Особенности социально-эпистемологической интерпретации истины
Подобно тому как нет единой концепции социальной эпистемологии, не существует и одного на всех понимания истины в контексте исследования социальной природы познания. Д. Блур и Э. Голдман представляют собой полюса, на которых располагаются соответственно безразлично-негативное и позитивно акцентированное отношение к проблеме и понятию истины. Блур исходит из того, что он, как социолог знания, выполняет исключительно дескриптивную задачу, применительно к которой вопрос о нормативной оценке знания просто не возникает. Это вполне укладывается в тенденцию натурализации эпистемологии, сводящую
Глава 2. Истина как проблема социальной эпистемологии
ее к конкретным наукам о познании, в данном случае к социологии знания. Наука в такой интерпретации вообще не нуждается в понятии истины, обходясь специальными методологическими критериями. Голдман, напротив, считает, что понятие истины неотъемлемо от его нормативной версии социальной эпистемологии, которая в противном случае утрачивает философский статус. Понятие истины также призвано выполнять важную методологическую функцию в науке, в свете чего философия обретает важное значение. Таким образом, расходясь в понимании собственных задач, Блур и Голдман согласны с тем, что истина является непременной принадлежностью философского дискурса, и данную точку зрения разделяет автор этих строк. Суть же нашего несогласия с Голдманом в том, что он отстаивает традиционную концепцию истины как соответствия знания реальности, не отвечая на те существенные критические замечания, с которыми она встречается. И в конечном счете все упирается в непонимание принципиального различия функции истины в науке и философии.
Мы уже пытались показать, что философ не в состоянии установить, насколько анализируемое им знание соответствует его объекту. Если кто-то и может это сделать, то только ученый, для которого поэтому корреспондентная концепция истины имеет определенный смысл. Именно ученый несет ответственность за свои открытия и их обоснование, за построение достоверного знания и его отличие от ошибок, заблуждений, предрассудков. Это же характеризует и всякого субъекта, который познает мир и ориентируется в нем на основании своего знания. Задачи же философии познания существенно иные. Наш философ не открывает — в отличие от ученого — ничего нового в природе или обществе, он лишь проясняет известное и создает конструкции из наличного материала. Отсюда и истина для него — не демаркация знания на совершенное и несовершенное, а целостная картина знания, продукт философской рефлексии, который оказывается объектом (но при этом не обязательно нормой или идеалом) для рефлексирующего ученого и иного познающего субъекта. В этом смысле философ не создает нормативных предписаний, но синтетически описывает, собирает в одно целое то, что уже относится к сфере известного, но еще не осмыслено в качестве единства многообразного. Здесь философ в качестве социального эпистемолога близок социологу знания в понимании Блура, главной задачей ко-
Раздел I. Категориальные сдвиги
торого является как раз описание, в котором, однако, не выражен идеал системного единства, следующий из тезиса Дюгема—Куай-на и вообще существенный для современной теории познания. Отсюда социальный эпистемолог в нашем понимании призван вскрывать смысловую ограниченность всякого отдельного высказывания и искать смысловую систему, к которой оно относится, или, иными словами, его контекст. Поэтому истинное знание — это знание, понятое в присущем ему контексте, имеющее смысл относительно некоторых познавательных и социокультурных координат. Однако и последнее обоснование знания с помощью отсылки к контексту не является прерогативой социального эпистемолога. Однозначная фиксация контекста — специально-научная (историческая, культурологическая, социологическая, психологическая), но не собственно философская задача. Указывая на контекст, философ обращает внимание на исходную и неизбежную неполноту нашего знания, на безбрежность смысла и потому — на неизбежные трудности коммуникации. Она вместе с тем является единственным средством синтеза многообразного и в силу этого способом восполнения нашего познавательного несовершенства. Осознание последнего в свою очередь требует от всякого познающего субъекта не смирения со своей природной и социальной ограниченностью, а поиска нового знания и его критической оценки. Тем самым он бросает свой совочек угля в топку неутомимого паровоза, изредка тормозящего на станции «Истина».
Итоги социально-эпистемологического понимания истины можно подвести так.
Истина — свойство не нормативного, не оценочного, а дескриптивного высказывания.
Истина - форма не изолированного высказывания, а его социокультурной контекстуализации.
