С энтузиазмом броситься к двери

Все эти великие преданные достигли такого высокого уровня энтузиазма, что ничто не могло отвлечь их от служе­ния Господу. Мы должны воспитывать свое сознание, избав­ляясь от всех соблазнов, которые затрудняют наше продви­жение к этой высшей цели. Это не значит, что мы должны отречься от всех и вся; это значит, что мы не позволяем ни­чему, кроме служения Господу, доминировать над нашим сознанием. Сомнения, привязанности и другие враги ума будут мешать нам ощутить эту высшую радость и восторг. Нам не будет хватать решимости даже в том случае, когда мы обращаем слишком много внимания на свои слабости и неудачи, поскольку вся наша энергия будет уходить на эти негативные мысли. Как подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (10.14.58), «материальный мир — это место, где нас на каждом шагу подстерегают страдания и опасности»: па-дам подам яд выпадам на тешам. Поэтому не следует вклады­вать всю свою энергию в эти вещи.

У каждого есть возможность подойти к двери, ведущей к преме. Мы хотим и сами подойти к этой двери, и привести к ней как можно больше людей. Мы не собираемся отменять своего возвращения из-за того, что кто-то потерял свой энту­зиазм. Мы хотим стать носителями энтузиазма, чтобы быть способными заражать им других. Но если даже мы не способ­ны одаривать других энтузиазмом, мы отнюдь не собираемся позволять кому-то опустошать нас, лишая возможности спа­стись и достичь мира вечной радости и восторга.

Вопросы и ответы

ВОПРОС: На определенных этапах духовного роста мы не можем пойти дальше, пока не решим ту или иную проблему. Влияют ли эти испытания на наш энтузиазм, и если вли­яют, то как нам сохранить свой энтузиазм и решимость?

ОТВЕТ: Временные приступы сомнений не отбивают энту­зиазма у серьезных преданных. Наоборот, такие преданные видят в проблемах возможность встретиться лицом к лицу с врагом и одолеть его. Враг проявился — энтузиазма стано­вится еще больше. Это значит, что нападки ума не могут сбить с толку преданных высшего уровня. Потрясения мо­гут происходить, но они не влияют на них коренным обра­зом. Они видят в них возможность разобраться со своими страхами, ложным эго и вожделением. Такие потрясения подвигнут их на достижение высшего уровня развития. С другой стороны, незадачливый человек или тот, кто стра­дает от низкой самооценки, столкнувшись с врагом, просто падет от его натиска, поскольку у него нет веры.

Бог прямо и косвенно отвечает за все, что случается с на­ми. Поэтому если в нашей жизни есть причины для расст­ройства, значит, у нас недостаточно веры в Верховного Гос­пода. Именно поэтому мы подчеркиваем, как важно совместить активные действия, настойчивость и энтузиазм с терпением. Следует активно исполнять свой долг и ждать, пока Господь в соответствии со Своим планом исполнит Свою часть «договора». Мы терпеливы, потому что верим, что Он выполнит Свое обещание.

Духовное восхождение не всегда идет гладко, но это не отпугивает тех, кто по-настоящему понял науку самоосо­знания. Такой человек попробует взглянуть на любое собы­тие как на проявление милости Господа. Видя, что Господь одарил нас милостью таким необычным способом, мы вос­пользуемся ею и используем для своего духовного роста. Ес­ли мы будем продолжать действовать с энтузиазмом, то выйдем из любой переделки более мудрыми и сильными.

Нет никаких оправданий потере энтузиазма. Даже если с на­ми случаются ужасные происшествия, у нас есть силы, что­бы действовать с энтузиазмом и учиться. Никаких обосно­ванных причин для апатии у нас нет и не будет. Так можно вкратце обобщить все, о чем мы говорили.

ВОПРОС: В начале Вы описывали два типа людей — тех, у кого есть неверно направленный энтузиазм, и тех, у кого его вообще нет. А бывает ли неверно направленный энтузи­азм у тех, кто живет духовной жизнью?

