Б2 Б1 Г. Как избежать пяти препятствий к сосредоточению в медитации
Строфа 44
Рассеянность и сожаление, злой умысел, умственная вялость,
Сонливость, страстные желания и сомнения:
Знай, что эти пять омрачений – воры,
Которые украдут все богатство заслуги.
Рассеянностьсвидетельствует, что ум блуждает, устремляясь вслед за объектами чувств. Когда тебя беспокоит сожаление,ты пытаешься усмирить ум, но не можешь заснуть. Злой умысел [12]свидетельствует, что ум находится под влиянием (одного или более) девяти видов озлобленности[13]: «Мне или моим друзьям был нанесен ущерб, его наносят сейчас, или это произойдет в будущем; мой враг обрел благо, обретает его сейчас, или это произойдет в будущем». Умственная вялостьвозникает под влиянием подавленности от неуместных действий тела и ума. Когда чувства удаляются внутрь, появляется сонливость.Может проявляться страстное желание,стремление к чувственным объектам, таким как еда и секс, а также сомненияотносительно пути к Освобождению.
Люди, подверженные: 1) рассеянности и сожалению, 2) злому умыслу, 3) вялости и сонливости, 4) страстным желаниям и 5) сомнениям, – создают преграды или омрачения, а это препятствует сосредоточенности и Освобождению. Внимательность, сосредоточение в медитации, пребывание в покое, мудрость высочайшего прозрения – все это богатство заслуги. Знай,что эти пятьомрачений подобны ворам,которые крадутэто богатство.Избегай их.
Б2 Б2. Сосредоточение в медитации, приносящее относительную пользу
A. Завершив путь накопления, медитируй на путь применения, как на непосредственное основание благородного Пути.
Б. Как отказаться от гордости – препятствия на пути медитации.
B. О важности медитации на правильный взгляд.
Б2 Б2 А. Завершив путь накопления, медитируй на путь применения, как на непосредственное основание благородного Пути
Строфа 45
Доверие, энергия, осознанность,
Сосредоточение и мудрость – вот наивысшая Дхарма.
Прилежно упражняйся в этих пяти —
Их называют силами и способностями.
Тогда воистину достигнешь вершины.
Обычные люди, завершив путь накопления26, медитируют на пять способностей и с их помощью достигают цели на четырехчастном пути применения21. Эти способности таковы:
• доверие – убежденность в Четырех истинах;
• энергия – воодушевление для продвижения на Пути;
• осознанность – способность не забывать об объекте медитации;
• мудрость – аналитическое знание всех аспектов Четырех истин.
В полной мере освоив медитацию на эти пять способностей, обретешь наивысшую Дхарму на пути применения. По завершении пути накопления, прилежно упражняйся в этих пяти силах и способностях. Когда достигнешь «признания» (т. е. третьей ступени) на пути применения, эти пять способностей укрепляются и больше не подвластны противостоящим факторам. Теперь они получают название «силы». До этих пор, с момента обретения «жара» (т. е. первой ступени), они главным образом дают возможность постижения Четырех истин, поэтому их называют «способностями». С их возрастанием воистину достигнешь четвертой ступени – вершины пути укрепления корней заслуги.
Б2 Б2 Б. Как отказаться от гордости – препятствия на пути медитации
Строфа 46
«Болезнь, старость, смерть, разлука с тем, что дорого,
И страдание – это мой собственный удел,
и я еще не свободен от него».
Постоянное размышление об этом —
Лучшее лекарство от тщеславия.
Пока мы упражняемся в медитации на пути доверия, наша уверенность в Трех драгоценностях и истине о действиях и их последствиях все еще недостаточно велика. Зато мы тщеславно гордимся своей внешностью, друзьями или богатством. Это помеха, из-за которой появляются лень и мирские отвлечения, поэтому необходимо применять как противоядие следующую медитацию: «Болезнь и старостьиспортят мою внешность. Смертьунесет мою жизнь. Если я не преодолею страдание от разлуки с дорогимимне друзьями и богатством – все, чем я владею, будет уничтожено. Какие бы хорошие или плохие, достойные уважения или дурные действия я ни накопил в прошлом, все они – мой собственный удел.Их последствия буду переживать только я. Я все еще не свободен,т. е. не обладаю независимостью от них. Поэтому не следует отказываться от лекарства – доверия, энергии, осознанности и мудрости». Постоянно размышлять об этом– вот лучшее лекарство,оно не позволит полезным качествам убывать из-за тщеславия.
Б2 Б В. О важности медитации на правильный взгляд
1. Краткое объяснение.
2. Обширное изложение.
Б2 Б2 В1. Краткое объяснение
А. О пользе такой медитации.
Б. О недостатках ее отсутствия.
