К типологии социальных институтов
К анализу и систематизации форм социальной коммуникации применимы разные методики, в частности метод «grid-group analysis» Дуглас (см. рис. 1). Дуглас определяет grid как «всякую социальную регуляцию, не связанную с принадлежностью к группе»3. Д. Блур поясняет, что имеется в виду, говоря, что образец ролей и статусов рассматривается как решетка (т.е. структура. — И.К.) внутри социальных границ4. Речь идет о степени внут-ригрупповой дифференциации, которая задается способом общения, принятым внутри группы, ролевой структурой сообщества.
1 В определенном смысле это объединение принципов формальной целера-циональности и ценностной рациональности, сформулированных М. Вебером (См.: Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951. S. 558).
2 О категории «Мера» см.: Огурцов А.П. Мера// Новая философская энциклопедия. Т. 2. М., 2001.
3 Essays in the Sociology of Perception ; ed. M. Douglas. L., 1982. P. 2.
4 См.: Там же. Р. 191-218.
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
Второе понятие - group Дуглас расшифровывает как «опыт ограниченной социальной общности»1 или как принадлежность к группе, сознание коллективности. Эти два социальных измерения - внутригрупповая дифференциация и групповая граница -служат Дуглас основаниями для классификации типов сознания разных социальных общностей. Отражение слабой или сильной степени выраженности этих социальных параметров в сознании группы и формирует, по Дуглас, специфику его содержания.
Все социальные общности могут быть поделены на четыре группы. Группа А (см. рис. Охарактеризуется сильной внутренней структурированностью и такой же жесткой групповой границей. По Дуглас, это «армейский тип». Социальную общность В отличает сильная внутренняя структурность и слабая групповая граница. Это напоминает открытые для желающих сообщества ученых, спортсменов, художников и других профессионалов, не делающих тайны из своей профессии, но требующих квалификации и уважения к элите и иерархии. В социальной общности Сна фоне сильно выраженной групповой границы почти отсутствует внутренняя структурность. Она напоминает первобытное человеческое стадо, конфликтующее с другими стадами и не только слабо отличающее одного индивида от другого, но и вообще почти гомогенное. Наконец, в варианте D перед нами нечто, отличающееся слабой внутренней структурой и слабой внешней границей. Очевидно, что это — социальная группа в стадии распада или преобразования в одну из названных выше групп.
Мне приходилось использовать метод «grid-group analisys» в модифицированном и расширенном виде2 исходя из сходства используемых в нем параметров с двумя выделяемыми мною формами социальности: «решетка» как форма познавательного общения, или форма внутренней социальности, и «группа» как форма внешней социальности, или социальные условия познания, отражающиеся в предпосылочном знании. Но если Дуглас добавляет к своим параметрам только слабую и сильную степени их выраженности, то я добавляю к этому еще два качественных параметра. Внешней и внутренней социальности предпосылается способ-
1 Douglas M. Implicit Meanings. L., 1975. P. 218.
2 См.: Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.
Раздел III. Прикладные исследования
ность вырабатывать, с одной стороны, и усваивать, использовать социальные смыслы1 — с другой, т.е. обеспечивать собой продуктивную и репродуктивную деятельность. Тем самым в схему Дуглас вносится момент социальной динамики.
Различие сфер внутренней и внешней социальности обусловливает специфику смыслов, вырабатываемых в каждой из них. В сфере внутренней социальности, непосредственно связанной с живым познавательным процессом, эти смыслы непредметны, регулятивны, задаются его схемами, нормами и идеалами. Они тесно связаны с субъектом, имеют личностный характер. Внешняя социальность знания — это его наполненность предметными смыслами, говорящими о структуре познаваемой реальности в терминах социальных условий, в которых происходит познание. Порождаемые на этом уровне смыслы интерсубъективны, общезначимы, относимы к некоторому объекту. Исходя из этого выделяются четыре ситуации социального производства знания (рис. 3): А — производство социальных смыслов на уровне внутренней социальности; В— использование их на этом же уровне; С- производство смыслов на уровне внешней социальности; D— использование их на этом же уровне. С помощью этой схемы возникает также возможность уточнения указанной предметной типологии дискурса, коль скоро дискурс есть если не безусловный признак, то по крайней мере путь к рациональности (см. рис. 2).
