Десять лет – особенный возраст

Десять лет – это особенный, «золотой возраст». Ребенок в это время уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Свободно идет на контакт, весьма восприимчив к внешним воспитательным воздействиям; очень открыт ко всему хорошему и светлому, он романтик и энтузиаст, уверен в себе и любит окружающую природу, готов к взаимопониманию и взаимовыручке.

К десяти годам накапливается некоторый опыт взаимоотношений в коллективе сверстников, и десятилетний ребенок стремится поддерживатьтоварищеские отношения, помогает другим в выполнении поручений, ценит верность в дружбе.

Бывает, что в организационный период смены дети будут проситься перейти из одной комнаты в другую. Выяснив причину обращения, ты сможешь увидеть, что в отряде идет формирование группировок по различным интересам: комната спортсменов, комната девочек, увлеченных сериалами, комната «домашних» детей и т.д. При подобных обращениях можно удовлетворять просьбы ребенка, поскольку это пойдет на пользу, и позволит избежать лишних конфликтов. Но только при условии, что переселение не связано со скрытым или явным конфликтом (как стратегия избегания). В таком случае переезд разрешать нельзя, а следует разобрать возникшие противоречия.

Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. В ней можно использовать рассказы из собственного опыта, отрывки из художественных произведений, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций.

Возраст располагает для привлечения детей к поиску решений, позволяет сосредоточиться на том, какой опыт и ребята, и вы приобрели для будущего.

Старайтесь создавайте для детей этого возраста условия для возможности выбора (по крайней мере, между двумя приемлемыми вариантами). Постепенно, в течение смены можно увеличивать количество альтернатив.

Таким образом, младший школьный возраст является достаточно интересным, хотя и имеет ряд своих трудностей. Подводя итоги, рассмотрим наиболее типичные из них.

Типичные трудности возраста

Таблица 4

Характеристики трудностей детей 6-7 – 9-10 лет

Прогнозируемые трудности Возрастные особенности Варианты решения
Могут быть слёзы. Болезненно переживают разлуку с семьёй. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительность, тоска по дому. Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, новые люди в окружении. Дать какое – либо задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в данной обстановке.
Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслушать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстрая утомляемость. Большая активность детей. Нужно быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре и т. п.
Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые дети. Давать нагрузку с учётом физического здоровья без акцентирования на этом внимания.
Привычка есть медленно, всухомятку. Семейные привычки. Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
Готовы пробовать всё на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. Рассказать детям о ядовитых ягодах, растениях.
Опасность. Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость. Следует избегать чрезмерных ограничений в детской деятельности.
Потеря интереса, рассеянное внимание. Большая утомляемость от однообразия. Частая смена видов деятельности.
Обидчивость, вспыльчивость. Неумение сосредоточиться на одном объекте. Частая смена деятельности.
Рассеянность, быстрое переключение внимания. Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
Желание играть с малышами. Чувство взрослости по отношению к младшим. Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать «дурной» пример.
Постоянные опоздания. Отсутствие чувства времени. Не давать поручения, связанные с учётом времени.
Впечатлительность. Эмоциональная неуравновешенность. Учитывая это, не рассказывать сказки и истории с плохим концом.


Подростковый возраст

Подростковый возраст – это период от 11-12 до 15 лет. Его часто называют «переходным периодом», «трудным возрастом». Как бы то ни было, этот возраст очень важен в развитии личности, поскольку постепенно включает ее во взрослый мир, вырабатывает важные социальные умения.

В данный возрастной период у растущего ребенка завершается созревание мозга, происходит закрепление приоритета лобных отделов, что способствует формированию когнитивных стилей личности и ее обучения, позволяет подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, осуществлять рефлексию, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Кроме того, гормональный всплеск способствует формированию его знаний о себе, своем теле, значимости жизни, появлению общественных интересов. Именно в это время развивается самосознание, самооценка, рефлексия, благодаря которой протекает его самопознание, стремление реализоваться, развиваться и пр. [24]. Еще Л.И. Божович, говоря о подростках, писала, что в течение данного возраста «ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе…и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь» [3].

В этом возрасте происходит быстрый и неравномерный рост тела, из-за которого у подростков возникает частая усталость, лень, неловкость и неуклюжесть. Девочки, как правило, выглядят старше мальчиков.

Дети на данном этапе развития нуждаются в особом типе взрослого, коим может стать вожатый – человек, с которым можно открыто общаться и который поймет их даже тогда, когда они сами себя не могут понять, который будет любить их и проявлять терпимость в то время, когда кажется, что их больше никто не любит.

При этом при интенсивности развития подростка каждый новый год его жизни имеет свои специфические черты, с которые мы сейчас и рассмотрим.

Наши рекомендации