Остановись. Послушай. Не спеши.

Ничто не появляется и не исчезает просто так. Все имеет смысл. Во всем есть цель. Для какого-то жизненного опыта. Если у нас что-то болит, на любом уровне будь-то физическом, душевном, эмоциональном. Да, по сути дела неважно, на каком уровне. Важно, остановить сумасшедший ритм жизни и задать себе очень правильный вопрос. Почему я болею? И по-честному ответить самим себе! Это значит, что-то в жизни я делаю не правильно. Не по совести! Или может не по чести! Не по своим принципам!

Привожу личный пример. Я обычный человек с вполне нормальным образом жизни. И спортом занимаюсь для тела. И книги читаю для души. И погулять могу, когда надо. В общем, жаловаться было не на что, до недавнего времени. Но, уже как месяц, я стала бояться прихода ночи. Потому что, мне становиться так плохо, хоть волком вой. Я прошла полное медицинское обследование, по всем анализам я абсолютно здорова. Так почему же, ночью мое тело горит, руки немеют, а сердце выскакивает из груди? Пропила бесчисленное количество успокоительных таблеток. Ничего не помогает. Вот тогда я остановилась и задумалась над своей жизнью.

2) Понять, что происходит внутри нас самих!

Никогда не поздно все исправить. Да, не все можно изменить, но нужно пытаться и пробовать. Если на то есть Ваша воля. Неисправима лишь смерть, все остальное это временные затруднения.

Когда я решилась заглянуть внутри самой себя. Я ужаснулась. Я злилась на саму себя. Злилась на свое безразличие ко всему. Сколько раз моя совесть пыталась достучаться до меня. Бесчисленные сотни раз в голове проносились тревожные мысли. Но нет же. Я ведь не слушала. От всего отмахивалась. Зачем утруждать себя задумываться над своими поступками. И вот результат на лицо. Да, именно на мое изнеможенное и замученное лицо с печальными глазами.

Причина боли?

Причина моей боли, оказалась до банального проста. Вина перед родными и близкими. Чувство не оправданности возложенных на меня надежд. Так какие таблетки могут помочь, если тело горит от жара, а душа

переполнена чувством вины? Правильно, здесь и сейчас я хочу разобраться с этими мыслями. Здесь и сейчас я хочу разобраться, в чем моя вина? И я это сделала!

4) Откат за содеянные поступки!

Так вот, чтобы не было так мучительно стыдно и больно. Стоит исправить постыдные поступки. Стоит научиться просить прощения искренне и от души. А не для галочки. Стоит задуматься над действительно важными ценностями жизни. Не гнаться за призрачным богатством и материальными благами, полученными не человеческими способами. И вот тогда живя по совести и чести, вопросов о правильности судьбы возникать не будет!

И вот тогда, я не буду в три часа ночи молить Господа о прощение. И не буду думать, от чего болит душа! Почему горит тело! Потому что, мы сами в ответе за каждый вдох и выдох! Мы – получаем, не то что хотим, а то кем являемся сами. Добро притягивает свет. Зло, останется во мраке!

5) Принять в себя важную истину!

Перед кем я чувствую себя виноватой? Перед Богом, перед людьми или перед собой? Истину не надо искать. Ее надо творить. Истина это протянуть руку помощи нуждающемуся человеку! Истина это сказать родным людям о своей любви. Истина это выносить утку за больным человеком и говорить ему, что все будет хорошо. Истина это отдать последний кусочек хлеба голодному. Истина это простить обидевших нас искренне и от души. Истина это есть закон нашего духа, души и тела!

6) Исправить, сделанное нами!

А ведь это оказалось так просто. Так легко перестать вести себя как эгоистичная стерва. Быть человечней и терпимей ко Всем и Всему! И вот уже из чистого раскаянья рождаются хорошие мысли. Мысли это первый шаг на пути к человеческим поступкам. А из достойных поступков складываются наши жизни и судьбы родных людей!

7) Простить себя!