Рис. 3 (АВ -уровень внутренней социальности; CD - уровень внешней социальности; А С- ось потребления; BD-осъ производства)
Тип дискурса связан с типом традиций, производных соответственно от ситуаций А, Си D. Ситуации Аи С— это ситуации использования социальных смыслов на уровне внутренней и внешней социальности (интеграция и экстернализация знания); ситуация D имеет дело с иллюзорным производством социальных смыслов на уровне внешней социальности, т.е. это в сущности си-
1 По аналогии с разграничением эмпирического и теоретического B.C. Швы-ревым. См.: Швырев B.C. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. М.,
1978.
Глава 15. Социальные институты и рациональная коммуникация
туация В, понятая с точки зрения ее истоков и предпосылок. Что же касается понятия рациональности, то оно определяется через ситуацию В- как внутреннее производство социальных смыслов, которое выступает в форме их дифференциации (или увеличения степени внутренней упорядоченности). Напомню, что это соответствует специфической структуре группы, отличающейся свойствами высокой внутренней структурности и слабой групповой границы. Первое свойство в форме особого типа разделения труда делает возможным внутреннее производство социальных смыслов, второе позволяет транслировать их за пределы группы, в той или иной мере агрессивно навязывая их всему обществу.
Пример абсолютной традиции приводит Борхес в эссе «Стена и книги». Строительство Великой китайской стены и сжигание книг выступают как установление внешней границы и разрушение внутренних границ в целях обеспечения абсолютного подчинения (тоталитаризм). Тема абсолютной рациональности занимает писателя ничуть не меньше - ей посвящены его «вымышленные истории» и среди них прежде всего «Тлен, Укбар, Орбис Терциус». Это рассказ о том, как группа ученых и литераторов в течение нескольких веков создавала миф о несуществующей стране, используя все общепринятые интеллектуальные приемы и социальные структуры. Именно так и реализует себя один из главных векторов рациональности — как внутреннее производство социальных смыслов на основе прогрессирующей дифференциации, специализации и профессионализации деятельности. При этом процедура артикуляции знания, правил деятельности и общения, переведение их из неявного, замалчиваемого, недоступного рефлексии и обсуждению состояния в состояние прозрачности и открытости, т.е. переход из социально ограниченного в разработанный код, по Б. Бернстайну1, как раз и обеспечивает процесс рационализации.
Долгий путь, проделанный проблемой рациональности в европейской культуре, результировался в форме типологического многообразия. Рациональность представала в качестве абсолюти-
1 См.: Bernstein В. Linguistic Codes, Hesitation Phenomena and Intelligence // Language & Speech. 1962. Vol. 5, № 1. P. 31-46.
Раздел III. Прикладные исследования
зации человеческого разума, в качестве универсалии Разумности как таковой, в своих истоках обязанной теологическому взгляду на мир. Секуляризация разума привела к пониманию рациональности как свойства человеческой деятельности, как целесообразности, в которой еще слышны отзвуки представлений о божественном порядке природы. В дальнейшем, последовательно избавляясь от всякой трансценденции, рациональность предстала как функциональность, как соответствие определенной социальной потребности. Это открыло дверь радикальной релятивизации данной категории, признанию не сводимых друг к другу и равноценных структур рациональности, каждая из которых в равной мере обладает своими основаниями и имеет право на существование. В итоге в глазах постмодернистских авторов рациональность вообще перестала быть проблемой и была вычеркнута из философского лексикона как исторически изжившее себя концептуальное образование.