ОТВЕТ: Конечно, бывает. Помните, Рупа Госвами предосте­регает нас против чрезмерных усилий в достижении мир­ских целей, ради которых нужно потратить много времени и сил? На духовном пути мы можем порой отвлекаться на ложные цели. Также пратиштха (желание выгоды, призна­ния и славы) принуждает преданных служить ради удовле­творения своего ложного эго. Преданный загорается необы­чайным энтузиазмом, но все, что он хочет, — это почестей и славы. Таковы лишь некоторые примеры неверно направ­ленного энтузиазма. Когда преданный попадает в такие ло­вушки, Кришна помогает ему, устраивая прямо противопо­ложное. Вместо признания человек навлекает на себя позор и в конце концов осознает, что следует не просто занимать­ся преданным служением, но делать это в правильном умо­настроении. Однако если у человека нет необходимого об­щения и твердой веры, он захочет уйти, стоит лишь Кришне забрать награду. Необходимо достичь уровня безоговороч­ного и немотивированного преданного служения, если мы хотим когда-нибудь постучаться в дверь премы. Кришна мо­жет воодушевить нас, подарив почет и уважение, но когда Он сочтет нас достаточно зрелыми, то может отобрать это у нас, желая поглядеть, станем ли мы служить так же рьяно без награды.

Возьмем, к примеру, отношения двух возлюбленных. Они дарят свою любовь, служа друг другу, заботясь друг о друге и проявляя внимание друг к другу. Но вдруг один из них перестает служить и заботиться о другом, как раньше. Значит ли это, что его вторая половина также прекращает заботиться о нем? Или все же она продолжит, как и прежде, дарить ему любовь, желая сделать их отношения особенно сладкими? Подобно этому, Кришна в начале может отвечать нам, но когда Он как будто прекращает общаться с нами, Он просто хочет увидеть подлинную глубину нашей любви. Служим ли мы, чтобы добраться до богатств Господа, или действительно хотим развить настоящую любовь? Это глав­ная проблема у тех, кто следует процессам йога-мишра-бхак-ти, карма-мишра-бхакти или гъяна-мишра-бхакти. В этом случае бхакти смешана с желанием кармической деятельно­сти, стремлением к знаниям или попытками овладеть секре­тами йоги; поэтому она не обладает совершенной чистотой.

ВОПРОС: Может ли энтузиазм стать сам по себе неверно на­правленным? Если мы служим Господу лишь тогда, когда у нас есть настроение, это может удержать нас в обусловлен­ном состоянии. Похоже, для того, чтобы достичь уровня полного предания, мы должны быть способны продолжать свое служение даже в отсутствие вкуса и энтузиазма.

ОТВЕТ: Задайте себе такой вопрос: если у нас никогда не мо­жет быть обоснованных причин для потери энтузиазма, то зачем тогда Господь дал нам процесс садхана-бхакти? Внача­ле почти все служат из чувства долга, а не из энтузиазма; че­ловек на первых порах чувствует большую радость, если мо­жет трудиться в соответствии со своими наклонностями. Однако тот, кто серьезно намерен продвигаться в духовной жизни, находит способы с энтузиазмом выполнять свое слу­жение, даже если эта деятельность ему не по душе.

Можно свою работу направить в такое русло, что наши способности не будут подавлены. Возьмем, к примеру, биз­несмена; он действует, как вайшья, хотя чувствует большую склонность к деятельности брахмана. Если у него достаточно энтузиазма, он сможет проявить свою брахманическую природу, давая семинары по бизнесу, поскольку увидит в этом возможность, данную Кришной. Такие люди не заго­няют вглубь свои наклонности; напротив, они используют с полной отдачей ситуацию, в которую их поставил Господь. Так человек может применить свои способности даже в сфе­ре бизнеса. Он будет зарабатывать себе на жизнь, проводя семинары и курсы, и таким образом поддерживать свой эн­тузиазм, хотя на первый взгляд он не занимается делом, к которому питает природную склонность.

Мы ни в коей мере не хотим сказать, что вы должны за­ниматься чем попало, поскольку зачастую то, что нам при­ходит в голову, не имеет ничего общего с духовностью. Гос­подь может поместить нас в ситуацию, которая не соответствует нашим природным данным, однако если мы не сдаемся, это поможет нам переступить через порог завет­ной двери к преме. То, что на первый взгляд является пре­пятствием, может оказаться возможностью приблизиться к Верховной Личности Бога.