И наконец-то спать спокойно. Не терзать себя и свою душу. Остановиться на минуточку. Послушать, что говорит тебе тело и душа. Не спешить решать вселенские задачки, а просто задуматься над своей жизнью. Понимать, все жизненные ситуации как дарованные блага. Принять свою собственную боль, не как страдание, а как неизбежный опыт. Жить по совести. Быть не просто одним из миллионов, а человеком на миллионы.

И вот тогда, ночью, когда весь дом спал, я сделала одну из самых важных вещей в своей жизни. Я простила свое тело. Я открыла свою душу. Я поговорила с Богом. И я уснула здоровым, крепким сном. Не буду кривить душой и говорить, что в моей жизни все резко стало хорошо. Нет, конечно же. Бывает, и болею, и плачу, и смеюсь, и молюсь.

Но, одно знаю точно. Вопросом и ответом на все происходящее в моей жизни являюсь Я Сама! И для того, чтобы эти вопросы и ответы делали меня счастливой, зависит от меня! Чего и Вам желаю, дорогие читатели! Чтобы во все дни и ночи, вы спрашивали, от чего поет душа? И всегда отвечали, потому что, счастлива!

Остановись. Послушай. Не спеши. - student2.ru

Автор: Алена Топчанюк

Остановись. Послушай. Не спеши. - student2.ru

«Искусство войны» Сунь Цзы

«Искусство войны» Сунь Цзы | Китайская мифология
«Искусство войны» Сунь Цзы («Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня») — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (бин-цзя), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).

Создание трактата

Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V в. до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание 2-ой половиной V в до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380-325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.

Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III в. н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.

Концепции трактата

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса (саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия) с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
«пути» (единодушия народа и верхов)
«неба» (соответствия времени)
«земли» (соответствия месту)
«полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь)
«закона» (организованности и дисциплинированности)

Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
наличия у правителя дао
наличия у полководца способностей
постижения особенностей неба и земли
осуществимости законов и приказов
силы войска
обученности командиров и солдат
ясности наград и наказаний

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

Остановись. Послушай. Не спеши. - student2.ru

Сунь Бинь

Сунь Бинь |Китайская мифология
Сунь Бинь — в поздней китайской народной мифологии бог — покровитель сапожников, чеботарей и шорников.

Народ на картинах изображал Сунь Биня в высоких сапогах или опиравшегося на костыли. Кроме того, этого бога считают также учеником Гуйгу Цзы, мага и философа, подарившего Китаю немало значимых трудов.

В основе образа Сунь Биня реальное историческое лицо.

Сунь Бинь (умер в 316 году до н. э.) — видный китайский военачальник и стратег периода Сражающихся царств (403—221 годы до н. э.). Предполагаемый потомок Сунь-цзы. Обучался у философа-затворника Гуй Гу-цзы. Позднее, будучи на службе у князя удела Вэй, был обвинён в измене и приговорён к наказанию, которое заключалось в нанесении на лицо татуировки и вырезанию коленных чашечек, что сделало его инвалидом на всю жизнь. Позднее, используя стратагему, Сунь Бинь бежал из княжества Вэй и добился больших успехов в карьере на службе у князя удела Ци в качестве генерала и военного стратега. Сунь Бинь привёл войско царства Ци к победе над войсками Вэй в битвах при Гуйлин и Малин.

После ряда исследований, проведённых китайскими и западными учёными за последние 30 лет, появилась гипотеза о том, что настоящим автором Искусства войны Сунь-цзы является именно Сунь Бинь. Также некоторые исследователи склоняются к мнению, что полулегендарный Сунь-цзы (Сунь У) и исторический Сунь Бинь на самом деле одно и то же лицо.

