Шесть принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазму

Рупа Госвами дает нам шесть принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелому бхакти и непременно на­градит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов пер­вой стоит утсаха:

утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхйати

«Существует шесть принципов, следование кото­рым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен:

1) действовать с энту­зиазмом,

2) быть уверенным в своих действиях,

3) проявлять терпение,

4) следовать регулирую­щим принципам (таким, как шраванам киртанам вишнох смаранам — слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем),

5) отказаться от общения с непреданными,

6) идти по стопам великих ачарьев прошлого.

Придержи­ваясь этих шести принципов, человек, несомнен­но, добьется успеха в чистом преданном служе­нии» («Нектар наставлений», текст 3).

1. Действовать с энтузиазмом. Если мы не проявляем рве­ния в своей деятельности, то можем готовиться к еще од­ному материальному телу, поскольку недостаток рвения указывает на порабощение нас врагом. Вопрос состоит в следующем: позволим ли мы ему полностью уничто­жить нас или сделаем все необходимое, чтобы уничто­жить его?

2. Быть уверенным. Если мы неуверенны, то не станем с го­товностью и верой следовать за гуру, садху и шастрами. Это приведет к тому, что мы начнем выдумывать что-то свое и в конце концов сойдем с пути.

3. Проявлять терпение. Энтузиазм и устремленность ука­зывают на то, что мы радостно предвкушаем свое буду­щее, но вместе с тем мы должны проявлять терпение.

Каким образом эти два состояния уживаются вместе? С одной стороны, если у нас не хватает терпения и мы просто прокладываем себе путь одним своим энтузиаз­мом, то забудем о том, что Кришна — Высший Управля­ющий. Вместо того, чтобы признать за Кришной право устраивать все по Своей воле, мы будем злиться, когда желаемое не будет исполняться согласно нашему плану. С другой стороны, если мы прекратим действовать с эн­тузиазмом и будем просто сидеть и ждать от Господа ми­лости, то наше сознание ослабнет и станет открытым для врагов ума. Мы начнем сомневаться, а стоит ли вообще стремиться к нашей цели. Мы должны испытывать энту­зиазм и духовную жажду, оставаясь в то же самое время терпеливым. Мы должны с пылом браться за служение, как будто от этого зависит сама наша жизнь, но не забы­вать при этом, что Кришна и Его слуги сделают все для нас в соответствии со временем, местом и обстоятельст­вами. Например, служащий трудится не покладая рук с уверенностью, что начальник ответит на его старания соответствующей зарплатой. Он знает, что обещанный чек будет выдан, стоит ему лишь упорно работать. Этот пример поможет нам решить кажущееся противоречие между энтузиазмом и терпением.

4. Следовать регулирующим принципам. Регулирующие принципы — это наше лекарство. Если больному поста­вили верный диагноз, то соответствующие лекарства и режим будут играть первостепенную роль в его выздо­ровлении. Регулирующие принципы предписаны наши­ми ачаръями и играют важнейшую роль в нашем благо­получии.

5. Отказ от общения с непреданными. Стремительно про­двигаясь по духовному пути, мы должны обращать особое внимание на то, как влияют на нас люди, поддавши­еся депрессии, подавленности, чувству вины, гневу, тре­вогам и еще многим последствиям деятельности врагов ума. Если во время войны ваш сослуживец стал трусом или предателем, сможете ли вы беззаботно общаться с ним и раскрывать ему свое сердце и душу? Этот чело­век превратился в пособника врага. Подобным же обра­зом, если вы находитесь рядом с тем, кто болен заразной болезнью, вы должны соблюдать особые меры предосто­рожности. Вот почему это наставление (отказ от обще­ния с непреданными) является практическим соображе­нием. Если мы хотим достичь цели, то должны тщательно выбирать круг общения.

6. Следовать по стопам предыдущих ачаръев. Нам нужно изучить жизни своих предшественников, которые до­стигли успеха на пути бхакти. Мы хотим следовать им, но не подражать.

Эти шесть принципов пробудят в нас чистые духовные эмоции, обогащенные культурой бхакти. Неверно направ­ленный энтузиазм приведет человека к неприятностям, в то время как верно направленный энтузиазм поможет нам обуз­дать свой ум и чувства, а не служить им, подобно бесправно­му рабу. Вот что сказано в комментариях к этому тексту из «Нектара наставлений»: «Нам следует отнестись к возможно­сти вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиаз­мом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в ма­териальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художни­ку — каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузи­азм подразумевает деятельность — но ради кого? Ответ таков: Действовать следует только для Кришны.

Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на ра­зум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в слу­жении Господу абсолютно все (нирбандха кришна-самбандхе юктам ваирагъям учьяте). Преданное служение -- это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежа­щая в основе духовной жизни».

Мы не сможем следовать остальным принципам, если у нас нет энтузиазма. Уровень энтузиазма будет своего рода барометром, по которому мы можем сверять свой прогресс.

Признаки успеха

Когда преданный достигает стадии бхавы, или экстаза пре­данности, в его жизни начинают преобладать девять видов деятельности. Эта стадия наступает, когда пройдены все пре­дыдущие ступени, а именно: шраддха (вера), садху-санга (об­щение с преданными), бхаджана-крия (практическое предан­ное служение под руководством духовного учителя), анартха-нивритти (очищение от нежелательных препятст­вий и оскорблений), ништха (стабильность), ручи (ярко про­явленный вкус к духовной деятельности) и асакти (сильная привязанность к Господу). Пройдя через асакти, преданный достигает стадии бхавы, которая предваряет прему, высшую стадию совершенства жизни. Бхава может проявиться только по прошествии предыдущих стадий, поскольку она невоз­можна без стабильности, а стабильность, в свою очередь, не приходит к тому, у кого нет постоянного энтузиазма.

Представьте себе лифт, который везет вас с первого эта­жа на последний. Вы проезжаете множество уровней, нако­нец, дверь открывается, и вы выходите. Бхаву, экстаз, можно сравнить с этой открытой дверью; этот экстаз раз и навсег­да разрушит все оставшиеся у вас преграды и анартхи. На этой стадии преданный проходит через последнее очище­ние, что позволяет душе вступить в духовную сферу и ис­пытать прему. А теперь мы рассмотрим признаки человека, подошедшего к этой двери, чтобы осознать силу энтузиаз­ма. Арджуна в «Бхагавад-гите» тоже интересуется этим во­просом и спрашивает Кришну, как человек, преодолевший материальную природу, ходит, разговаривает и ведет себя. Как нам узнать такого человека, и какова внутренняя жизнь такого человека? Вот список признаков, по которым ачаръи определяют человека, преодолевшего материальную приро­ду и «стучащего в дверь премы». Про такого человека гово­рят, что он укрепился в бхаве.

1. Авъяртха-калатвам. Использование времени в служе­нии Господу. Задумаемся, как мы используем свое время? Если мы тратим его на пустяки, враги ума наверняка ста­нут активнее.

2. Кшанти.Спокойствие, или способность не терять при­сутствия духа среди потрясений. Это перекликается со вторым принципом, данным Рупой Госвами, — твердой убежденностью, то есть уверенностью в действиях.

3. Виракти. Равнодушие к объектам удовлетворения чувств. Мы не собираемся гасить свой энтузиазм, но мы также не хотим взращивать нездоровый энтузиазм. Сле­дует отказаться от плохого, чтобы достичь хорошего.

4. Мана-шунъята. Отсутствие гордыни. Гордыня — это се­рьезный враг, который мешает экстазу. Воспрепятство­вать распространению этого врага и даже его появлению может антибиотик под названием «Смирение».

5. Аша-бандха. Надежда на то, что Господь прольет Свою беспричинную милость на нас. Человека, горящего энту­зиазмом, не остановят даже препятствия, которые кажутся непреодолимыми и бесконечными. У такого человека ес­тественным образом развивается оптимизм, и он пыта­ется каждый поворот судьбы использовать для роста и служения. Он находит способы преодолеть препятст­вия или сложности и не позволяет себе поддаваться их диктату, который порой проявляется в том, что человек начинает считать себя неудачником.

6. Самуткантха. Сильное стремление служить Господу. Не имеет значения, где они находятся, с кем живут и ка­кими богатствами обладают, — такие преданные всегда стремятся испытать чистую любовь к Богу.

7. Нама-гане сада ручи. Постоянное влечение к воспева­нию святых имен Бога. Преданный на этой ступени бха-вы не может прожить ни минуты, не взывая к Господу. Такие преданные постоянно готовят себя к новым ощу­щениям и при этом всегда помнят о цели. Они понима­ют, что, желая достичь цели, нужно поставить себя в та­кое положение, чтобы быть способным воспринять милость. Они стараются привлечь внимание тех, кто мо­жет одарить благословениями и пролить на них свою милость; так они достигают успеха.

8. Асактис тад-гунакхъяне. Привязанность к прославле­нию Господа и обсуждению Его качеств. Славя лилы, иг­ры Господа, они постепенно поднимаются на уровень, на котором сами могут принять в них участие.