Истина — не обоснование с помощью фиксированного контекста, а призыв к коммуникативному дискурсу, проблематизи-рующему наличный, как всегда неполный образ знания.
Истина — не способ демаркации знания и незнания, адекватного и неадекватного знания, а продукт синтетической рефлексии, форма построения панорамы знания.
Глава 3. Что значит быть лондонской цветочницей? О Прометее, Пигмалионе и прочих специалистах по сознанию
Ограниченность онтологической трактовки сознания проявляется в допол-! нении ее эпистемологическим подходом, в плодотворности которого убеж-' дены многие российские философы и психологи. Мы познаем сознание, ка-залось бы, наиболее непосредственным и достоверным образом, осуществ-, ляя самонаблюдение, однако такое знание не является интерсубъективно обоснованным. Одновременно сознание познается опосредованно и интерсубъективно, путем наблюдения и обсуждения поведения других людей, однако такое знание является приблизительным и вероятным. К этому следует добавить и другие вопросы, связанные с ролью сознания в процессе познания. Можно ли свести познание к адаптации в природном окружении, как полагают эволюционные эпистемологи? Или фактор самосознания и рефлексии принципиально важен для познания? Оправданно ли вообще рассмотрение сознания вне процесса познания, как это нередко происходит в рамках дискуссий по проблеме сознание-мозг? Вместе с тем есть ли в сознании что-либо, что не является знанием? Или напротив, сводится ли сознание к знанию о происходящих в теле процессах? Являются ли квалиа знанием или исключительно эпифеноменом деятельности мозга? На эти и другие вопросы дает ответ культурно-историческая эпистемология, которая выводит сознание за пределы мозга и одновременно перебрасывает мост между сознанием и психикой.
Предуведомление
Поводом к написанию этой статьи послужил попавшийся на глаза сборник, составленный П. Фейерабендом и Г. Максвеллом в честь Г. Фейгля1. Ее первый раздел посвящен philosophy of mind — одному из главных приоритетов самого Фейгля, и в нем имеет место реальный диалог философов и психологов. Поразительно, насколько проблемы и решения, представленные в книге, сохраняют свою жизненность. Обсуждение концепции Г. Фейгля и крити-
1 Mind, Matter, and Method: Essays in Philosophy and Science in Honor of Herbert Feigl; P. Feyerabend, G. Maxwell (eds.). Minneapolis, 1966.
Раздел. I. Категориальные сдвиги
ка бихевиоризма происходят с помощью изощренного логического аппарата и мысленных экспериментов, а перечень проблем («сырые ощущения», цветовое зрение, теория тождества физического и психического, каузальность психического, феноменализм и реализм и т.п.) демонстрирует, на чем и у кого учились самоновейшие авторы, заново «открывающие» и «объясняющие» сознание. К этому добавились впечатления от статьи Т. Нагеля «Что значит быть летучей мышью?»1 и литературных шедевров М. Шелли («Франкенштейн, или Новый Прометей») и Б. Шоу («Пигмалион»).
Мне захотелось посмотреть со стороны, т.е. с точки зрения культурно-исторической эпистемологии, на то, что сегодня заботит специалистов по философии сознания. Заранее приношу извинения за вынужденную неполноту и осознанную субъективность моих замечаний на полях современных дискуссий.
К постановке проблемы
Душа, дух, идеальное, сознание, психика, ментальность, ин-тенциональность - эти и другие термины в разных языках символизировали собой философскую проблему сознания. Почему наше время делает ее особенно актуальной? Не потому ли, что сегодня развитие науки позволяет сформулировать ее в форме «парадокса смерти сознания»? Он гласит, что проблема сознания исчезает со скоростью, прямо пропорциональной развитию наук о сознании, в то время как именно развитие наук о сознании делает ее столь актуальной. Одна из наиболее влиятельных наук такого рода, нейронаука, основанная на молекулярно-биологическом анализе и компьютерном моделировании мозга, и в самом деле сегодня активно развивается. Впрочем, единственное, что она может реально изучать и успешно изучает, это электрические и химические процессы в нейронах и их ответвлениях. Данный факт дает некоторым философам основание утверждать, что, поскольку в мозгу ничего более не происходит, а именно мозг и рассматривается обычно как орган сознания, то само сознание в традиционном картезианском понимании является фикцией. Подлинная же теория сознания есть просто естественно-научное описание
1 Nagel Т. What is Like to be a Bat? // Philosophical Review. 1974. Vol LXXXIII № 4. P. 435-450.
Глава З. Что значит быть лондонской цветочницей?