Сунь Бинь также является автором другого трактата по военной стратегии

Анх


Анх (с древнеегипетского ankh — жизнь) — египетский крест с петлей или рукояткой, символизирующий жизнь. Другое название — "крукс ансата" или "ансате". Он представляет собой синтез двух фигур — креста как символа жизни и петли — вечности. Соединенные вместе, они обозначают бессмертие. Анх также эротический символ, подразумевающий соединение мужского и женского начал. Его олицетворял союз Осириса и Исиды. Он являлся символом объединения земной и небесной сферы. Знак анх в иероглифическом письме трактовался как "жизнь". Он являлся составным компонентом терминов "благосостояние" и "счастье". Египтяне изображали анх на амулетах в целях продления земной жизни человека.
С другой стороны, его помещали на теле умерших, что должно было обеспечить посмертное существование. Анх интерпретировался как ключ, которым открываются ворота смерти. У коптов использовался в качестве символа загробной жизни. Петлеобразный крест, поставленный на стенах каналов, уберегал от наводнений. Анх применялся при колдовских ритуалах, при ворожбе, гадании, врачебном знахарстве. Являлся символом мира в субкультуре хиппи. Используется в качестве эмблемы движения сексуальных меньшинств в современном мире. Крест с рукояткой символизировал высшее астрологическое посвящение. В контексте христианского символизма анх трактуется как "крест животворящий".


Источник: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997.

СИМВОЛ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.

Всякий символ включает в себя вещь (образ), но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.

В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее еще Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.

Микрокосмическая Орбита


Микрокосмическая Орбита – это контур, соединяющий два основных энергетических канала нашего тела - Управляющий Канал и Функциональный Канал. Все остальные энергетические каналы соединяются с этими двумя, получают от них энергию и подводят ее к внутренним органам, подобно тому, как электрические провода, идущие от основной энергетической линии, несут электроэнергию к отдельным домам и квартирам.
Управляющий Канал – это основной янский канал нашего тела, он начинается в области промежности, проходит через крестец, идет по позвоночнику вверх к шее, доходит до макушки и спускается вниз по лицу к верхнему нёбу.

Функциональный Канал – основной иньский канал - тоже начинается в промежности, но идет вверх спереди по средней линии тела. Пройдя грудину, он входит в горло и заканчивается на кончике языка.

Когда вы касаетесь кончиком языка верхнего нёба, вы замыкаете Функциональный и Управляющий Каналы в единый контур и даете возможность энергии двигаться по Микрокосмической Орбите.

На Микрокосмической Орбите расположено 14 энергетических центров, каждый их которых отвечает за питание определенных органов и развитие определенных качеств нашего организма. Научившись двигать жизненную энергию по орбите, вы сможете перераспределять избыточную энергию, т.е. направлять ее в те участки вашего тела, где ее недостаточно.


«ТЫ СКАЗАЛА — ЛЮБОВЬ»

В ночь на 1996-й год написалось слово о любви. Почему именно о любви? Слова не пишутся на заранее заданную тему, они записываются, и часто рука едва поспевает за потоком идущей мысли. Зачитаю вам это слово.

Подниматься можно только на крыльях любви. Мы поражаемся духовной высоте Святых и Светочей, но как они достигали её?

Они начинали с любви к тому Высшему, что уводило их от земного. Они переставали любить себя и тот личный мирок, в котором они жили. Они больше не хотели его. Они уходили в то Реальное, что всегда было, есть и будет, и в нём находили ответ на все свои чаяния и запросы.

Полноценно и щедро награждал их Высший Мир за призрачные потери. Они переставали бояться несчастий и смерти, потому что для них эти беды человечества просто не существовали. Человек не может чего-то лишиться, если он этого не имеет или отказался от него. Когда человек признаёт вечную жизнь, то смерть перестаёт для него существовать. Смена форм не есть бедствие, но источник новых возможностей, постижений и накоплений. Этого от человека никто отнять не может.

Человек по-настоящему обладает только тем, что не может быть отнято от него никем и ни при каких обстоятельствах. Всё остальное иллюзорно и не имеет цены.

Поразительно бесстрашие Святых! Всё, чего люди боятся, они навлекали на себя добровольно. Нерушимой стеной была для них крепость их духа. Можно сказать, что, по сравнению с другими людьми, у них всё было наоборот. Но без этого «наоборот» Высший Мир был бы недоступен. Компромиссов в этом выборе не бывает.

Любовь ко всему сущему была их естественным состоянием и не требовала усилий с их стороны. Они просто иначе не могли — не могли не сочувствовать, не жалеть, не сострадать и, таким образом, не могли не помогать. Их можно было бы назвать воплощённой Помощью и Любовью в самой высокой степени.