Вместе с тем отказ от проблемы рациональности — это не просто сведение счетов с одной из философских категорий. На наш взгляд, это знаменует стремление некоторых авторов отбросить базисные ценности европейской культуры, ценности, потенциал которых далеко не исчерпан, хотя и требует постоянного переосмысления. Эти ценности цементируют собой все социальное устройство демократических стран и систему международного права. Здесь обнаруживается общественная значимость того философского дискурса, для которого рациональность остается фундаментальной проблемой.
Глава 16. Междисциплинарное исследование:
К понятию и типологии
В чем важность эпистемологического рассмотрения междисциплинарных исследований (далее «м-исследования» или «м-взаимодействия») и почему оно не является просто модным поветрием? Во-первых, даже при беглом взгляде на современную науку видно, что м-взаимодействия являются повседневным делом, но еще не стали предметом серьезного философского и научного осмысления, хотя публикации на эту тему исчисляются тысячами. Во-вторых, внимания к м-взаимодействиям требуют и современные неклассические подходы в рамках эпистемологии и философии науки, которые делают акцент на коммуникативной природе познавательного процесса и согласно которым различные виды и формы общения познающих субъектов существенно определяют содержание знания.
Терминологические замечания
Эпистемологический анализ этой области знания предполагает прояснение самого предмета исследования и связанных с ним понятий. Разного рода отношения между дисциплинами, в том числе и выходящие за границы всякой дисциплины, — это в сущности отношения между системами знания, которые могут анализироваться в разных аспектах. В частности, как представляется, следует различать м-взаимодействия и м-исследования. Первое понятие относится к области науковедения и охватывает отношения внутри науки как социального института, а также ее связи с иными социальными институтами, производящими знания. Второе понятие позиционируется в эпистемологии и философии науки и выражает собой особенности познавательного процесса, взятого в контексте коммуникации субъектов, производящих и потребляющих знания. Эти два понятия можно уподобить соответственно онтологическому и эпистемологическому взгляду на отношения систем знания между собой. Поэтому хотя нельзя не обращаться к первому понятию, но именно прояснение второго находится в центре внимания автора.
1 Журнальный вариант см.: Вопросы философии. 2010. № 4.
Раздел III. Прикладные исследования
Еще до того как задаться вопросом об особых параметрах познавательного процесса в ситуации выхода за пределы отдельной дисциплины, предстоит разогнать облака в концептуальном пространстве, затуманенном актуальной околонаучной конъюнктурой. В силу преобладания интересов, слабо связанных с задачами достижения нового истинного знания, ученые (и отчасти философы) придали понятию междисциплинарное™ повышенное значение, одновременно затемнив его содержание. Эпистемология здесь, как это нередко бывает, вынуждена идти впереди рефлексивного процесса в науке, потому что сами ученые в попытках если не использования, то по крайней мере конструктивного построения этого понятия не получили сколько-нибудь положительных результатов. Следствием этого положения дел является практическая невозможность адекватного ценностного самоопределения ученого по отношению к м-процессам, происходящим в современной науке. Ответ на вопрос «междисциплинарность — это преимущество или недостаток исследовательского проекта?» упирается во множество иных непроясненных вопросов, в основном относящихся к концептуальной области под названием «релятивность научного знания».
Например, нетрудно предположить, что понятие, роль и оценка междисциплинарное™ будут существенно различаться применительно к Новому времени и современности, в фундаментальных и прикладных науках, в естествознании и гуманитаристике, в науке и вненаучном знании, в парадигмальной науке и науке переднего края, на разных этапах исследования (формулировка идеи, поисковое исследование, выдвижение гипотезы, процесс обоснования, экспертиза, публикация результатов, прикладные разработки и т.д.). Отсюда ясно, что известное различие междисциплинарное™, полидисциплинарности итрансдисциплинарно-сти далеко не покрывает всего многообразия отношений за пределами монолитной дисциплины.