Какие бы обязанности на нас ни возлагались, мы будем вкладывать в их исполнение всю душу и одновременно с этим молить Господа о возможности предложить свои труды с любовью и полной отдачей. Таким образом, наша деятельность постепенно станет для нас больше, чем про­стое исполнение обязанностей. Например, я приехал в об­щину в Пенсильвании, чтобы помочь возродить ее; это ста­ло моим служением духовному учителю. Я знал, что ему хотелось бы этого. Сам бы я предпочел остаться в городе или основать совершенно новую сельскохозяйственную общину в другом месте. Но поскольку я принял это служение из чувства долга, я стал искать способы, как сделать его сво­им кровным интересом. По милости своего духовного учи­теля этот проект стал для меня родным. Я никогда не думал, что найду себя в деревенской обстановке, посреди бескрай­них просторов, где на протяжении многих километров не встретишь ни души. А теперь мне не терпится после моих поездок возвратиться сюда. Я объезжаю весь земной шар, но когда путешествия подходят к концу, меня охватывает ра­дость, что скоро я вернусь на эту живописную ферму в 400 акров. Большинство из своих книг я теперь пишу здесь. Вна­чале я принял это из чувства долга, но затем попытался за­интересованно и полностью войти в исполнение своих обя­занностей, взглянув на это как на возможность сделать подношение Богу и духовному учителю.

Временами какое-то служение может нам не нравиться, и, тем не менее, мы не должны ограничивать себя служени­ем, которое теперь вдохновляет нас. Мы не должны сми­ряться с тем, что у нас пропадает энтузиазм. Нужно искать источник энтузиазма в самой ситуации, что позволит нам со временем развить более постоянный и здоровый энтузиазм. Гуны материальной природы существуют не просто так; они покрывают нас и проявляются в многочисленных ликах, чтобы создавать врагов, препятствия, анартхи и застой. Прорваться сквозь такие «кордоны» мы сможем, лишь взра­стив в себе сильное желание делать то, что можно сделать сейчас. Но не надо забывать, что такая интенсивность не придет без твердой убежденности и упорства, что и есть эн­тузиазм.

Интересно заметить, что некоторые преданные, отдаю­щие все силы на поддержание здоровья, подвергаются са­мым серьезным заболеваниям. Мы порой вкладываем столько времени в свое здоровье, что упускаем возможность радоваться жизни прямо сейчас. Такая сосредоточенность на недугах может привести и к более серьезным последстви­ям. Это превращается в навязчивую идею. Нам известно, что тело рано или поздно разрушится, и как нелепо дово­дить себя до отчаяния постоянными размышлениями о сво­их недомоганиях! Мы, конечно, не закрываем глаза на свои болезни и лечимся, но выздоровление оставляем на волю Господа.

ВОПРОС: Должны ли мы видеть в ослаблении энтузиазма аскезу ума, которая укрепит нас, и мы сможем с честью вы­стоять в этот период нашей жизни? Ведь если мы стремим­ся лишь к тому, что нам нравится, мы станем избегать аскез ума, которые дают нам силу. Похоже, что надо стоически выдерживать такие периоды, даже если у нас не хватает эн­тузиазма.

ОТВЕТ: Мы не мазохисты и не садисты. Мы не наслаждаем­ся страданиями и не ищем сознательно бед на свою голову. «Бхагавад-гита» относит такие аскезы к гуне невежества. Но вы правы -- сила приходит благодаря аскезе. Мы видели, как духовные люди, которые пытались получше устроиться в жизни, со временем лишь разочаровывались. Преданные, которые, оказавшись в сложной ситуации, по своей прихо­ти оставляют служение, в результате начинают ненавидеть себя, ненавидеть других и даже сомневаться в Кришне. Те, кто только и делает, что пытается выжать какое-нибудь на­слаждение из занятий преданным служением и не хочет по­кидать свои «тихие гавани», так и не познают, что есть под­линная умиротворенность. Экстаз приходит из полной занятости и выхода из обыденности ради достижения нео­бычного. Бог намного выше обыденности.

Вспомните время, когда вы рисковали ради Господа, приезжая на какое-нибудь новое место. Разве вы не лучше сознавали Бога тогда? Некоторые домохозяева скатились до состояния, в котором вся их медитация направлена на сведе­ние концов с концами. Конечно, нам нужно заботиться об этом, но многие слишком вязнут в этих делах. Когда такое начинает происходить, отметьте, насколько вам становится скучно жить. Риск подразумевает аскезу. Хорошим пример риска — малыш, который, попытавшись первый раз встать на ноги, падает в объятия матери. Поскольку родители лю­бят своих малышей, они всегда готовы подхватить их, когда те идут на риск. Так и Господь всегда готов помочь нам, ког­да мы идем на риск, служа Ему. Мы должны бояться лишь одного — сомнений в том, что Верховный Господь подхва­тит нас, когда мы сделаем свой первый шаг.

