Б1 Б4. О том, что внимательность – это основа отказа от негативного и укрепления позитивных впечатлений

А. О необходимости внимательности.

Б. О преимуществах внимательности.

Б1 Б4 А. О необходимости внимательности

Строфа 13

Как сказал Мудрец, внимательность – э

то источник нектара,

А беззаботность – источник смерти.

Поэтому, желая увеличить положительное,

Постоянно с преданностью упражняйся

во внимательности.

Средство очищения ума от пятен недостатков и обретения множества чистейших добродетелей – это внимательность.Она заключается в том, чтобы безошибочно и постоянно контролировать все действия тела, речи и ума. Это источникили отправная точка правильного образа жизни, поэтому она сравнима с лекарством или нектаромбогов. Ее противоположность – беззаботность – источник смертиили страдания. Так сказал Мудрециз рода Шакьев. Поэтомуразвивай то положительное, что еще не развито, и увеличивай то, что было приобретено ранее, следуя этому телом, речью и умом. Для этого важно постоянно упражняться во внимательности с преданностью и доверием.

Б1 Б4 Б. Опреимуществах внимательности

Строфа 14

Даже тот, кто поначалу был беззаботен,

Но потом стал проявлять внимательность,

Воссияет подобно луне, когда она не скрыта облаками.

Так было с Нандой, Ангулималой, Даршакой и Удаяной.

Даже обычный человек, который поначалу под влиянием порочных друзей был беззаботен, но позже обрел выдающихся друзей и стал проявлять внимательность, освободится от негативных впечатлений. Такой человек подобен сияющей полной луне, ясной, светлой и не скрытой облаками.

Так было с Нандой, который стал Прибежищем мира. Вначале обуреваемый сильными желаниями, со временем он принял монашество и обрел плод на пути архата. Ангулимала, пребывая во власти неведения и находясь под влиянием злобного мастера-небуддиста, учившего причинять вред другим, лишил жизни девятьсот девяносто девять человек. Однако после принятия монашества он также достиг уровня архата. Даршака, или Аджаташатру[7], терзаемый ненавистью, убил своего отца, Дхарма-короля Бимбисару, но позднее овладел внимательностью11 и очистился от этого проступка. Удаяна лишил жизни собственную мать, но потом глубоко сожалел об этом; он построил храм, почтительно поддерживал Сангху, и достиг уровня «вошедшего в поток». Все это примеры внимательности – наивысшего лекарства, позволяющего освободиться даже от самых тяжких негативных впечатлений.

Б1 Б5. О том, как практиковать терпение, приносящее счастье и покой, отказавшись от гнева и обиды

А. Как отказаться от гнева.

Б. Как отказаться от обиды.

Б1 Б5 А. Как отказаться от гнева

Строфа 15

Поскольку нет другого вида аскетизма,

который мог бы сравниться с терпением,

Не давай гневу ни малейшего шанса.

Отказавшись от гнева, достигнешь уровня

Более невозвращения.

Так сказал Будда.

Необходимо полагаться на терпение как на противоядие ненависти. Медитируй на терпение и избегай гнева по отношению ко всем живым существам, будь то друзья, враги или ни те ни другие. Поскольку нет другого вида аскетизма, превосходящего этот, не давай гневу ни малейшего шанса, какими бы ни были его объект, время или обстоятельства.

Отказавшись от гнева, обретешь временное счастье, превосходную внешность, а в конечном итоге – блаженство свободы, когда достигнешь уровня «более невозвращения».

Так сказал Будда.

Б1 Б5 Б. Как отказаться от обиды

Строфа 16

«Он меня обидел, ударил, победил,

Украл мое имущество».

Лелея такие мысли, попадешь в беду.

Тот, кто отказался от обиды, спит спокойно.

Когда возникает гнев, не следует за него держаться, немедленно гаси его. Некоторые думают так: «Он мой враг, он обидел меня или оскорбил грубыми словами; он нанес мне удар или побил прутьями; он оказался сильнее и победил меня; он украл мое имущество». Лелея такие мысли, попадешь в беду. Тот, кто отказался от обиды, приводящей к беде, проводит свой день в мире и спокойно спит ночью.