Возможно, что первым шагом анализа должно явиться построение разработанной типологии м-отношений, которая будет основана на витгенштейновском методе семейных сходств или принципах феноменологического описания. Полученные типы междисциплинарное™ должны быть поняты с точки зрения многофакторной детерминации их генезиса. Далее предстоит выявить и проанализировать эпистемическую специфику деятельности и
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
коммуникации ученых в рамках каждого типа. В таком случае можно будет дать конкретные ответы на вопросы о роли и значении м-исследований для той или иной познавательной ситуации, дисциплины, науки, исторической эпохи.
Самодостаточность дисциплины?
Дисциплина и наука - понятия нетождественные, хотя в современном науковедении они нередко не различаются1. Что первично - наука или дисциплина - вот вопрос, который нельзя оставлять без ответа. Есть основания полагать, что зрелое теоретическое знание существует, как правило, в особой организационной форме дисциплинарности, обеспечивающей его аккумуляцию, трансляцию и модификацию. Теоретичность и дисциплинарность выступают как две стороны одной медали, как характеристики развитого мышления, с одной стороны, и деятельности в контексте общения — с другой. Если мышление - продукт деятельности и общения, то справедливо и обратное — дисциплина также порождает теорию. Отсюда первичность дисциплинарной организации по отношению к теоретическому и в этом смысле научному исследованию. Хотя теория как форма знания появилась задолго до возникновения науки в современном понимании, но для античности между теорией и наукой можно поставить знак тождества. Иное дело, что наукой в широком смысле считались тогда не только математика и философия, география и медицина, но также астрология, алхимия и магия. Это подводит к мысли о самодостаточности дисциплинарной формы по отношению к познавательному содержанию, в особенности если учесть, что в числе дисциплин по реестру ВАК РФ при определенных условиях может появиться теология.
М.К. Петров2 выделяет следующие восемь составляющих всякой дисциплины:
о дисциплинарная общность - живущее поколение действительных и потенциальных творцов-субъектов;
О массив наличных результатов-вкладов, накопленный деятельностью предшествующих и живущего поколения членов дисциплинарной общности;
1 См.: Огурцов А.П. Дисциплинарная природа науки. М., 1985.
2 См.: Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
Раздел III. Прикладные исследования
О механизм социализации-признания вкладов - будущих результатов и ввода их в массив наличных результатов (публикация);
О механизм подготовки дисциплинарных кадров для воспроизводства дисциплинарной общности методом приобщения новых поколений к массиву наличных результатов и к правилам дисциплинарной деятельности (университет);
О дисциплинарная деятельность, обеспечивающая накопление результатов и воспроизводство дисциплины в смене поколений. Деятельность реализует себя в четырех основных ролях — исследователя, историка,теоретика и учителя;
О правила дисциплинарной деятельности, определяемые каждой из этих ролей, среди которых ведущей является роль теоретика, задающего парадигму;
О функция интеграции массива наличных результатов в целостность, которую выполняет сеть цитирования, обеспечивающая магистральную линию преемственности;
О предмет дисциплины - поле поиска новых результатов, определенное действующей дисциплинарной парадигмой по каноническому описанию формы возможного продукта.
По определению Петрова, античная философия и наука, существуя в локальных социумах, еще не имеет доброй половины перечисленных признаков, а первая дисциплинарная матрица возникает в Средние века в образе христианской теологии. Оставляя за скобками данного рассуждения процесс накопления эмпирических знаний и навыков в рамках околонаучной, ремесленно-практической деятельности1, Петров протягивает прямую линию от теологии к науке Нового времени. Этот ход отчасти оправдан стремлением проследить собственно дисциплинарную логику развития естествознания, пусть он и оставляет в стороне необходимые этапы ее истории, а также вообще представляет собой не столько историко-научный, сколько эпистемологический взгляд на науку с высоты птичьего полета. Естественно-научные дисциплины даже во второй половине XVII в. все еще не приобрели всего набора дисциплинарных свойств. Так, характеризуемое Петровым научное сообщество даже веком позже еще далеко не
' Об этом он пишет применительно к античности, не рассматривая вопрос в аспекте генезиса нововременной науки. Наш анализ этого процесса см.: Касавин И. Т. Предтечи научной революции: врачи, печатники, моряки// И.Т. Касавин.Традиции и интерпретации. СПб., 2000.
