Тема 2. Философские концепции науки.

Раздел 1.

Тема 1. Философия науки: понятие и предмет.

Предметная сфера философии науки. Общее и особенное в философском и научном знании. Понятие науки в философии. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Возникновение философии науки как направления современной философии. Многообразие форм знания. Научное и вне-научное знание. Наука как социально - культурный феномен. Научное знание как система, его особенности и структура. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социально-культурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки.

Научное знание как система, его особенности и структура.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социально-культурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов на­учного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания (СГП). Субъект СГП. Традиционная теория познания как виртуальный феномен. Статус и предметное поле традиционной «теории познания» как виртуального конструктора. Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза: Синтез когнитивных практик и принципы постмодернизма. Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик. (Герменевтические аспекты традиционных проблем познания. Исторические типы герменевтики, идеи главных представителей).

Тема 2. Философские концепции науки.

Эволюция подходов к анализу науки. Логико-методологический подход, проблемы научного метода (А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, М.Планк, Н.Бор, В.Гейзенберг). Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Сциентизм и антисциентизм. Проблема кумулятивного и антикумулятивного понимания развития науки. Конкуренция научно-исследовательских программ и ее роль в развитии науки.

Тема 3. Динамика научного знания. История науки

Возникновение науки и проблема периодизации истории науки. Проблема начала науки. Возникновение предпосылок научных знаний в Древнем Мире и в Средние века. Зарождение и развитие классической науки. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука. Наука будущего. Концепция сменяемости теорий К.Поппера. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Концепции научных парадигм и революций Т.Куна. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся, "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Понятие и феномен синергетики в истории развития науки.

Тема 4. Методология научного творчества.

Метод и методология. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Функции философии в научном познании. Понимание и объяснение. Связь эксперимента с теорией. Принцип соответствия теорий. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Научное творчество: сущность и структура. Этапы научного творчества: проблема, гипотеза, теория. Критерии научности знания.

Лекции Раздел 1

№ раздела дисциплины Тема лекции Количество часов
Философия науки: понятие и предмет
Наука как предмет философского анализа: наука как особый способ деятельности, как социальный институт, как совокупность теоретических знаний, как непосредственная производительная сила.
     
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Особенности современного этапа развития науки
Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
Синергетический этап развития науки
Научная картина мира. Мировоззренческие основания науки
Динамика науки: теории К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна


Литература

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. – М., 1980.

3. Ильин В.В. Философия науки. – М., 2003.

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

Литература

1. Берков В.Ф. Философия и методология науки. – Мн., 2004.

2. Витгенштейн Л. Философские работы. – М., 1994.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

4. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М., 1978.

5. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. – Киев, 1997.

6. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

Литература

1. История и методология науки. Феномен специализированного познания: Учебное пособие/Под ред. Б.И.Липского. – СПб., 2004.

2. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: Учебное пособие. – 2-е изд. – М., 2006.

3. Краузе А.А. История и философия науки. Общие проблемы философии науки: Учебное пособие. – СПб., 2007.

4. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.

5. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

6. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

7. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М., 1978.

Литература

1.Ивин А. А. Современная философия науки. - М.: Высшая школа, 2005.-592 с. -ISBN 5-06-005309-1

2.Кохановский В. П. Философия науки: учебное пособие для вузов / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева.-2-е изд.,.- М.; Ростов н/Д: Издательский центр "Март", 2006.-492 с.-(Учебный курс).- Библиогр.: с. 477 - 488.-ISBN 5-241-00460-2.

3.Осипов В. И. Мировоззрение естествоиспытателей 19 века и философия. - Архангельск:: Поморский ун-т, 2004.-653 с .- Библиогр.: С.636-650.-ISBN 5-88086-401-4.

4.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

5. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы: монография / под ред. В.Г. Кузнецова, А.А. Печенкина, А.С. Кравец, Е.Н. Ищенко. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2006.-564 с.-(Монографии).- ISBN 978-5-9273-1183-5.

Занятие 6-7. Структура научного познания. Особенности познавательного процесса, науки и образования на рубеже XX-XXI вв.