Мы не собираемся делать глупости, но страстно хотим выйти за пределы обыденности. Все, о чем мы здесь говори­ли, подчеркивает важность следующих действий: мы долж­ны пользоваться благоприятными возможностями, поддер­живать свой энтузиазм и избегать всего, что будет мешать нашему воодушевлению. Это подразумевает добросовест­ную деятельность, но в своей основе это больше зависит от качества и количества нашей веры. Отсутствие веры есть од­на из причин апатии. Когда в нас пробуждается большая ве­ра, естественным образом пробудится и энтузиазм. Слиш­ком частые приступы апатии это не отсутствие энтузиазма, а отсутствие веры. Недостаток веры влечет за собой ментальную деградацию и недостаток правильных действий, что, в свою очередь, лишает нас милости. Больше милости мы получаем, когда наша вера укрепляется (что ук­репляет и наш энтузиазм). В результате мы будем более на­стойчиво и целеустремленно заниматься благотворной дея­тельностью. Интересно заметить, что когда мы теряем энтузиазм, нам хочется больше милости, но милость не приходит таким образом.

Несмотря на то, что нам необходим энтузиазм, мы не должны истязать себя или пытаться исскуственно усугуб­лять свое положение. Вместо этого мы должны пристальней взглянуть на то, что нам нужно исправить. Признать, что страдаем, но затем попросить о помощи. Нам хочется выго­вориться, поскольку у нас сомнения или сложности во взаи­моотношениях, но мы должны делать это так, чтобы наш собеседник помог нам развить больше энтузиазма. Именно так мы открываем друг другу свои сердца и мысли.

ВОПРОС: Как Вы сказали, мы не мазохисты и должны пони­мать важность ухода от крайностей. Но чья это задача — ис­кать такой баланс? Самого человека, старших наставников, гуру или Кришны? Чьего вмешательства мы должны ждать?

ОТВЕТ: И тех, и других, и третьих. В наши обязанности вхо­дит выполнять служение, следовать духовным принципам, воспевать святое имя, молиться, а также помогать и служить другим. Наша энергия должна направляться в эти сферы де­ятельности. Наши старания что-то построить, организовать или чем-то управлять — лишь полдела; сущностью духовной жизни является зависимость от милости Кришны, по чьей воле наши старания могут принести всходы, а могут и кануть в небытие. Сварупа-лакшана, или главный признак вайшнава, заключается в том, что он всецело уповает на Господа.

Однако зависимость от милости не означает, что нам нужно стать бездеятельными, равнодушными или безмозг­лыми. Это означает, что мы должны стать взаимозависимы­ми. Если наша зависимость заключается в том, что мы си­дим и ждем, пока перед нами «предстанет» милость Кришны, то будем ждать на протяжении всех 8 400 000 ви­дов жизни. Если мы декларируем независимость и сомнева­емся в доступности милости, то потерпим поражение, по­скольку не способны победить майю только силой своего разума и своих способностей. Майя обожает, когда кто-то попадается в эту ловушку. Другими словами, твердая вера и неослабное желание делать все от нас зависящее должны сочетаться со способностью оставлять исход дел на волю Кришны. Мы делаем все необходимое, чтобы подойти к две­ри, а затем терпеливо ждем милости и возможности пере­ступить через порог. Кришна сделает Свое дело — откроет дверь и проводит нас внутрь.

Это сложно, но возможно. Вот почему у нас есть садху, шастры и гуру. Когда бы у нас ни появились сомнения, мы должны сверяться с каждым из этих авторитетов. Если мы сделали это, но допустили ошибку, то ответственность ло­жится на их плечи. Если же мы не сверяемся с садху, шастра-ми и гуру и доверяем своим мыслительным способностям, то столкнемся со множеством проблем. Более того, если мы не­дооцениваем силу майи, у нас также будут проблемы. Если гадхудают нам необдуманные советы, если шастры разъясне­ны слишком туманно, а гуру дает нам наставления, до кото­рых мы явно еще не доросли, ответственность опять же ло­жится на них. Ответственность лежит на обеих сторонах. И все же, если советы, наставления и разъяснения правиль­ные, Кришна через них пошлет нам Свои благословения, по­скольку мы действовали по указанию истинных авторитетов.

Когда мне надо было приехать на ферму в Пенсильва­нии, я взвешивал все «за» и «против» и имел множество оп­равданий для того, чтобы не брать на себя эту ответствен­ность. У меня были свои планы; кроме того, когда я сверился с садху и шастрами, оправданий оказалось еще больше. Но затем я сложил свои вопросы к стопам своего Духовного учителя. Оправдания сразу улетучились, поэтому я принял служение. Теперь, даже если ничего особенного я здесь не достигну, то не буду расстраиваться, потому что Действую под верным руководством.