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
сложилось в том смысле, что в совокупности субъектов научной деятельности не было четкой границы между профессионалами и дилетантами, университетское образование в той же Англии частенько уступало по качеству самообразованию, а место научных журналов занимали архивы частной переписки Марена Мерсенна или Беттиныфон Арним. Даже в XVIII в. не было сколько-нибудь четких дисциплинарных границ между физикой и химией, между разными науками о Земле в том смысле, о котором говорит Петров. Это означает, что вплоть до XIX в. дисциплина в науке была скорее исключением, чем правилом, и поэтому еще не задавала основных параметров образа науки.
Все это никак не умаляет того обстоятельства, что уже в первой половине XIX в. началась бурная конституционализация и дифференциация научных дисциплин, во многом благодаря укоренившемуся представлению об уровнях и типах реальности и соответственно о различии объектов разных наук. Эту идею, разрабатываемую О. Контом, подхватили многие, в том числе К. Маркс и Ф. Энгельс в трудах, опубликованных под общим названием «Диалектика природы». Такие специально-научные картины мира, в терминологии B.C. Степина, были необходимой предпосылкой развитых дисциплин даже еще до того, как в них сложились парадигмальные теории. И если в механике появление таких теорий произошло в XVII в. в трудах И. Ньютона, то в химии работы А.Л. Лавуазье и Дж. Дальтона сделали это возможным только в конце XVIII в.
Все это заставляет задуматься над вопросом: в самом ли деле дисциплина, выражающая собой бытие науки как социального института, столь важна для производства научных достижений? Дисциплина, т.е. принципиально коллективная форма научной деятельности, является условием ее существенной интенсификации на фоне систематического вовлечения в науку больших масс населения, их обучения и социализации. Это есть фабрика знания, где оно производится по определенным стандартам, проходит проверку, упаковывается и направляется потребителю. Дисциплина есть также и, вероятно, прежде всего условие финансирования науки из государственного бюджета и распределения финансовых ресурсов между научными направлениями, коль скоро государственные структуры нуждаются в подобном им контрагенте — научной бюрократии. В этом смысле дисциплина — необ-
Раздел III Прикладные исследования
ходимая форма социального бытия науки как сферы профессионального производства, распределения и потребления знания в наше время.
Однако как все это соотносится с идеалом научного знания, предполагающим новизну и истину? Какую роль играют в производстве знания склонности, способности, талант? Каково сравнительное значение формальной и неформальной коммуникации для научных достижений? Пропорционален ли рост количества талантливых ученых и реальных открытий развитию научной дисциплины и умножению публикаций? Является ли дисциплина со-циально-цивилизационным или культурно-историческим измерением науки?
Ответ на последний вопрос имеет особую важность в связи со вторым свойством дисциплины, отмеченным М.К. Петровым: дисциплина как массив наличных результатов-вкладов, накопленный деятельностью предшествующих и живущего поколения членов дисциплинарной общности. До какой степени дисциплина открыта к результатам преддисциплинарной стадии развития данной области знания? Не выдвигает ли дисциплина своеобразные «критерии демаркации» зрелого, собственно дисциплинарного знания от знания «незрелого», «донаучного»? Не следует ли тогда исключить Архимеда из истории физики, а Евклида — из истории математики на том основании, что в ту пору соответствующие дисциплины не сформировались и этих ученых (интеллектуалов, теоретиков, философов) нельзя назвать физиком и математиком соответственно? Или, напротив, в понятие дисциплины необходимо ввести представление о ее генезисе? Ясно, что Петров не планировал исключить историю науки из нее самой, поскольку выделял в дисциплинарной общности такую ролевую функцию, как «историк». Однако само определение дисциплинарной общности как «живущего поколения действительных и потенциальных творцов-субъектов» делает эту функцию бессмысленной без указания на ряд поколений, характеризующих дисциплину и даже ее предысторию.