1.Научный процесс и его структура: уровни научного знания, этапы (формы) научного знания.

2.Специфика субъекта и объекта научного знания на рубеже XX-XXI вв.

3.Наука как социальный институт в современном мире.

-общее и особенное в институте науки в РФ и зарубежных странах.

4.Институт образования в XX-XXI в.в: динамика. Общее и особенное в институте образования в мире и в РФ.

5. Проблемы и последствия реформирования системы образования в РФ: за и против.

Литература

1.Ивин А. А. Современная философия науки.- М.: Высшая школа, 2005.-592 с. - ISBN 5-06-005309- 3 .

2.Кохановский В. П. Философия науки: учебное пособие для вузов / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева.-2-е изд., -М.; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2006.-492 с.-(Учебный курс).-ISBN 5-241-00460-2.

3.Лось В. А. История и философия науки: Основы курса: учебное пособие.-2-е изд.-М.: Дашков и К`, 2006.-401 c. - Библиогр. : с. 385 - 397.-ISBN 5-91131-023-6.

4.Мареев С.Н. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов.- М.: Академический Проект, 2001.-464 с.-(Gaudeamus).-ISBN 5-8291-0131-9.

5.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

6.Алпатова Э.С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право», №5-6, 2012.// http://www.nauteh-journal.ru/index.php/---ep12-56/520

7. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. издание 4-е стереотипное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. – 128 с.

8. Байденко В. И., Селезнева Н. А., Карачарова Е. Н… Концепция российского мониторинга Болонского процесса. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 70 с.

9. Джонстоун Д. Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. – № 5-6(28). С. 92-102.

10. Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители // Российское Экспертное Обозрение. – 2006. – № 1(15) С. 8 – 13.

Литература

1. Анохин В.Б. Новый тип научной рациональности: Теория хаоса и эволюционная эпистемология. – Череповец, 2004.

2. .Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/В.И.Аршинов. М.,1999.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

4. Белов В.А. Ценностное измерение науки. – М., 2001.

5. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

7. Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002.

8. Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству/Н.Н.Моисеев. М.,1999.

9.Пригожин, И. Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека природой/И.Пригожин, И. Стенгерс. М.,1986.

10.Самоорганизация в природе и обществе. СПб.,1994.

Вопросы к зачету по первому разделу (аттестация проводится в декабре месяце)

1. Предмет философии науки. Многообразие определений науки.

2. Эволюция подходов к анализу науки.

3. Основные концепции современной философии науки.

4. Наука в культуре современной цивилизации.

5. Особенности научного познания.

6. Зарождение первых форм теоретического знания. Античность.

7. Роль христианской теологии в формировании теоретического знания.

8. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

9. Научное знание как сложная развивающаяся система.

10. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.

11. Научная картина мира.

12. Философские основания науки. Логика и методология науки.

13. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

14. Научные традиции и научные революции.

15. Научная рациональность. Типы научной рациональности.

16. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

17. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

18. Проблемы экологической этики.

19. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

20. Этос науки.

21. Наука как социальный институт.

22. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы и подготовка научных кадров.

23. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки.

24. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

Рекомендуемая литература

1.Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/В.И.Аршинов. М.,1999.

2.Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки/В.И.Вернадский. -М.,1981.

3.Князева, Е.Н. Курдюмов, С.П. Основания синергетики/Е.Н.Князева,

С.П.Курдюмов. СПб.,2002.

4.Микешина, Л.А. Философия науки/Л.А. Микешина. М.,2006.

5.Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству/Н.Н.Моисеев. М.,1999.

6.Пригожин, И.,Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека природой/И.Пригожин, И.Стенгерс. М.,1986.

7.Самоорганизация в природе и обществе. СПб.,1994.

8.Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы /С.Степин.М.,2004

9.Философия науки/под ред. Т.П.Матяш. М.,2006.

10.Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности/М.,2002.

11.Хакен, Г.Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах /Г.Хакен. М., 1985.