Если у нас нет достаточной веры в садху, шастры и гуру, мы наверняка станем действовать без их разрешения, по­скольку не воспримем их наставления всерьез. В результате такое отношение определит некоторые из наших поступков и неудач, что явится причиной утраты энтузиазма и замед­лением духовного взросления. В наши дни, особенно с раз­витием компьютерных технологий, мы можем найти любое высказывание из писаний, которое будет говорить в пользу того или иного взгляда. Более того, на свете существует та­кое множество вайшнавов, и у всех — различные уровни ос­мысления и устремлений. Что бы вы ни хотели сделать или провозгласить, вам удастся найти группу людей, которые поддержат вас. Таким образом, прийти к какому-то опреде­ленному выводу становится все трудней и трудней.

Пока у нас есть свой гуру, мы должны сверяться с ним, и когда гуру дает нам наставления, мы должны применять свой разум и понять, как правильно следовать ему. Если по каким-либо причинам это наставление окажется неправиль­ным, нам все равно не о чем волноваться. Конечно, если он дает нам наставления, идущие вразрез с проверенными принципами духовной жизни, или сам перестает следовать тем или иным правилам, мы не должны следовать ему. Но если он соединен с парампарой и верен своему духовному наставнику, нашей обязанностью будет следовать его на­ставлениям, а обязанностью Кришны будет даровать нам благословения. Иначе Кришна оказался бы лжецом. Если мы следуем процессу, который дал нам Кришна, то Он, как и обещал, окажет нам всестороннюю поддержку.

Все сводится к отношениям Бога и живого существа. Чем больше у нас веры во Всевышнего, тем больше Он проявля­ется в наших жизнях самым непостижимым образом. Наше­му энтузиазму не будет конца. Господь может проявиться да­же в словах пьяницы. Наверное, кто-то из вас имел такой опыт, когда из уст пьяного слышал слова, заставившие вас глубоко задуматься. В «Шримад-Бхагаватам» рассказывается история об одном авадхута-брахмане, для которого гуру ста­ли питон, слон, пчелы и другие. Наблюдая за муравейником, мы можем научиться сотрудничеству. Мы можем поучиться у коров, павлинов и других живых существ. Сложности воз­никают, когда у нас пропадает вера в садху, шастры и гуру. К сожалению, у нас есть проблемы со всеми тремя авторите­тами, и Господу известно об этом. Вот почему в Кали-югу Он дал нам этот процесс — сосредоточиться на воспевании свя­тых имен Бога ради очищения нашей внутренней и внешней жизни, чтобы расти невзирая на сомнения и слабости и про­должать орошать лиану нашей преданности.

Рупа Госвами и Вишванатха Чакраварти оставили свои предостережения, чтобы мы могли избежать того, что раз­рушит наш энтузиазм и всю нашу духовную жизнь. В их книгах мы найдем целые списки анартх (нежелательных ка­честв) и апарадх. В своих лекциях я очень много говорю об анартха-нивритти, удалении «сорняков», вредных привы­чек и тому подобном. Тот, кто долго слушает кассеты с эти­ми лекциями, не должен пугаться этого. Кому-то, может быть, вообще захочется избегать моего общества, поскольку я только и говорю о том, чего следует избегать. Кто-то мо­жет спросить, почему я не уделяю большого внимания выс­шим духовным эмоциям, но секрет в том, что когда анарт-хи искоренятся, не останется ничего, кроме высшего. Именно из-за анартх, сорняков, мы не можем испытать высшего вкуса и эмоций.

Разумеется, мы должны постоянно слушать рассказы о духовном мире и играх Господа, поскольку это дарует эн­тузиазм. Мы не хотим приуменьшать важность слушания о цели, но также должны знать, чего следует избегать. По­скольку гуны материальной природы опутали нас, важнее слушать о том, как освободиться от них. Именно поэтому Шрила Прабхупада неустанно повторяет основы филосо­фии. Снова и снова он заставляет нас вспомнить, что мы —-не тело, а духовные существа, которые используют это тело. Просто разговоры о высшем не освободят нас, если нам не­ведомо, как избавиться от низшего. Мы не можем прыгнуть сразу от начальной ступени шраддхи к последней — преме. Ачаръи говорят о постепенных шагах, которые мы должны делать, и, как обсуждалось в этой главе, одним из основных принципов является поддержание энтузиазма.