Итак: либо узкое и жесткое понятие дисциплины, диссонирующее с реальностью самой науки, либо более полное определение, фактически размывающее границы дисциплины, — вот выбор, который вынужден делать самоопределяющийся ученый или рефлексирующий методолог.
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии 343
Дисциплинарный империализм или дисциплинарная демократия?
В своей программной статье «Эпистемология междисциплинарных отношений» Ж. Пиаже различает мулътидисциплинар-ность как одностороннее дополнение одной дисциплины другой; собственно междисциплинарность как взаимодействие дисциплин; трансдисциплинарность как построение интегральных структур (например, физика не только неживой природы, но физика живого и социальная физика - «физика всего», «физический империализм»)1. Уточняя эту типологию, мы выделяем три соответствующих типа когнитивных систем.
Во-первых, речь идет о мульти- (или поли-) дисциплинарных системах знания: биофизике, физической химии, геоботанике, социальной семиотике, общей теории социальной коммуникации и т.п. Такие системы характеризуются использованием некоторой дисциплинарной онтологии и методов для работы в другой дисциплине или их группе. В рамках мультидисциплинар-ных систем сохраняется четкость м-границ, и такая четкость, предполагающая различие предметов, методов и результатов взаимодействующих дисциплин, даже является условием успеха. Так, морфология пластов в геологии, с одной стороны, и исследование растительных отложений в палеоботанике — с другой, являются предметами исследования независимых дисциплин, соединение которых позволяет уточнить эволюцию регионального распределения флоры в рамках геоботаники.
Результатом второго типа взаимодействия дисциплин являются междисциплинарные системы знания, такие, как космические исследования, страноведение, науковедение, политология. Их отличает объединение дисциплин для создания новой онтологии и методов для работы с ее объектами. Данные системы знания характеризуются меньшей четкостью дисциплинарных границ. География, социология, экономика, гражданская история, языкознание, история культуры, политическая наука дополняют друг друга, например, в рамках страноведения или исследования международных отношений. Они взаимодействуют в целях создания
1 Piaget J. The Epistemology of I nterdisciplinary Relationships // Interdisciplinarity. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 139.
Раздел III. Прикладные исследования
целостной «картины социально-региональной реальности», которая в свою очередь дает семантическую интерпретацию фактов в каждой отдельной ресурсной дисциплине, обеспечивая их относительную интеграцию даже при отсутствии разработанной теории страноведения или теории международных отношений.
Наконец, в-третьих, в трансдисциплинарных системах знания выдвигаются претензии на абсолютную универсальность онтологии и методов, утративших дисциплинарную определенность. Таковы теория систем, теория самоорганизации, теория информации, теория катастроф, которые отличает принципиальное игнорирование дисциплинарных границ. Естественно, эти теории возникли как обобщение некоторых дисциплинарных представлений в биологии, химии, математике. Однако затем они оторвались от своих истоков и стали развиваться на своей собственной теоретической основе, проходящей проверку использованием в других областях знания.
Типы междисциплинарности: критика, заимствование, синтез
В контексте настоящей темы активно обсуждается вопрос о том, в каких случаях и при каких условиях м-взаимодействие приводит или не приводит к созданию новой дисциплины. В этом смысле взаимодействие между дисциплинами или за их пределами разграничивается как самоцель и как средство дисциплинарного развития знания. Данный подход неявно предполагает приоритет дисциплины перед коммуникацией, что вообще характерно для современного науковедения. Однако есть и иные подходы, и нам в данном случае ближе концепция Г.Б. Гутнера, в которой эти акценты смещаются, коммуникации придается первостепенное значение и проводится различие между двумя основными формами коммуникации ученых по поводу производства и потребления знания - габитуальной и рефлексивной1. Как представляется, типы дисциплинарности и междисциплинарности значительно более продуктивно рассматривать именно как результаты особых типов коммуникации в науке и за ее пределами. В дальнейшем мы
1 См.: Гутнер Г.Б. Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия. М., 2008.