Б1 Б6. О том, что следует растворять негативные концепции, вместо этого сохраняя положительное состояние ума

Строфа 17

Пойми, что мысли подобны

Рисунку, сделанному на воде, земле или в камне.

Первое лучше всего для тех, у кого

сильны мешающие эмоции.

А последнее – для тех, кто стремится к Дхарме.

Мысли могут быть непостоянны, как рисунок на воде , более устойчивы, подобно рисунку на земле , или же постоянны, как линии, высеченные в камне . Нужно различать три вида такого подобия . Первый вид лучше подходит для вредных мыслей, вызванных мешающими эмоциями , например желанием. Мысли, подобные узору на воде, непостоянны и преодолимы с помощью противоядия непосредственно в момент их возникновения. Для тех, кто обладает доверием, сочувствием и стремится к Дхарме , последний вид подобия – линии, высеченные в камне – подходит более всего, поскольку полезные понятия неизменны и постоянны.

Б1 Б7. О том, что важно отказаться от негативной речи и всегда говорить мягко

Строфа 18

Победитель учил, что люди могут обладать

Тремя видами речи: приятная, правдивая

И ложная речь. Это можно уподобить

Меду, цветам и экскрементам.

Откажись от последнего.

Точно так же, как есть три вида ума, есть и три вида речи. Победитель учил, что люди могут обладать тремя видами речи. Приятные слова доставляют другим удовольствие, правдивые слова логичны и разумны, ложная речь неразумна. Таковы три вида речи, которыми обладают люди . Образно говоря, они подобны меду, цветам и экскрементам . Поскольку последнее – негативные слова и ложная речь, от них следует отказаться .

Б1 Б8. О том, что необходимо приучать себя к высочайшему поведению и отказаться от вредного телесного поведения

Строфа 19

Свет, стремящийся к свету;

Тьма, стремящаяся к тьме;

Свет, стремящийся к тьме;

Тьма, стремящаяся к свету —

Таковы четыре типа людей.

Будь человеком первого типа.

Есть также четыре разновидности правильного и неправильного телесного поведения. Тот, кто в этой жизни практикует полезное поведение, обретет хорошее тело в следующей жизни.

Такой человек подобен свету, стремящемуся к светуТот, кто пребывает в животном или в другом из низших миров и накапливает вредные поступки, будет переходить из одних низших миров в другие, следуя путем тьмы, стремящейся к тьме.Тот, кто в этой жизни, пребывая в мире людей или другом из высших миров, накапливает такие вредные действия, как убийство, перейдет из высших миров в низшие, следуя путем света, стремящегося к тьме.Тот, кто из ада или другого низшего мира переходит в состояние бога или человека, идет путем тьмы, стремящейся к свету. Таковы четыре типаличности.

Следует быть личностью только первого типаи идти от света к свету, имея превосходную основу человеческого тела в высшем мире, совершать множество полезных дел. Тогда тебя ждет счастье высших миров.

Б1 Б9. О необходимости общаться только с превосходными друзьями, отказавшись от дружбы с недобрыми людьми

Строфа 20

Пойми, что все люди подобны плодам манго.

Их можно отнести к следующим категориям:

«Незрелый, но выглядит зрелым»;

«созревший, но с виду незрелый»;

«Незрелый и с виду тоже незрелый»;

и «созревший и выглядит зрелым».

Таковы четыре возможные вида соответствия внешности людейих внутренней сути. Невозможно только по внешнему виду определить, хорош кто-то или плох. Полезно водить дружбу с теми людьми, чей внешний вид и внутренняя сущность находятся в гармонии. Например, некоторые плоды манговнутри незрелы,но снаружи выглядятабсолютно зрелыми.Другие внутри зрелы,но снаружи выглядят незрелыми.Есть такие, кто снаружи выглядит незрелыми так же незрелвнутри, и есть те, кто созрелизнутри и выглядит зрелымснаружи.

Когда поймешь,соответствует ли характер человека его внешнему поведению, физическому и словесному, отнесиего к одной из четырех категорий и води дружбу с тем, кто достиг зрелости и внешне, и внутренне, в ком эти качества неизменны и превосходны. Нужно обладать такой гармонией и самому.

Наши рекомендации