Б2 Б2 В1 А. О пользе такой медитации
Строфа 47
Если ты действительно желаешь достичь
высших миров или Освобождения,
Развивай правильный взгляд.
Если ты,король, желаешь достичьвременного счастья высших мировбогов или людей и воистину желаешь прийти к окончательному Освобождению,то есть состоянию Будды, тебе надлежит делать следующее. Необходимо постоянно развивать взглядотносительной истины зависимости результатов от действий, а также взглядабсолютной истины – постижения пустоты. Соединяй эти два аспекта с помощью мудрости слушания, размышления и медитации28.
Б2 Б В1 Б. О недостатках ее отсутствия
Даже если, придерживаясь ложных взглядов,
совершаешь полезные действия,
Полное созревание их будет мучительно [14]
Если не придерживаешься первого аспекта правильного взгляда, будешь порочить истину причины и следствия. Если не обладаешь вторым из них – мудростью – попадаешь во власть этернализма или нигилизма. И то и другое означает, что ты питаешь ложные взгляды.Ты можешь совершать и полезные действия,проявляя щедрость в благотворительности и всегда говоря правду, но ложные взгляды, подобно яду, отравят все. И полное созреваниевсех действий будет мучительно.Когда полезные действия смешаны с ядом ложных взглядов, это неизбежно ведет к трудным последствиям.
Б2 Б2 В2. Обширное изложение
A. Медитация на истину отсутствия «я», как цель постижения.
Б. Определение Освобождения как цели, которую надо достичь.
B. О том, что три сферы бытия не имеют собственной сущности.
Б2 Б2 В2 А. Медитация на истину отсутствия «я», как цель постижения
1. Опровержение четырех ложных взглядов относительно тела.
2. Опровержение двадцати крайних взглядов о том, что совокупности – это «я».
3. Опровержение шести ложных взглядов о причине возникновения совокупностей.
4. О непогрешимой причине.
Б2 Б2 В2 А1. Опровержение четырех ложных взглядов в отношении тела
Строфа 48
Пойми, что люди, в сущности, несчастны,
Подвержены непостоянству, нечисты и лишены истинного «я».
Если не обладаешь основой внимательности,
Четыре неверных взгляда разрушат тебя.
Если рассмотреть тела людей с мудростью понимания их истинной сущности, то окажется, что:
• люди несчастны, поскольку подвержены разнообразным страданиям от болезней, старости и смерти;
• они страдают от непостоянства, поскольку все изменяется каждое мгновение29;
• их тела лишены истинного «я», поскольку никакое независимо существующее так называемое «я» невозможно обнаружить;
• тела нечисты, поскольку по самой своей природе накапливают нечистые вещества.
Если не обладаешь таким ценным качеством, как основа внимательности, то, беззаботно отвлекаясь на объекты чувств, станешь цепляться за четыре неверных взгляда: считать нечистое чистым; принимать страдание за наслаждение; ожидать, что тело будет постоянным, и утверждать собственное «я». Такие взгляды разрушительны, они являются помехой на пути к Освобождению. В результате вредные поступки, накопленные посредством тела, порождают страдание. Поэтому пребывай в четырех основах внимательности – тела, чувств, ума и явлений.
Б2 Б2 В2 А2. Опровержение двадцати крайних взглядов о том, что совокупности – это «я»
Строфа 49
Сказано, что форма – это не «я».
«Я» не обладает формой. «Я» не пребывает в форме.
Форма не пребывает в «я».
Пойми, что остальные четыре совокупности тоже пусты.
Как учил Бхагаван в сутрах:
Форма – это не «я»;
Ощущения – это не «я»;
Различающие мысли – это не «я»;
Умственные события – это не «я»;
Сознание – это не «я».
Если бы форма, ощущения, различающие мысли и сознание были нашим «я», то само это «я» стало бы непостоянным, множественным и вещественным.
Нельзя сказать, что «я» имеет форму, как, например, Дэвадатта30 имеет скот. Несмотря на все желания нашего «я», форма и другие совокупности будут изменяться и исчезать.
Нельзя сказать, что «я» пребывает в форме, как, например, Дэвадатта лежит на плетеной циновке. Поскольку основа для его пребывания непостоянна, «я» тоже непостоянно.
Нельзя сказать, что форма пребывает в «я»,как, например, деревья растут из земли. Если бы форма имела в своей основе постоянную личность, собственное «я», то и сама форма была бы постоянной.
Подобным образом, если применить эти четыре взгляда к каждой из остальных четырех совокупностей– ощущениям, различающим мыслям, умственным событиям и сознанию31, получится двадцать крайних взглядов относительно «я». Опровергнув (ложные взгляды) с помощью цитат и рассуждений, мы приходим к тому, что совокупности поистине не имеют собственного существования, как и «я» не имеет собственного существования: оно пусто.Необходимо это понимать.