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
рассмотрим несколько примеров м-взаимодействия, дающих основания для типологических обобщений. Для этого введем понятия «целеполагающая дисциплина» (инициатор м-взаимодейст-вия) и «ресурсная дисциплина» (материал м-взаимодействия), а также их основное отношение как «м-обмен» (перенос смыслов из одной дисциплины в другую).
Случай 1. Рефлексивная эксплуатация габитуса. Философия как служанка теологии.Рассмотрим м-взаимодействие как рефлексивную эксплуатацию габитуса, в ходе которой происходит использование результатов ресурсной дисциплины в интересах целепола-гающей дисциплины в условиях ограничения развития первой.
В античности мы будем, вероятно, безуспешно искать м-типы коммуникации по целому ряду причин. Это еще не то время, когда всерьез можно говорить о формировании научных или иных дисциплин. Платоновская или аристотелевская классификации наук, указывая разным типам знания свои области, не противопоставляла их друг другу. Быть математиком и быть философом для Платона или физиком и биологом для Аристотеля - одно и то же. В Средние века, в условиях «профессионально-именного типа социального кодирования» (М.К. Петров) образцом дисциплины становится теология, характеризуемая особым способом познавательного общения. Наука же того времени, часто бытующая под именем «философия», призвана содержательно обслуживать теологию эмпирическими свидетельствами, не претендуя на самостоятельные истины. Основными факультетами средневекового университета были теологический, юридический, медицинский и философский, причем одновременно с ними (порой включаясь в последние два или наоборот) существовали факультеты «свободных искусств» и естественно-научных дисциплин в целом. Между факультетами существовала субординация — обучение, как правило, начиналось с тривиума свободных искусств и заканчивалось юриспруденцией, медициной или теологией. Тривиум раннего Средневековья (грамматика, риторика и диалектика) изначально и почти исключительно был направлен на обслуживание именно этих наук. В дополнивший его позднее квадриум вошли арифметика, геометрия, астрономия и музыка, с которыми соседствовали философия и античная литература.
Раздал III. Прикладные исследования
Рассуждая о средневековой учености, следует отдавать себе отчет в принципиальной специфике таксономического мышления того времени, замечательно схваченной в эссе Х.Л. Борхеса «Аналитический язык Джона Уилкинса» (цитата из которого открывает «Слова и вещи» М. Фуко). Странности средневековых классификаций отражаются в классификации средневековых наук, что порождает представление о запутанности м-взаимодействий в ту эпоху. Вообще современные таксономические принципы не позволяют установить однозначные отношения ни внутри наук, ни между науками и философией того времени. Кажется, что тривиум может входить или не входить в философию; квадриум порой включает в себя медицину, а иногда она существует самостоятельно; философия то тождественна природознанию, то отличается от него и т.д. Конечно, представления о природе логико-понятийного мышления в Средние века отличаются от современных. И все же мы знаем, что теологи того времени в построении рассуждений ориентировались на законы аристотелевской силлогистики. Иное дело, что посылки, которыми они оперировали, кажутся современному человеку бессодержательными и абсурдными. Следует также учитывать, что средневековые таксономии даны современному наблюдателю во времени и пространстве, в процессе стихийной дифференциации и интеграции дисциплин, когда для современного, проходящего сквозь эпохи взгляда их изменяющиеся параметры наслаиваются друг на друга, т.е. в сущности отражают динамику формирования дисциплин.
Сделав эти оговорки, мы можем вернуться к отношениям теологии и науки. Ясно, что заниматься теологией в Средние века особенно престижно, это сфера высокой интеллектуальной культуры, публичные споры теологов опираются на легальный характер библейского текста и связь церкви с государством. Подобный же статус имеет и юриспруденция в силу связи римского и канонического права. Источники, цели и методы познавательной деятельности по поводу Бога или его наместника на Земле — государства — по природе высоки. И напротив, естествоиспытатели не пользуются особым уважением в образованном сообществе. Врач и фармацевт по своему статусу все еще мало отличаются от алхимика, цирюльника, палача и изготовителя косметики и ядов; астроном сродни обманщику-астрологу; математик подобен мисти-ку-каббалисту. Чтобы законно существовать, естествознание
Глава 16. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии
должно быть освящено высокими теологическими целями, поступить на службу делу познания Бога и сотворенного им мира. И одновременно «оповседневливание» теологических целей нуждается в обращении к природным источникам и рациональным методам познания — наблюдению, опыту и математическому доказательству, призванным раскрыть божественный порядок природы и тем самым внести свой вклад в доказательство бытия Бога.