9. Притис тад-васати стхале. Желание жить в святых местах, где Господь проводил Свои игры. Человек, стоя­щий у заветной двери, уже прошел все предварительные стадии и заслужил возможность присоединиться к веч­ным спутникам Господа в духовном царстве. Такие пре­данные стремятся жить в святых местах поломничества, ибо готовы к откровениям и не хотят ждать, пока оставят свое материальное тело. Все еще оставаясь в материаль­ном теле, они принимают прибежище у духовной энер­гии, чтобы полностью погрузиться в служение. Так они естественным образом защищают себя от апатии и неже­лательного общения. Находясь в духовной обстановке, они путешествуют или остаются на какое-то время в ме­стах, где проходили те или иные игры Господа. Так они обретают право ступить за порог той заветной двери.

Истории из священных книг

В писаниях приводится множество историй о великих людях, познавших эти стадии экстаза. Они могли постоян­но испытывать духовный энтузиазм благодаря випраламбхе (чувству разлуки) и самбхоге (чувству, испытываемому при встрече). Эти чувства находят свое высшее выражение в природной деятельности души, когда она с энтузиазмом вовлекается во всевозможные события, встречи и пережива­ния. Духовная жизнь немыслима без счастья и энтузиазма. В царстве Бога нет места тоске, подавленности, тревогам или унынию. Если мы по-прежнему испытываем все эти пере­живания, навязанные нам врагами ума, следует понимать, что мы еще не готовы постучаться в дверь премы. Ключом к этой двери будет бхава, поскольку она исполнена энтузи­азма и экстаза, причиной которых становится освобождение от всех нежелательных анартх. В таком состоянии человек наконец может ощущать свое изначальное «Я». Сейчас мы расскажем несколько историй из ведических писаний, в ко­торых говорится о проявлении энтузиазма.

САМОЕ ВКУСНОЕ УГОЩЕНИЕ

Видура, один из чистых преданных Господа, пригласил Кришну, направлявшегося в Хастинапур, отдохнуть в своей маленькой хижине. Господь с радостью согласился пожить в небольшом доме Своего дорогого преданного, хотя Дух-шасана предлагал Ему свой огромный дворец. Усадив Кришну, Видура почувствовал такое воодушевление и ра­дость от того, что Кришна находится рядом с ним, что стал вместо очищенных бананов кормить гостя кожурой от них. Он просто забылся в любви и экстазе и не заметил своей оп­лошности. Что же сделал Кришна? Он стал жадно поедать кожуру и нахваливать угощение, так был поражен столь сильным проявлением любви Видуры и его желанием по­служить Ему. Он с энтузиазмом принял подношение Свое­го шуддха-бхакты, чистого преданного. Когда у нас будет та­кой уровень энтузиазма, Кришна ответит нам тем же. Даже если наше подношение не будет самым правильным или со­вершенным, мы достигнем успеха — в силу нашей любви.

ЛЮБОВЬ ПРЕДАННОГО

Однажды жена Судамы, бедного брахмана, который ког­да-то учился вместе с Кришной, послала своего мужа про­сить помощи у Господа, поскольку они еле сводили концы с концами. И вот Судама пришел к Господу; но из-за того, что почувствовал большое воодушевление от самой возможно­сти лицезреть Его, он забыл исполнить просьбу жены. Он был рядом со своим дорогим другом, и ничего другого ему было не нужно. Однако Кришна так обрадовался, что спус­тя столько лет увидел Своего друга детства, что одарил его несметными богатствами и сокровищами. Кришна всегда следует своему обещанию, данному в «Бхагавад-гите» (9.22):

ананйаш чинтайанто мам

йе джанах парйупасате

тешам нитйабхийуктанам

йога-кшемам ванамй ахам

«Тем, кто всегда поклоняется Мне с непоколеби­мой преданностью, сосредоточив свой ум на Мо­ем духовном образе, Я даю то, чего у них нет, и со­храняю все, чем они владеют».

Он всегда готов помочь нам, если мы готовы принять Его помощь.

КАК ЗАБЫВАЮТ О НЕВОЗМОЖНОМ

В 1893 году Джаганнатха дас Бабаджи, прославленный вайшнавский святой и подвижник, путешествовал по раз­личным местам паломничества. Он был уже в очень пре­клонном возрасте, и его слуги должны были носить его на себе, поскольку сам он уже не мог ходить. Однако стоило ему добраться до места рождения Господа Чайтаньи, кото­рое незадолго до этого обнаружил Бхактивинода Тхакур, как он вскочил и принялся танцевать в экстазе. Он так воодуше­вился, что преодолел свою физическую немощь и подтвер­дил таким образом, на радость всем вайшнавам, что это дей­ствительно было местом рождения Господа Чайтаньи. Так благодаря энтузиазму мы можем совершить невозможное.