Глава пятая

йато йато нишчалати

манаш чанчалам астхирам

татас тато нийамйаитад

атманйева вашам найет

«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и бес­покойный по природе, йог всегда должен возвра­щать его под власть своего истинного «Я»

(«Бхагавад-гита», 6.26).

НЕ ТЕРЯТЬ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

В поисках сути

Тот, кто старается быть внимательным, сможет проник­нуть в суть всех вещей. У каждого существа и у каждой сти­хии есть своя дхарма, или природная сущность, но высшей сущностью всех и вся является Верховная Личность Бога. Более того, Бог так волшебно изобретателен, так хитро скрывает Себя и так необычайно разнообразен, что призна­вать и благодарить Его на каждом шагу может лишь в выс­шей степени внимательный человек. Иными словами, быть внимательным — значит видеть Кришну, Бога, всегда и во всем. Для этого следует признать за Богом право быть кем Он хочет и общаться с нами так, как Он того пожелает.

Принимая нас под Свою опеку, Верховный Господь ос­тавляет за Собой право обучать нас, делая нам суровые за­мечания, или ласково ободрять нас. Мы же, со своей сторо­ны, должны внимательно следить за тем, как Он постоянно руководит всем, — и не только во время исполнения риту­алов или в разговоре с духовными людьми, но буквально на каждом шагу, беспрестанно. Задача состоит в том, чтобы всегда оставаться чутким к присутствию Бога и вести себя так, чтобы раз за разом все яснее ощущать Его присутствие.

В результате мы, невзирая на внешние обстоятельства, по­степенно начнем закрепляться на уровне самадхи, духовно­го транса.

Иногда мы слышим о людях, которые неуклонно идут ко все более глубоким состояниям сознания, а также о тех, кто осмысливает вещи с более зрелых позиций. В нашу эпоху такие способности скоро будут цениться на вес золота, ибо, когда мировой порядок начнет меняться, экономика ру­шиться и беды наваливаться одна за другой, люди, не спо­собные погружаться в трансцендентное состояние и воспри­нимать жизнь на более зрелом уровне, окажутся в самом незащищенном и опасном положении. У некоторых будут такие депрессии, что они захотят покончить с жизнью. Бо­лее того, с нарастанием мощи рекламы, которая обещает не­сбыточные чувственные удовольствия и рисует воздушные замки, все больше людей не сможет найти в себе силы про­тивостоять той разочарованности, что приносит им жизнь, если не начнет осмысливать духовные предметы и не полу­чит реальные подтверждения существования Бога.

Люди, не способные вырваться за рамки мирской религи­озности и окунуться в духовность, потерпят поражение в по­пытках достичь глубоких духовных переживаний. В результа­те их поглотит пучина материальной культуры, демонической пропаганды и укоренившихся заблуждений, которые станут источником уныния, тревог и безнадежности. Чтобы избе­жать этих разрушительных последствий, мы хотим подробно обсудить, каким же образом видеть Бога повсюду. Вот что го­ворит Сам Кришна в «Бхагавад-гите» (10.10):

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и пре­данностью, Я наделяю разумом, который помога­ет им прийти ко Мне».

Наряду с этим, как мы уже упоминали в четвертой кни­ге «Духовного воина» и в этой книге, Кришна советует Сво­им преданным полностью погрузиться в поклонение Ему:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру мам эвайшйаси йуктвайвам

атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Пол­ностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне»

(«Бхагавад-гита», 9.34).

Кришна, который есть не кто иной, как Сам Бог, просит нас постоянно думать о Нем. Бог — это надежный источ­ник, и Его совет намного важнее советов консультантов, тренеров или других источников информации.

Кришна четко говорит нам, какие мысли и идеи должны занимать наш ум. Однако человек, получив эти ценные на­ставления, может задаться вопросом, а как же ему следовать им. Как можно всегда оставаться сознающим Бога и беспрес­танно думать о Нем? Такое постоянное памятование о Боге, кажущееся с первого взгляда непосильной задачей, является сущностью духовной жизни. Стоит нам лишь развить спо­собность постоянно думать о Верховной Личности Бога, а также о Его имени, облике, играх, деяниях, слугах и посла­ниях любви, как мы шаг за шагом войдем в Его окружение и, как это часто бывает, очень быстро поднимемся до уровня, на котором непосредственно испытаем на себе Его благословения. Все эти благоприятные возможности появляются просто благодаря памятованию о Боге, особенно когда такие размы­шления подкрепляются нашими действиями.

