Коррекционные приемы устранения лингвистической формы нарушений плавности речи

(функциональная недостаточность левого полушария)

При этом виде дизритмии имеет место недостаточная степень функциональной зрелости левого полушария мозга. В результате этого у ребенка возникают трудности овладения средствами языка: словарем, фонемной реализацией слов, грамматикой. Это негативно влияет на выработку артикуляционных программ, что проявляется в темпово-ритмической неравномерности хода высказывания и появлении специфических запинок.

Учитывая первичность языковой недостаточности, основными методиками работы при этой форме речевого расстройства к являются те, которые используются в логопедической практике при преодолении задержек речевого развития.

Показаны также и собственно ритмические упражнения широкого профиля. Они оказываются важным средством закрепления приобретенных языковых навыков и параллельно служат выработке плавной речи.

Практический материал - стандартные логопедические тексты, используемые в работе по развитию речи.

Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи, обусловленных наличием артикуляционной апраксии

(апраксическая дизритмия)

При этой форме нарушения плавности речи элементы артикуляционной апраксии, проявляющиеся в снижении скорости подбора артикуляционных поз и их серий, обусловливают появление в речи детей персевераций, антиципаций, корригирующих поисков на основе сигналов обратной связи об ошибочном ходе реализации артикуляционных программ. В связи с этим основная задача здесь - выработка обобщенных артикуляционных схем звуков речи и их серий, и, что, не менее важно, достижение высокой степени автоматизации произносительных навыков. Основные приемы работы широко описаны в литературе по коррекции звукопроизношения у детей, афазии и алалии. Основные из них сводятся к заданиям по повторению слов
Глава 7

Приемы психокоррекции

При всех формах нарушения плавности речи и на всех этапах этой работы психологом проводятся п.схокоррекционные мероприятия

Основное содержание этой работы содержание определяется результатами психологической диагностики детей и следовательно выявленными проблемами в их психическом развитии. Выявлено, что основными из них являются: эмоциональная лабильность, тревожность, трудности общения, причем не только речевого, но и неречевого.

В соответствии с этим решаются следующие задачи:

1. знакомство с эмоциями человека;

2. обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций.

3. преодоление барьеров в общении;

4. снятие психического напряжения и приобретение навыков саморасслабления.

………………………………………..

Знакомство с эмоциями человека осуществляется с помощью игровых этюдов. Общей целью, которых является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Практический материал по психокоррекции:

1) Этюд на выражение радости.

«Негаданная радость».

В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

- Заканчивайте свою игру. Через час мы идём в цирк!

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения: закусить губу, поднять брови, улыбаться; смех, потирать одну руку о другую. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

2) Этюд на выражение страдания и печали.

«Золушка».

В зале звучит музыка М.Воловаца «Золушка и принц» (отрывок).

Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку…

Выразительные движения: поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

3) Этюд на выражение гнева.

«Гневная гиена».

Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В

листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка

обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест.

Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме,

желая помочь обезьянке.

Слова: Я странная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах,

Всегда вскипает пена.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

Обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств – осуществляется с помощью игровых этюдов. Общей целью, которых является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и ног, адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции ребёнка.

Приведу несколько примеров.

Этюд «Заколдованный ребёнок».

Ребёнка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол - внизу, там, вверху – лампа и т.д.

Этюд «Вот он какой?»

Ребёнок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, круглый, длинный, короткий и т.д.

Этюд «До свидания!»

От пристани отходит огромный белый пароход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Этюд «Игра в снежки».

Зима. Дети в саду играют в снежки. Этюд сопровождается музыкой Г.Струве «Весёлая горка».

Дети наклоняются, пытаются схватить снег двумя руками, распрямиться и бросить снежок резким движением, широко раскрывая пальцы.

Преодоление барьеров в общении осуществляется с помощью игровых этюдов, направленных на воспроизведение отдельных черт характера. Общей целью данных этюдов является понимание детьми какое поведение какой черте характера соответствует. Приведу несколько примеров.

Этюды на отображение положительных черт характера.

«Часовой»

Ребёнок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение.

Стоит он в дозоре,

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить

Никто не посмел. (С.Погорельский).

Выразительные движения: голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлён вперёд, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.

Этюды на отображение отрицательных черт характера.

Этюд «Робкий ребёнок»

Ребёнок первый день в школе. Он робеет. Ему кажется, что учительница им недовольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения: ребёнок сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

Игры, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Игра «Связующая нить».

Участники игры сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что хотят пожелать для себя и других. Игру начинает взрослый, показывая детям пример того, кАк можно рассказать об этом. Далее клубок пускается по кругу. Вернувшись к ведущему, дети натягивают общую нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть одного целого.

Игра «Тропинка».

Дети делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Каждая команда берётся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. После чего ведущий даёт задание, которое выполняется обеими командами.

Команда «Тропинка» - участники каждой команды, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, голову опускают вниз.

Команда «Копна» - все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.

Команда «Кочки» - все участники игры приседают, положи руки на голову. Эти команды чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот получит очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Игра сопровождается русской народной песней «Кума».

Снятие психического напряжения и приобретение навыков саморасслабления осуществляется с помощью психомышечной тренировки, разработанной А.В.Алексеевым.

Приведу пример.

«Около моря».

Дети играют на берегу моря. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

1. Игра с песком ( на напряжение и расслабление мышц рук)

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулёк, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела. Повторить 2-3 раза.

2. Игра с муравьём (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залезли муравьи и бегают по ним. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравьёв с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают. Повторить 2-3 раза.

3. Солнышко и туча (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки. Жарко – расслабиться –разморило на солнце.

4. В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лёжа ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

5.Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язычок. Крепко закрыть рот. Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегчённо вздохнуть. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Расслабить мышцы губ и носа. Брови-качели: снова прилетел жучок. Покатаем его. Двигаем бровями вверх-вниз. Жучок улетел, спать хочется, расслабление мышц. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

6.Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря. Ведущий говорит, что им снится один и тот же сон, рассказывает его: дети во сне видят то, что делали на занятии. Ведущий сообщает по какому сигналу они проснутся (по счёту). (Пауза). Звучит сигнал. Дети энергично встают. Тренировка закончена.

Этюды на расслабление мышц.

Упражнение «Сосулька».

У нас под крышей Белый гвоздь висит, } Руки над головой
Солнце взойдет, Гвоздь упадёт. }Уронить расслабленные руки, присесть.

Упражнение «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай Сидел на стене, } Наклоняем туловище вправо-влево
Шалтай-Болтай, Свалился во сне. }Резко наклоняем корпус вперёд.

Упражнение «Фея сна».

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит колыбельная К.Дуйсенеева. К детям подходит ведущая с тоненькой палочкой в руке – это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих, и он засыпает. Затем фея обходит остальных детей, касаясь волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.

Конечной задачей психокоррекции при нарушении плавности речи является формирование коммуникативной способности. Эта работа делится на этапы:

Включает:

Телесно-отриентированые упражнения

Этот раздел преследует цель адаптировать детей к невербальным видам коммуникации, преимущественно телесно-ориентированным, рассматривая их как подготовительную ступень к вербальному общению.

Используется следующий практический материал.

ПРИМЕЧАНИЕ: Приводимые ниже тексты составлены Т.Визель

Наши рекомендации