ВОСТОРЖЕННЫЙ ЭНТУЗИАЗМ

Топи намного превзошли стадию бхавы, но на их приме­ре мы можем понять, куда нас может привести энтузиазм. Их пример позволяет нам стать свидетелем удивительных событий в духовном мире, в котором каждый миг — это ве­ликая возможность подарить свою любовь Божественной Чете и получить любовь от Них.

«Луна появилась в небе, и Кришна еще сильнее захотел танцевать с гопи. Лес благоухал цветами, и все вокруг дарило прохладу и праздник. Стоило лишь Кришне заиграть на Сво­ей флейте, как все гопи во Вриндаване замерли в изумлении.

Полная луна, розовый горизонт, спокойная, прохладная ат­мосфера и распустившиеся цветы лишь усилили их влече­ние к мелодиям флейты. Все гопи, не ведая почему, были без ума от красоты Кршины, и как только услышали звук Его флейты, не смогли скрыть свое желание удовлетворить Его чувства.

Едва заслышав флейту Кришны, они тут же бросили свои занятия и устремились туда, где Он ждал их. Они бежа­ли не разбирая дороги, а их серьги раскачивались в такт их движениям. Они все кинулись к месту, известному как Вамшиват. Некоторые гопи доили коров, но побросали ведра, так и не успев наполнить их целиком, и тоже побежали к Кришне».

Можно вспомнить наши сельскохозяйственные общи­ны, где мы доим коров и обрабатываем землю, ожидая при этом с энтузиазмом, что вот-вот заслышим колокольчики Кришны и Его флейту. Следует выполнять свое служение и предвкушать это событие, зная, что Кришна может от­крыть нашему взору духовный мир, когда мы достигнем глубокой преданности. Он с энтузиазмом примет нас, отве­тив на наш энтузиазм.

«Некоторые гопи уже надоили молоко и поставили его кипятиться на плиту, но, не заботясь о том, что молоко пе­рекипит и выльется, они тут же отправились на встречу с Кришной. Другие кормили грудью своих малышей, а тре­тьи накладывали пищу своим домочадцам, но все они бро­сили свои занятия и не теряя времени бросились на звук флейты Кришны».

Даже если мы не заняты непосредственным служением, нам следует постоянно быть погруженными в мана-севу, преданное служение в уме. Мы должны быть всегда готовы к приглашению Кришны, чтобы, когда Он действительно позовет нас, тут же помчаться к Нему. Если наш ум неправильно настроен, мы не услышим Его зов или будем так по­глощены чем-то другим, что упустим возможность сокро­венного служения Господу.

«Некоторые гопи прислуживали своим мужьям, а другие в это время ели, но, не заботясь более ни о мужьях, ни о еде, они тут же покинули свои дома. Многие гопи хотели надеть украшения и нарядиться, но не успели, поскольку им не тер­пелось встретиться с Кришной сей же час. Их лица были на­крашены кое-как, они не знали, какую сторону лица накра­сили, а какую нет; некоторые даже перепутали верхнюю одежду с нижней».

Даже во время еды мы не должны терять бдительности. Разве, услышав зов Кришны, мы ответим: «Подожди немно­го, я еще не доел свой творожник, я приду немного позже»? Нет. Даже вкушение пищи должно стать одной из форм ме­дитации и служения, при которой мы почитаем остатки со стола Господа. Разве, услышав зов Кришны, мы ответим: «Да, да, иду, только вот браслетик застегну»? Нет. Когда Он зовет, мы должны тут же, не задумываясь, побежать навст­речу Господу. Мы не собираемся так погружаться в зараба­тывание денег для Кришны, что не будем слышать Его зова. Мы зарабатываем деньги, но делаем это в должном созна­нии. Когда мы предлагаем арати, т.е. поклоняемся Господу, то не собираемся так погружаться в соблюдение последова­тельности предметов или количество круговых движений, что не услышим Его зова. Чтобы достичь подлинного энту­зиазма, нам следует развивать как внешнюю, так и внутрен­нюю зрелость. Все, что гопи делали или говорили, было свя­зано исключительно со служением Кришне; вот почему, когда Он позвал их, они не теряли ни минуты — они знали, что им делать. Поскольку каждый их шаг был посвящен Кришне, ничто не могло помешать им вступить в близкое общение с Ним.

Наши рекомендации