Наша гипотеза по поводу истоков различия в дисциплинарном статусе теологии и науки (природознания) того времени отсылает к присущим им способам коммуникации — экзотерическому и эзотерическому соответственно. Экзотерическая коммуникация, в которой теологи выдвигают и явно обсуждают не только определенные темы, ной критерии их обсуждения, имеет рефлексивный характер. Ученые же, не имея легальных собственных и вынужденно заимствуя по существу чуждые им рефлексивные стандарты коммуникации, неявно пользуются теми, которые вытекают из их габитуальной практики, но не разрешены к артикуляции. Отсюда известный лозунг Фомы Аквинского «Философия — служанка теологии», явившийся первой формулой м-взаи-модействия в истории познания.
Случай 2. Рефлексия против габитуса. Спор о колдовстве.Такие ситуации мы встречаем в виде критики, нацеленной со стороны одной или нескольких дисциплин против другой. В частности, сюда относится спор, который медики и юристы вели с теологами. Этот знаменитый многовековой диспут о колдовстве имел не только мировоззренческое, но и важное научное значение в XVI-XVII вв.1
С одной стороны, это было, по выражению В. Скотта, время, «когда не верить в ведьм значило в глазах людей то же самое, что оправдывать их нечистые деяния»2, — так гласила общепринятая со времен «Молота ведьм» (1484) теологическая точка зрения. Вера во вредоносность колдовства, а также колдунов и ведьм как его носителей, якобы заключивших договор с дьяволом, органически входила в обыденное сознание европейца той эпохи. В этом смыс-
1 См. подробнее: Касавин И.Т. Спутники и попутчики науки. Средневековье и Новое время // Герметизм, магия, натурфилософия в культуре ХП1-Х1Х вв. М., 1999; Пружинин Б.И. Спор о ведовстве: ratio serviens // Там же.
2 Скотт В. Собр. соч. Т. 2. М., 1960. С. 399.
Раздел 111 Прикладные исследования
ле убеждение в реальной действенности всякого рода магии относилось к области габитуса европейского Средневековья, который культивировался христианской церковью и теологией, а также разделялся обычными верующими в силу традиции.
С другой стороны, данная тема волновала и даже приводила в смятение величайшие умы своего времени — философов, юристов, медиков, теологов - именно потому, что это был острый спор о судьбе и путях европейской цивилизации, о взаимоотношении доктрины и ереси, права и морали, науки и суеверия, светской и церковной власти. Тема колдовства проблематизировалась и становилась областью интеллектуального и мировоззренческого противостояния. Однако неверно было бы представлять ситуацию так, что эта тема «выходила за пределы теологии в более широкую сферу идеологической конфронтации». В действительности теология охватывала собой все знание как «царица наук», которая если реально и не правит, то по крайней мере властвует. Поэтому спор по поводу колдовства вел к внутреннему расколу самой теологии на консервативное и умеренное направления (далеко не совпадавшему с различием католицизма и протестантизма), а также к упрочению идеи «двойственной истины» — прототипу последовательной секуляризации науки и обретению последней самостоятельного мировоззренческого звучания.
Основное м-взаимодействие в таком контексте обретало следующую форму. Мейнстрим в образе консервативной, часто именно католической теологии принимался большинством как само собой разумеющийся традиционный габитус. И он же подвергался критике со стороны некоторых либеральных ученых как ошибочная теория, вредный предрассудок, судебная недобросовестность, политичес