Достояния Бога

В «Бхагавад-гите» Кришна в нескольких стихах описыва­ет, каким образом Он присутствует повсюду, а в седьмой главе объясняет, как всё покоится на Нем:

маттах паратарам нанйат

кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протай

сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужи­нам, нанизанным на нить»

(«Бхагавад-гшпа», 7.7).

Здесь Господь подтверждает, что все сущее в конечном счете покоится на Нем. Сюда входит абсолютно все — все существа, все эмоции, все знание, вся деятельность, все на­строения и все богатства; все покоится на Всевышнем или происходит из Него. Развив постоянную внимательность, мы сможем каждый миг яснее ощущать Бога и общаться с Ним. Влияние внешних обстоятельств ослабнет, поскольку мы соединим свое сознание с Богом и будем всегда помнить, что Он рядом с нами, — даже на работе, дома или на улице.

В «Бхагавад-гите» (7.6) Кришна продолжает эту мысль:

этад йонини бхутани

сарванитй упадхарайа ахам

критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха

«В этих двух природах берут начало все сотворен­ные существа. Знай же, что Я — начало и конец всего в этом мире, который суть соединение мате­рии и духа».

Внимательность, как мы уже говорили, — это ощущение присутствия Господа повсюду; это значит взирать на окру­жающий мир как ча Его проявление, видеть в Нем вмести­лище всего сущего. Внимательность также означает, что мы ставим себя в положение принимающего и ощущающего: мы принимаем благословения Бога и Его благоприятные энергии. В нашей повседневной деятельности, когда мы едим, пьем, спим, совокупляемся или защищаемся, мы мо­жем видеть все это в связи с Кришной, помня о Его словах:

раса 'хам апсу каунтейа прабхасми шаши-сурйайох

пранавах сарва-ведешу шабдах кхе паурушам нришу

«О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог ом в ведических мантрах. Я — звук в эфире и талант в человеке»

(«Бхагавад-гита», 7.8).

Кришна дает нам множество возможностей помнить о Нем. Когда мы глядим на солнце, совершающее свой путь в космосе, то можем вспомнить, что эта огненная планета является оком Всевышнего. Эта несложная концепция при­сутствия Кришны может сопровождать нас в потоке днев­ных забот и даже одарить чувством защищенности, если мы действуем правильно, поскольку отдаем себе отчет в том, что Бог видит наши старания подружиться с Ним и повиноваться Ему.

Что еще более важно, все эти проявления суть выраже­ние любви Бога к нам. Кришна излучает Свою любовь в форме солнечных лучей, которые исцеляют, очищают, ус­покаивают и освещают. Если мы можем помнить об этом и позволяем этой идее проникнуть в каждый уголок своего сознания, у нас сама собой, безо всяких усилий, возрастет любовь к Всевышнему, поскольку мы будем чувствовать ис­креннюю благодарность за Его заботу и защиту. Как только такие мысли примут устойчивый характер, нам будет легче следовать рекомендациям Вед, ибо мы с восхищением пре­клоним свой слух к речам Бога, которые одновременно и по­учительны, и успокаивающи.

Услышав от Кришны: «Я -- свет солнца и луны, Я - слог ом в ведических мантрах. Я — звук в эфире и талант в человеке», мы можем более полно каждую минуту ощу­щать Его присутствие. Восхищаясь различными талантами в человеке, мы можем увидеть, что источником этих талан­тов является Бог. Когда мы наблюдаем то или иное великое достижение, талант, качество или красоту, вместо того, что­бы позволять временным носителям этих даров сбивать нас с пути истинного, мы можем вспомнить Господа, который обладает всеми этими замечательными качествами в полной мере. Мы также можем вспомнить Его необычайную щед­рость и великодушие, которое Он проявляет, свободно де­лясь Своими качествами с другими.

Более того, раздавая эти дары Своим детям, друзьям и возлюбленным, Бог никоим образом не истощается и не уменьшается. Кришна Сам говорит об этом:

йад йад вибхутимат саттвам

шримад урджитам эва ва

тат тад эвавагаччха твам

мама теджо- 'мша самбхавам

атха ва бахунаитена

ким джнатена таварджуна

виштабхйахам идам критснам

экамшена стхито джагат

«Знай же, что все чудесное, прекрасное и величест­венное в этом мире — лишь искра Моего великоле­пия. Но стоит ли, о Арджуна, много говорить об этом? Одной Своею частью Я пронизываю и поддер­живаю всю вселенную»

(«Бхагавад-гита», 10.41-42).