12.Черникова, И.В. Глобальный эволюционизм (философско-методологический анализ)/ И.В.Черникова. Томск, 1987.

13.Черникова, И.В. Философия и история науки /И.В.Черникова. Томск, 2001.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ : РАЗДЕЛ 2.

1.1. Цель дисциплины (раздел 2)

Освоение особенностей социально – гуманитарного знания, основного понятийного аппарата его современной метологии .

1.2. Задачи дисциплины (раздел 2):

ознакомление с общей проблематикой философии социально-гуманитарного познания;

анализ основных мировоззренческих и методологических проблем социально-гуманитарных наук; получение представлений о тенденциях и особенностях развития современного социально-гуманитарного познания.

1.3 Место дисциплины (раздел 2) в системе образования

Дисциплина «История и философия науки» относится к системе дисциплин высшей вузовской ступени профессионального образования. Ее освоение обязательно для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» . Она рекомендована также для слушателей, проходящих подготовку по образовательной программе «Преподаватель высшей школы».

1.4.Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины (раздел 2)

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

владеть основами современных знаний в области философии науки;

представлять историю конкретных отраслей научного познания;

иметь навыки формирования аспирантами и соискателями междисциплинарного, поликультурного мировоззрения, основанного на глубоком осмыслении истории и философии научного мышления как части общечеловеческой культуры.

Форма аттестации

Форма итоговой аттестации – кандидатский экзамен.

2.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИН по темам и видам работ: название темы, аудиторные занятия.

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Тема Всего часов Лекции Практикум
Методологические основания социально-гуманитарного познания  
Объект, субъект СГП
Становление СГН
Природа ценностей и коммуникации в СГП  
Жизнь как категория наук об обществе и культуре
Время, пространство и коммуникация, проблемы социального хронотопа
Объяснение и понимание, проблема истинности и рациональности в СГН
Вера, сомнение, знание в СГН  
Основные исследовательские програм- мы СГП, его дисциплинарная структура
Специфика исторического познания  
  Всего

3.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (РАЗДЕЛ 2)

Тема 1.Методологические основания социально-гуманитарного познания

СГН). Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания. Зависимость СГН от социального контекста. Российский контекст применения СГН.

Тема 2. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания

Сходства и различия наук о природе и наук об обществе. Особенности общества и человека как объектов познания и истекающие отсюда особенности СГЗ. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Научная картина мира в СГН. Включенность сознания субъекта, его система ценностей в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность.

Тема 3.Становление социально-гуманитарных наук.

Причины и условия формирования социальных и гуманитарных наук. Становление социологии, политологии, психологии, культурологии т.п.

Литература

1.Анисов А.М. Темпоральный универсум и его познание. М., 2000.

2.Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр.соч. в 7т. Т.5. М.,1996

3.Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке //Избр. произв.М.,1990

4.Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М.,2005

5.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

6. Шелер М. Формы знания и образования // Избр. произведения. – М.,

1994.

Литература

1. Б а х т и н М . М . К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. – М., 1997.

2.Ильин, В.В. О специфике гуманитарного знания / В.В. Ильин // Вопросы философии. – 1985. – № 7. – С. 56–62.

3.Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М.,2005

4.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

5.Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993.

6. Ю м Д . Трактат о человеческой природе. Кн. 1. – М., 1995.

Литература

1.Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр.соч. в 7т. Т.5. М.,1996

2.Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

4.Розов Н.С. Философия и теории истории. М.,2002

5. Чистов, Г.А. Философия бытия человека в мире духовных и эстетических ценностей: учеб. пособ. / Г.А. Чистов. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. – 124 с.–Гл. 1. – С. 4–23. – Гл. 2. – С. 24–40. – Гл.3. – С. 40–61.

Литература

1. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 332 с.

2. Ильин, В.В. О специфике гуманитарных наук / В.В. Ильин // Вопросы философии. – 1985. – № 7. – С. 34–35.

3. Основы философии науки: учеб. пособ. для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – Гл. VIII . – С. 523.

4. Розов, Н.С. Философия и теория истории / Н.С. Розов. – М.: Логос, 2002. – 655с.

