Современные тенденции формирования единой звездно-планетной космогонии (2-я половина ХХ в.). Инфляционная Вселенная (Гут, Линде и др.) и начало третьей революции в космологии (конец ХХ в.). Концепция множественности физически различных «мегавселенных». Проблема жизни во Вселенной. Парадокс «молчания Вселенной». Антропный принцип.

Заключение

Исторический путь развития Астрономической Картины Мира.

Вопросы кандидатского экзамена

1. Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
  2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
  3. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  5. Определение понятия «наука».
  6. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
  7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
  8. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
  9. Восточная преднаука.
  10. Генезис науки. Античная наука.
  11. Наука в Средние века.
  12. Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
  13. Наука Нового времени 17 в.
  14. Рождение классической науки.
  15. Наука в эпоху Просвещения 18.в
  16. Особенности развития науки в 19 в.
  17. Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных револю­ций.
  18. Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
  19. Становление социальных и гуманитарных наук.
  20. Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
  21. Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
  22. Основания науки. Философские основания науки.
  23. Метатеоретический уровень научного знания.
  24. Неклассическая наука: общая характеристика.
  25. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.
  26. Исторические типы научной рациональности.
  27. Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
  28. Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
  29. Наука и ненаучное знание.
  30. Традиции и новации в науке.
  31. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
  32. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
  33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
  34. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
  35. Экологическая этика и ее философские основания.
  36. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
  37. Проблемы экологической этики в современной западной философии.
  38. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
  39. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
  40. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  41. Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки.
  42. Подго­товка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
  43. Наука и экономика.
  44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия).
  45. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
  46. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.
  47. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  48. Философия естественных наук.
  49. Философские проблемы математики.
  50. Философские проблемы наук о неживой природ.
  51. Философские проблемы физики.
  52. Философские проблемы астрономии и космологии.
  53. Философские проблемы химии.
  54. Философские проблемы наук о Земле.
  55. Философские проблемы географии.
  56. Философские проблемы геологии.
  57. История астрономии.
  58. Истоки и особенности формирования и развития астрономии.
  59. Доисторическая архео- и этноастрономия.
  60. Астрономия Древнего мира.
  61. Астрономия и астрономическая картина мира в Средние века.
  62. Наука под властью монотеистических и централизованных религий.
  63. Астрономия эпохи Возрождения (XVI – XVII вв.). От Коперника до Ньютона.
  64. Первый этап и результаты развития телескопической астрономии – эпоха рефракторов (XVII–XVIII вв.).
  65. Развитие астрономической картины мира на основемногоаспектной физики и технического прогресса XIX–XX вв.