Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения.

3.12.1. Первые исследования и первые машинные программы решения интеллектуальных задач. Машинный перевод. Джорджтаунский эксперимент (1954). Исследования в СССР (А. А. Ляпунов, Ю. Д. Апресян, О. С. Кулагина и др.). Доказательство теорем. Метод резолюций (Дж. Робинсон, 1965) и обратный метод Ю. С. Маслова (1967). Эвристическое программирование. Распознавание образов. Персептрон (Ф. Розенблатт, 1957). Игровые программы: идеи Кл. Шеннона (1947), метод граней и оценок (А. Брудно), программа М. М. Ботвинника «Пионер». Сочинение музыки и текстов. «Иллиак-сюита» (Л. Хиллер и Л, Айзексон, 1955). Исследования Р. Х. Зарипова.

3.12.2. Формирование общих подходов к решению интеллектуальных задач. Лабиринтная модель и Универсальный решатель задач А. Ньюэлла и Г. Саймона (1959). Реляционная модель и ситуационное управление (Д. А. Поспелов и В. Н. Пушкин). Информационный (феноменологическое моделирование) и бионический (структурное моделирование) подходы к решению интеллектуальных задач.

3.12.3. Развитие теории и практики искусственного интеллекта. Теория представления знаний фреймы (М. Минский, 1974), сценарии (Р. Шенк), продукционные системы, семантические сети. Теория вопросно-ответных и диалоговых систем. Развитие практического применения: интеллектуальные пакеты прикладных программ, расчетно-логические, обучающие системы (тьюторы), экспертные системы.

    1. Вопросы кандидатского экзамена
  1. Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
  2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
  3. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  5. Определение понятия «наука».
  6. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
  7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
  8. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
  9. Восточная преднаука.
  10. Генезис науки. Античная наука.
  11. Наука в Средние века.
  12. Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
  13. Наука Нового времени 17 в.
  14. Рождение классической науки.
  15. Наука в эпоху Просвещения 18.в
  16. Особенности развития науки в 19 в.
  17. Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных револю­ций.
  18. Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
  19. Становление социальных и гуманитарных наук.
  20. Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
  21. Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
  22. Основания науки. Философские основания науки.
  23. Метатеоретический уровень научного знания.
  24. Неклассическая наука: общая характеристика.
  25. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.
  26. Исторические типы научной рациональности.
  27. Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
  28. Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
  29. Наука и ненаучное знание.
  30. Традиции и новации в науке.
  31. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
  32. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
  33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
  34. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
  35. Экологическая этика и ее философские основания.
  36. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
  37. Проблемы экологической этики в современной западной философии.
  38. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
  39. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
  40. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  41. Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки.
  42. Подго­товка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
  43. Наука и экономика.
  44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия).
  45. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
  46. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.
  47. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  48. Философские проблемы информатики
  49. Интернет как метафора глобального мозга.
  50. Компьютерная революция.
  51. Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса.
  52. Происхождение информационных обществ. Сетевое общество и задачи социальной информатики.
  53. Проблема личности в информационном обществе.
  54. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.
  55. «Информация» как базовое понятие информатики.
  56. Формирование современного понятийного аппарата информатики: информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, базы данных, хранилища данных, базы знаний.
  57. Основные этапы информатизации общества.
  58. Историческая оценка становления мирового информационного рынка.
  59. Основные закономерности становления современного информационного пространства и его институтов.
  60. Информационная безопасность – история проблемы и ее решение.
  61. Антиобщественные формы использования информации.
  62. Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.
  63. Правовые проблемы информатизации. Информационное право.
  64. История информатики.
  65. Методологические и дидактические принципы изучения истории информатики. Информатика в системе наук. Историческое осмысление.
  66. Информационное общество – история концепции и становления.
  67. Информационная безопасность – история проблемы и ее решение.
  68. Информатика и образование – историзм и современность.
  69. История доэлектронной информатики.
  70. Зарождение электронной информатики.
  71. Развитие ЭВМ, проблемного и системного программирования.
  72. Формирование и развитие индустрии средств переработки информации.
  73. Развитие технологических основ информатики.
  74. Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей.
  75. Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения.




Наши рекомендации