Если бы не они, у нас не было бы образца для подражания, мы не знали бы, к чему стремиться. Но мы имеем таких Путеводителей, и путь Жизни только один, лишь бы мы следовали по нему.

(Н.Д. Спирина)

Остановись. Послушай. Не спеши. - student2.ru

Краткая биография - КЕЙ КАВУС МААЛИ УНСУР АЛЬ (1021-1098)
Высказывания и афоризмы Кей Кавуса

Кей Кавус Маали Унсур аль - персидский писатель, являющийся родоначальником так называемой этико-дидактической повести, которая впоследствии получила самое широкое распространение в национальных литературах мусульманского мира.

Кей Кавус появился на свет в 1021 г., когда правил сын Кабуса Минучихра. Он являлся потомком известного крупного феодального рода. Его предки были феодальными властителями Табаристана - жили на южном побережье Каспийского моря, которое благодаря обилию трясин, труднопроходимым горам было отделено от Ирана и поэтому оказалось завоеванными арабскими войсками значительно позже.

Кей Кавус Маали Унсур аль известен, в первую очередь, как автор «Кабус-наме» - книги, которую он писал на протяжении десятка лет (1082-1092). Русские читатели познакомились с ней впервые только в XIX веке. Это первое прозаическое произведение, написанное на языке фарси, из известных сегодня. «Кабус-наме» - состоящее из 44 глав собрание наставлений, которые умудренный опытом отец адресует сыну.

Поучения носят житейский, практический характер, представляют собой рекомендации по поводу правильного поведения в тех или иных ситуациях, наилучшей «жизненной стратегии». Так, например, отец учит сына, что родиной для человека является то место, где ему хорошо живется, а заниматься по жизни лучше всего тем, что несет с собой наибольшую выгоду. Он прославляет путешествия по миру, потому что только странствия по разным странам дают возможность «повидать невиданное, и поесть нееденное, и найти ненайденное», а именно в этом, по мнению советчика, и есть главное удовольствие от пребывания в этом мире.

Посыл, содержащийся в «Кабус-наме», нельзя назвать высокодуховным, книга способствует формированию приспособленческого мировоззрения и жизненной позиции. Тем не менее непосредственная манера изложения, живой язык книги ставят ее в ряд значительных достижений персидской и таджикской литературы, памятников классической художественной прозы.

В биографии Кея Кавуса упоминается совершение им хаджа в Мекку. Многочисленные разговоры с паломниками стали для него источником массы интересных сведений и историй, которые писатель использовал затем для своего сочинения. Скончался Маали Унсур аль Кей Кавус в 1098 г.

Высказывания, цитаты и афоризмы Унсур аль-Маали Кей Кавуса

• Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек.

• Сократ сказал: нет сокровищницы лучше знания, и нет врага хуже дурного человека, и нет почета величавее, чем знание, и нет украшения лучше стыда.

• Старайся не влюбляться под старость.

• Если не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, чего нельзя найти.

• Если полюбишь, то люби того, кто этого стоит. Незачем быть возлюбленному Птолемеем и Платоном, но нужно, чтобы было у него и немного разума.

• Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

• Лучше человеку быть без брата, чем без друзей.

• Нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение, ложность которого заведомо известна.

• Не человек тот, кто не влюбляется.

• Образование — лицо разума.

• Одиночество лучше, чем плохой товарищ.

• Омой, брат, руки от того друга, который водится с твоими врагами.

• Опасайся не гидры о семи головах, а человека о двух языках.

• Повиноваться страсти — не дело разумных.

• Пусть горька истина — выслушай ее.

• Ревновать жен — значит сделать их несчастными.

• Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным.

• Если хочешь не знать страха, не чини зла.

• Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей.

• Знай, что ответ дуракам — молчание.

• Избегай невежды, считающего себя ученым.

• И противоядие становится ядом, когда его много.

• Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения — тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование — лицо разума.

• Двоих надо страшиться: один — это сильный враг, а другой — коварный друг.