5. Стёпин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Стёпин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с.

6. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М.: Республика, 1993. – С. 391–407.

Литература

1.Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.

2.Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.,1988

3.Лейси, Хью Свободна ли наука от ценностей. Ценности и научное знание / Х. Лейси; под ред. В.А. Яковлева. – М.: Логос, 2001. – 196 с

4. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

5. Поппер, К Логика социальных наук / К. Поппер // Вопросы философии. – 1992. – № 10. – С. 34–36.

6.Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие: Статьи и выступления. – М., 1993.

Занятие 6. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ отраслей социально – гуманитарного НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

1. Философские проблемы лингвистики.

2. Философские проблемы литературоведения.

3. Философские проблемы психологии.

4. Философские проблемы истории.

5. Философские проблемы психологии.

6. Философские проблемы экономики.

Литература

.1. Б а х т и н М . М . К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. – М., 1997.

2. Б а х т и н М . М . Эпос и роман. – СПб., 2008.

3.Бубер М. Два образа веры. – М., 1995.

4.Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (Очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.

5.Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке// Избр. произведения. М., 1990.

6. Г у м и л е в Л . Н . Этносфера: история людей и история природы. –М.,., 1993.

7.Руднев В. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы.-М.: Издательский дом "Территория будущего", 2007.-527 с.-(Университетская библиотека Александра Погорельского).-.-ISBN 5-91129-035-9.

Литература

1.Б а х т и н М . М . Эпос и роман. – СПб., 2008.

2.Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3.Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке //Избр. произв.М.,1990

4. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Литература

1.Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (Очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.

2. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке// Избр. произведения. М., 1990.

3.Л а з а р е в Ф . В . , Л и т л Б . А . Многомерный человек. – М., 2001.

4.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

5.ВОПРОСЫ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по 2-ому разделу.

1.Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке.

2.Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

3.Сходства и различия наук о природе и наук об обществе.

4.Субъект социально-гуманитарного познания, его специфика.

5.Предмет социально-гуманитарного познания и его особенности.

6.Роль ценностей в социально-гуманитарном познании

7.Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

8.Социальное и культурно-историческое время.

9.Понятие хронотопа в социально-гуманитарном познании.

10.Вера и истина.

11.Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

12.Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном познании

13.Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках

14.Интерпретация в социально-гуманитарных науках

15.Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. 6

16.Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

17.Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные, их

сходство и различие. Методы социальных и гуманитарных наук.

18.Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук и ее историческая

динамика.

19.Значение социально-гуманитарных исследований для решения социальных проблем и

предотвращения социальных рисков

20.Научные конвенции и моральная ответственность ученого.

21.Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарном

познании.

22.Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.

23.Языковая картина мира.

Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки».

Раздел 1.

Тема 1. Философия науки: понятие и предмет.

Предметная сфера философии науки. Общее и особенное в философском и научном знании. Понятие науки в философии. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Возникновение философии науки как направления современной философии. Многообразие форм знания. Научное и вне-научное знание. Наука как социально - культурный феномен. Научное знание как система, его особенности и структура. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социально-культурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки.

Научное знание как система, его особенности и структура.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социально-культурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов на­учного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания (СГП). Субъект СГП. Традиционная теория познания как виртуальный феномен. Статус и предметное поле традиционной «теории познания» как виртуального конструктора. Многообразие когнитивных практик и принципы их возможного синтеза: Синтез когнитивных практик и принципы постмодернизма. Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик. (Герменевтические аспекты традиционных проблем познания. Исторические типы герменевтики, идеи главных представителей).

Тема 2. Философские концепции науки.

Эволюция подходов к анализу науки. Логико-методологический подход, проблемы научного метода (А.Пуанкаре, А.Эйнштейн, М.Планк, Н.Бор, В.Гейзенберг). Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Сциентизм и антисциентизм. Проблема кумулятивного и антикумулятивного понимания развития науки. Конкуренция научно-исследовательских программ и ее роль в развитии науки.

Наши рекомендации