нейрофизиологических процессов, к которому можно в принципе редуцировать все наши впечатления, мысли, надежды, желания, верования. Примерно такова позиция элиминативных материалистов Пола и Патриции Черчленд1.
Итак, сознание обязано мозгу, а изучение мозга — основа для конструирования сознания в форме искусственного интеллекта — гласит философский вывод, обладающий очевидностью для обыденного мышления и основанный якобы на последних достижениях науки. И все же этому тезису есть что противопоставить, если напомнить, что проникновением в глубины сознания уже достаточно давно занимаются не только естественные, но и гуманитарные науки. Возьмем такие известные феномены общественного сознания, как идеи истории, рынка, демократии, христианской веры. Функцией чьего мозга они являются? Коллективного мозга европейской истории? Или еще шире — мозга всего человечества? Чей мозг осуществил сей гигантский синтез, приведший к формулировке этих идей? Характерно, что эти вопросы могут быть отнесены, как это делал Сократ в диалоге «Гиппий Больший», практически ко всем общим понятиям типа лошади, горшка или девушки. Впрочем, не только общие или абстрактные понятия, но и образы конкретных предметов оказываются продуктом совместной деятельности в значительно большей степени, чем функцией созерцающего мозга. Психика брошенных новорожденных, лишенных общения, развивается несопоставимо хуже психики обычных детей, живущих в семье. Поэтому кажущееся тривиальным положение «сознание есть продукт деятельности мозга» приобретает элементы правдоподобия, если и только если: расширить мозг до тела с его органами ощущения и действия; допустить развитие такого тела в общении с другими телами; поместить это общение в совокупный контекст культуры и общества. Но в таком случае весь смысл этого псевдоматериалистического порождения сознания мозгом стремится к нулю.
Другая, противоположная первой, но не менее популярная формулировка проблемы сознания состоит в указании на факт субъективного опыта переживания, который не тождествен ней-
1 См., например: Churchland P. Neurophilosophy: Toward a Unified Science of the Mind-Brain. Cambridge, Mass., 1986. Вероятно, Черчленды испытали бы глубокое удовлетворение, если бы их концепцию стали воспринимать просто как функцию их мозговых состояний или даже некоторой продвинутой компьютерной программы.
Раздел I. Категориальные сдвиги
рофизиологическим состояниям или компьютерной программе и вообще ни к чему не редуцируем. Этот субъективный опыт обладает некоторой загадочной «качественностью», которая выступает в форме «смысла» (Дж. Сёрл) или «квалиа»1 (Д. Чалмерс). В любом случае семантические единицы или единицы ощущений трактуются как содержательные «кирпичики» сознания.
Что же такое это содержание? Главные его свойства — это непосредственность восприятия (понимания); приватность, или невозможность адекватного сообщения другому; абсолютность, или безотносительность к другим элементам опыта. Таково, например, ощущение красного цвета, так же как и смысл слова «красный». Нужно ли напоминать, что эти качественные параметры во многом заимствованы из известных сенсуалистических и рационалистических учений Нового времени? Однако в условиях отказа от просвещенческой идеи единства человеческого разума вся картина приобретает некую добавочную полемичность и драматизм. Забегая несколько вперед, скажем, что наивность концепций психики, провозглашающих «квалиа» особого рода субъективной реальностью, удачно схвачена отечественным психологом В.Ф. Петренко: «Необходимость концептуального анализа базовых понятий, требующая совместной работы психологов, лингвистов и логиков (замечу от себя -и философов. - И.К.)... мало осознается подавляющим большинством отечественных психологов, стоящих на позиции наивного реализма и бездумно оперирующих понятиями "объективная действительность", "психологическая реальность" как некоей непосредственной психологической данностью»2.
Если все же вернуться к седой старине и принять идею «первых кирпичиков»... Логично предположить, что они могут образовывать сложные констелляции, содержание которых производно от их частей. В таком случае каждый человек будет обладать особым цветовым зрением и музеи живописи придется закрыть, поскольку зрители не поймут содержания картин. Аналогично речь, со-
' Качественные свойства, производное от «qualitative» (англ.) Убедительную критику сенсуализма — основы представления о «квалиа» —дает В.А. Лекторский в своей книге «Эпистемология классическая и неклассическая» (М., 2001 С. 117-120).