• Друзей чарки за друзей не считай, ибо они — друзья твоей чарки, а не твои друзья.

• Если не хочешь страдать, не будь завистливым.

• Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие — то же безумие.

• Величайшее несчастье — нуждаться в помощи людей, достойных нашего презрения.

• Во время гнева считай для себя обязательным подавлять гнев.

• У кого речь слаще, у того и благожелателей больше.

• Хорошая жена — спасение жизни.


Краткая биография - СЮНЬЦЗЫ (ок. 313 - ок. 238 до н. э.)

Сюньцзы (существуют и такие варианты имени, как Сюнь Куан и Сюнь Цин) - древнекитайский философ, мыслитель, последователь конфуцианской традиции. Некоторые исследователи сопоставляют значение его наследия для китайской культуры с ролью учения Аристотеля для западной цивилизации.

Известно, что родился Сюньцзы около 313 г. до н. э., был уроженцем царства Чжао, относившегося к Срединным царствам Китая. С молодых лет зарекомендовал себя видным полемистом. Предпринял неоднократные поездки к правителям государств Чу, Ци и Цинь. Много раз наносил визит в известную философскую академию Цзися, находившуюся в Линьцзы, главном городе царства Ци. Около 263 г. до н. э. он стал главой этой академии, однако недоброжелатели сплели вокруг его имени сеть интриг и клеветы, в результате чего Сюньцзы лишился должности.

Сохранились сведения, что он возглавлял научное сообщество и был важным сановником в царстве Ци. В 255 г. до н. э. состоялся его переезд в царство Чу. Здесь ему достался титул министра-советника и место правителя уезда Ланьлин. Считается, что именно в этот период биографии Сюньцзы начал писать трактат, носивший программный характер и получивший известность как «Сюнь-цзы». Название этой книги является самым распространенным и принадлежит танскому комментатору Ян Ляну, в редакции которого и сохранилось до наших дней философское сочинение. Современная версия этого трактата представляет собой 32 главы, из которых 21 с высокой степенью вероятности принадлежит именно ему. Пять глав, как считают исследователи, были написаны с его участием, а еще 6 добавлены после смерти философа.

В его основе лежат постулаты конфуцианского учения, однако Сюньцзы внес в него дополнения. Со свойственным ему антропологическим минимализмом философ утверждал, что от рождения человек получает склонность к похоти или к пользе, имеет «злую природу», и только культура и воспитание способны победить в нем «низкое» природное начало. В области социальной политики Сюньцзы отстаивал необходимость сохранения иерархии и ее неприкосновенность, а также потребность общества во власти просвещенного правителя. Эта теория легла в основу государственной идеологии императорского Китая.

В 238 г. до н. э. философа отправили в отставку, после чего он удалился от общественной жизни, вел уединенный образ жизни и, как свидетельствуют источники, притворился сумасшедшим в стремлении стать «совершенномудрым». Его навещали лишь любимые ученики. Скончался он в царстве Чу, и произошло это после 238 г. до н. э., более точная дата неизвестна.

Высказывания, цитаты и афоризмы Сюньцзы


• Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

• Мудрых и способных людей надо выдвигать на должности независимо от их положения; ленивых и неспособных людей нужно немедленно отстранять от должности; главных злодеев нужно казнить, не дожидаясь их перевоспитания; обычных, средних людей нужно воспитывать, не дожидаясь, когда к ним придется применить меры наказания.

• Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

• Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.

• В учении нельзя останавливаться.

• Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.

• Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

• Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.

• С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

• Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне льстит, мой враг.

• Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

• Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.

• Земляной червь не имеет острых когтей и клыков, у него нет крепких мышц и костей, и все же на поверхности он питается пылью, а под землей — пьет подземную воду. Это происходит потому, что он весь — старание! Краб имеет восемь ног и две клешни, однако он поселяется в уже готовых ходах, сделанных змеями и угрями, — другого пристанища у него нет. Это происходит потому, что краб нетерпелив. Поэтому тот, кто не имеет глубоко скрытых желаний, не сможет обладать блестящей мудростью; тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов.

• Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.

• Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.

• Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

• Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий — это недостойный путь управления страной.

• Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

• Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

• Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

• Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

• Полагаться на законы и к тому же понимать их положения — только так можно добиться согласия.

• Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

• Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

• Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью — он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

• Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо? Вместо того чтобы служить небу и воспевать его, не лучше ли, преодолевая небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах?

• Война — это путь обмана.

• То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба... Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, — он заблуждается.

• Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

• Физический труд — это то, что служит добродетели.

• Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.

• Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.

Самозащита мозга человека

Остановись. Послушай. Не спеши. - student2.ru

Ни один из органов человеческого тела природа не защитила так надежно, как мозг. Он находится за броней костей черепа, окружен специальной жидкостью, кровь в него подается не пульсирующей, а плавно текущей. И ни один из человеческих органов не таит столько загадок, сколько "прячет" мозг.


Причем революционные прорывы в изучении мозга человека, в свою очередь, ставят все новые и новые вопросы. Это касается, например, расшифровки электрической активности мозга - данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая была изобретена в 30-е годы нашего века.

Основоположник метода ЭЭГ Ханс Бергер сразу отметил высокоамплитудные колебания в диапазоне 8-12 Гц. Он и назвал их альфа-ритмом (альфа - первая буква греческого алфавита). Но хотя эти колебания первыми "получили имя", роль их в организме до сих пор четко не определена.

Принято было считать, что четкий альфа-ритм - показатель нормальной работы мозга, его стабильности. И в то же время, у некоторых людей альфа-ритм отсутствует, но при этом они практически здоровы. Когда стало возможным обработать ЭЭГ с помощью компьютерной техники, то альфа-колебания обнаружились и у них, но как бы не оформленные в ритм. С другой стороны, у некоторых психически больных наблюдают слишком "хороший" альфа-ритм.

Его даже называют "гипернормальным". "Гипернормальный" ритм свидетельствует о том, что течение болезни отличается упорным характером и надежд на исцеление больного - увы! - очень немного. Получается, что нормальный альфа-ритм - хорошо, а "слишком нормальный" - уже плохо... Так какую же роль играет альфа-ритм в работе человеческого мозга, что именно он отражает?

Возбуждение или торможение?

Альфа-ритм появляется, когда человек закрывает глаза. И снимают этот ритм с затылочных участков мозга. Именно там находится область, отвечающая за зрение. Поэтому один из основоположников кибернетики Норберт Винерсчитал, что альфа-ритм - это отражение "прокручивающихся" в мозге зрительных образов.Другие исследователи полагали, что существуют механизмы памяти, тесно связанные со зрительными переживаниями и альфа-ритмом. Но все гипотезы так и остались гипотезами. Нам очень трудно осмыслить процессы в мозге, происходящие как бы "под знаком минус", то есть понять, почему мозг вовсю трудится, когда должен отдыхать.


Остановись. Послушай. Не спеши. - student2.ru

А если подойти к проблеме по-другому и сравнить мозг человека с мозгом животных? Сходная с человеческим альфа-ритмом активность мозга появляется у животных, только если им ввести психотропные препараты, обладающие успокаивающим действием. Этот факт давно смущал психофизиологов: ведь подобные изменения обычно считали признаком возбуждения мозга. Иными словами, мы ждем торможения, а мозг, напротив, активизируется.

Правда, позднее были обнаружены (в том числе и автором статьи) более тонкие и потому менее заметные изменения ЭЭГ, которые действительно отражают процессы торможения в мозге. Но они бледны по сравнению с яркими "нелогичными" изменениями ЭЭГ.

Недостающие кусочки в этой мозаике были найдены при исследовании препаратов, которые вызывают чувство страха. Оказывается, их действие на ЭЭГ практически зеркально по сравнению с успокаивающими средствами. В ответ на возбуждающие препараты, если они воздействуют долго, мозг начинает тормозиться, а в ответ на успокаивающие - возбуждаться. О чем это говорит? Скорее всего о каких-то пока неизученных компенсаторных процессах в мозге. Особый механизм, похоже, стоит на страже постоянства активности мозга, стремится поддерживать его возбуждение на строго определенном уровне.

Наши рекомендации