Наши повседневные домашние заботы или работа, кото­рая может показаться скучной и бесперспективной, обретут новый смысл благодаря новому осознанию, ибо мы увидим их в связи с тем или иным аспектом Творца.

Те из нас, кто питает слабость к различным ароматам, могут наслаждаться Господом, проявленным в этой форме. Кришна снова говорит в «Бхагавад-гите» (7.9):

пунйо гандхах притхивйам ча теджаш часми вибхавасау дживанам сарва-бхутешу тапаш часми тапасвишу

«Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизм всех аскетов».

Даже чувство запаха может привести нас к размышлени­ям об энергии или аспекте Бога. У всего есть свой аромат, за­пах или излучение, а изначальный аромат исходит от земли. Этот стих описывает дхарму, или сущность, того или иного объекта, например, жара огня или аромата земли. Сущност­ная природа, иными словами, предназначение любого предмета, всегда имеет своим истоком Господа.

биджам мам сарва-бхутанам виддхи партха санатанам буддхир буддхиматам асми теджас теджасвинам ахам

«О сын Притхи, знай же, что Я — изначальное се­мя всех существ, разум разумных и мощь могу­чих»

(«Бхагавад-гита», 7.10)

Мы видим необычайные проявления силы и разума по всему миру, но писания объясняют, что единым верховным источником их всех является Кришна: кришнас ту бхагаван сваям. Бог есть источник всех воплощений, экспансий и от­дельных существ. По всему творению люди без устали ищут богатство, знание, красоту, отречение, славу и могу­щество, но когда они достигают своих целей, объявляется некто, у кого этих достояний оказывается еще больше. Од­нако есть тот, кто находится выше этих состязаний, у кого все качества проявлены в полной мере и кого никто не мо­жет превзойти. Так мы можем восхищаться Богом как обла­дателем великих достояний и качеств. Его сила, слава, кра­сота, богатства, знание и отречение в бесконечной степени превосходят идентичные качества у любого существа в ми­роздании.

Размышляя о том или ином проявлении величия в тво­рении, мы можем увязать эти аспекты с высшим Творцом. Видя различные шакти, или энергии, мы должны пони­мать, что все они проистекают от шактимана, Изначально­го Владыки энергий:

балам балаватам чахам кама-рага-виварджитам дхармавируддхо бхутешу камо 'сми бхаратаршабха

«Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая зако­нам религии, о предводитель Бхарат»

(«Бхагавад-гита», 7.11).

йе чаива саттвика бхава

раджасас тамасаш ча йе матта эвети тан виддхи на тв ахам тешу те майи

«Знай лее, что все состояния бытия, будь то в бла­гости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в сто­роне от всего. Я не подвластен гунам природы — но они подвластны Мне»

(«Бхагавад-гита», 7.12)

Господь ясно говорит, что все исходит из Него; и вместе с тем, Он остается независимым и пребывает за пределами собственного творения. Таков трансцендентный аспект Бога.

«Хорошо, мой милый, хорошо»

Сейчас мне хотелось бы поделиться несколькими строка­ми из второй части своей книги «Нищий», озаглавленной «Хорошо, мой милый, хорошо». Я хочу помочь вам принять науку о внимательности ближе к сердцу. Мы хотим теснее связаться с трансцендентным, чтобы нарастающая деграда­ция и противоречия в мировом сообществе не так сильно беспокоили нас. Внимательность — это мощное оружие, ко­торым мы хотим поделиться с вами; оно поможет вам вы­жить духовно и даже обеспечит материальную стабильность.

В этих молитвенных историях повествуется, как предан­ный старается быть внимательным и в награду слышит сло­ва одобрения от объекта своей любви. Когда те, кто дорог нам, делают что-то хорошее, мы хотим, чтобы они увидели свои заслуги. Нам радостно, что своими поступками они де­лают свою жизнь светлей, и это, в свою очередь, помогает нам стать частью их победы. Если кто-то нам безразличен, мы можем даже не заметить его замечательных дел и долго еще не решимся выразить свое восхищение. Но когда нам не все равно, мы порадуемся, что поступки наших любимых в конечном итоге благоприятно скажутся на их собственном благополучии. Мы чувствуем своего рода удовлетворение, зная, ч<

Наши рекомендации