Петренко В.Ф. Многомерное сознание. Психосемантическая парадигма М 2010. С. 102.
Глава 3. Что значит быть лондонской цветочницей?
ставленная из слов с понятным только говорящему содержанием, сделает всю коммуникацию невозможной. Впрочем, не исключено, что указанных философов следует понимать иначе. Быть может, субъективный опыт, не передаваемый на словах, подлежит интереубъективному объективированию в деятельности. Тогда ситуация не столь трагична. Отправляясь на встречу с друзьями, нужно просто возить с собой большую тележку с предметами, которые путем демонстрации будут обеспечивать адекватное понимание1. Так или иначе, если из этих «кирпичей» и можно построить дом, то он будет лишен окон и дверей и предназначен только для одного обитателя.
Напрашивается иной и несколько неожиданный вариант истолкования этих первичных единиц сознания, который находится вполне в русле пресловутой «компьютерной метафоры». Что если «первичные ощущения», которые Юм называет «впечатлениями» («красное», «сладкое», «твердое» и т.п.), являются не образами, а знаками, т.е. элементами своеобразного синтаксиса? Им, так же как и языковым знакам (буквам), не может быть предписано определенное значение без включения в некоторую совокупность (восприятие или слово). Напомним, что мысленный эксперимент Дж. Сёрла «Китайская комната»2 направлен на доказательство именно того, что комбинирование знаками, или синтаксические операции, недостаточны для моделирования или объяснения сознания. Так, испытуемый, не знающий китайского языка, научился лишь комбинировать иероглифы3 по определенным правилам, но не понимает смысла такой деятельности, а следовательно, по Сёрлу, не знает китайского языка. Однако в этом рассуждении нетрудно заметитьлогический круг. Откуда мы знаем, что этотче-ловек не знает китайского языка? Ведь его общение с китайцем не вызывает у того сомнений по поводу языковой компетенции испытуемого. Конечно, ему можно задать любой конкретный вопрос («Сколько сейчас времени?», «Что у меня стоит на столе?»
1 Ну как не вспомнить в этой связи бессмертную Лапуту Дж. Свифта с ее безумными учеными?
2 См • SearleJ.R. Minds, Brains, and Programs//The Behavioral and Brain Sciences. 1980. № 3.
3 Разве это не напоминает критику В.И. Лениным (Материализм и эмпириокритицизм. Гл. 4, § 6) известной «иероглифической теории восприятия» И. Мюллера и Г. Гельмгольца, до сих окончательно не опровергнутой наукой?
Раздел 1. Категориальные сдвиги
Глава 3. Что значит быть лондонской цветочницей?
и т.п.), на который он даст, по всей вероятности, ложный ответ, но это единственное, в чем его можно реально обвинить1. Ведь правильно построенный, пусть и ошибочный ответ на вопрос не тождествен незнанию языка. Иначе носители языка никогда бы не лгали и не заблуждались.
В таком случае можно придумать некую теорию коммуникации и даже сознания, не апеллируя к какой-либо содержательности ощущений или смысловых единиц. Вполне достаточно построить развитой синтаксис, который предлагает достаточно богатое множество правил соединения одних знаков с другими. Тогда научение языку будет состоять в том, что одни правила в определенных ситуациях будут демонстрировать свою эффективность и запоминаться, а другие - элиминироваться как редко используемые или ненужные. И это будет вполне соответствовать работе возможной компьютерной программы и одновременно — практике повседневной деятельности и общения, в которой люди редко задумываются над смыслом слов или невыразимостью ощущений. Последнее окончательно останется уделом философов, которые уже совсем ничего, кроме насмешек, не будут вызывать.
Итак, решительная редукция сознания к нейрофизиологическим состояниям и замена народной психологии, научной психологии и философии сознания нейронаукой? Или упорная сосредоточенность на субъективном опыте при полной беспомощности попыток однозначно отнести его к мозгу, телу или среде? Неужели ничего, кроме этих программ и их синкретических комбинаций, не имеет теоретической перспективы? Попробуем посмотреть на ситуацию несколько более внимательно.