На выполнение всего цикла отводится 15–20 минут.
Дополню, что это упражнение можно делать не только в парах, но и в малых группах до 6 человек, где каждый участник уделяет внимание какой-то одной части тела лежащего.
Вопросы к шерингу: Что вы чувствовали в процессе упражнения? Получилось ли отпустить контроль?
Дыба
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция
Это упражнение тоже из телесно-ориентированной терапии. Несмотря на страшное название, при правильности выполнения это упражнение может быть очень приятным. Однако его не следует делать людям с заболеваниями позвоночника и травмами.
Один из партнеров лежит на спине «звездой», откинув руки вверх. Второй берет его за руки чуть выше запястий и, наблюдая за его дыханием, на вдох плавно тянет руки вверх, на выдох ослабляет натяжение. За дыханием проще следить, наблюдая за подъемом живота и диафрагмы. Начните дышать в одном ритме с лежащим партером, подстройтесь под него. Не ведите его, а следуйте за ним. Оба дышите со звуком.
Перейдите к ногам, возьмитесь за голени, и также на его вдохе потяните ноги на себя, на выдохе ослабьте натяжение. И так несколько раз.
Это упражнение так же можно выполнять в тройках, вытягивая руки и ноги одновременно.
Упражнение длится 5–10 минут для каждого участника.
Вопросы к шерингу: Как изменилось ваше состояние после упражнения?
Расширение контекста
Участвует вся группа одновременно.
Инструкция
Возможно, у вас в жизни есть ситуация, которая для вас дискомфортна и которую вы сейчас не можете изменить. Сконцентрируйте свое внимание на этой ситуации. Где вы ее ощущаете в своем теле? Что это за ощущение? На что оно похоже? Наблюдайте за тем, как это ощущение распространяется по телу. Не отрицая симптома, вы мысленно расширяете его. И вот ощущение уже заполняет ваше тело. Теперь оно перерабатывается всем телом. Вы можете использовать весь ресурс вашего тела.
Упражнение длится 5 минут.
Вопросы к шерингу: Что изменилось в вашем отношении к дискомфортной ситуации? Как вы ее теперь воспринимаете?
Визуализация
Почувствуйте, как медленно вы погружаетесь в воду. С каждым выдохом все глубже и глубже. Вы касаетесь мягкого илистого дна. Это дно реки. И течение осторожно начинает тянуть вас по дну. Над вами толща воды. И вы видите, как где-то наверху по поверхности реки проплывают опавшие листья. Они складываются в узоры, образы, сюжеты. Что вы видите?
Течение тянет вас дальше. И вы наблюдаете, как деревья погружают в реку свои ветви. На одном из деревьев висит вниз головой человек. Его волосы касаются воды, его глаза открыты, и в них отражается река, ее дно и вы, проплывающий мимо. Ваши взгляды встречаются. Что вы чувствуете, глядя в глаза Повешенному? В какой-то момент вы делаете вдох и захлебываетесь ледяной водой. Отталкиваетесь от дна и быстро выныриваете на поверхность. Что вы видите? В каком мире вы оказались? С этими впечатлениями постепенно возвращайтесь.
Смерть. Изменение
Описание Аркана
Артур Уэйт (Памела Смит), в отличие от художников-предшественников, изображают на этой карте четыре фигуры, встречающих всадника Апокалипсиса на бледном коне. Это четыре реакции на встречу со смертью: социальные достижения повержены (фигура Императора), вера трепещет в поклонении (фигура Жреца), чувства бессильны и парализованы (фигура Женщины), любопытство находится в радостном возбуждении (фигура Ребенка).
Можно считать себя особенным, уникальным. Думать, что «все умирают, но ведь я – не такой, как все, значит, я никогда не умру». Можно стремиться быть «хорошим», ведь смерть настигает только «плохих». Можно верить в высшую защиту и в вечную жизнь, в перевоплощения или в загробный мир, но всем своим существом ощущать, что каждый раз, уходя, возвращается кто-то другой. А ты все еще строишь планы на завтрашний день?
В западной культуре, ориентированной на успех, смерть приравнивается к неудаче, проигрышу. Она представляется нам злой, жестокой, увечащей силой. Этот образ с детства поселяется в нашей душе. И ужас маленького ребенка живет в бессознательном взрослого. Когда-то мне часто снился такой сон: чудовище-Смерть преследует меня. Я бегу от него из последних сил, но оно догоняет меня. Я захлопываю на пути все двери, но оно, как параллельная реальность, проходит сквозь двери и стены. Оно настигает меня и делает со мною то, что давно собиралось сделать. И тогда я сама становлюсь чудовищем. Всесильным и спокойным. Расту и расширяюсь в пространстве. Растворяюсь в игривой реке, ароматной земле, холодном воздухе – в прекрасном ликовании жизни.
Романтизация смерти и ухода; заигрывание с Танатосом, единственным богом, не любящим даров; увлечение эстетикой безобразного – все это дает нам иллюзию неограниченной свободы. Но, встречаясь со смертью, невозможно остаться неизменным. Проходя жизненные кризисы, мы становимся кем-то другим.
* * *
«Смерть напоминает нам, что существование не может быть отложено», и мы переходим «из состояния, в котором мы задаемся вопросом каковы вещи, в состояние потрясенности тем, что они есть»
(И. Ялом)
Символы
Бледный конь или белая лошадь – у разных народов символ смерти.
Короли – стяжатель славы, власти и богатства.
Священник – вера в загробное существование.
Женщина – отрицание смерти.
Ребенок – интерес к метаморфозам жизни и смерти.
Белая роза на знамени – мертвая застывшая красота. В виде перевернутой пятиконечной звезды – символ дьявола, в мире которого есть смерть.