Сверьтесь с эталонами ответов и оцените проделанную работу.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Цели самостоятельной работы:
1. Систематизировать и закрепить знания по теме: «Общая фармакология»
Основные вопросы фармакокинетики. Основные вопросы фармакодинамики»
Контрольные вопросы по теме:
1. Значение терминов «фармакокинетика» и «фармакодинамика».
2. Пути введения лекарственных веществ.
3. Характеристика энтеральных и парентеральных способов введения лекарственных средств.
4. Всасывание и распределение лекарственных веществ в организме, понятие о биологических барьерах.
5. Биотрансформация лекарственных веществ в организме.
6. Пути выведения лекарственных веществ.
7. Основные понятия фармакодинамики: фармакологический эффект, механизм действия, виды действия лекарственных веществ, рецепторная теория.
8. Понятие о дозах. Виды доз.
9. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ.
10. Изменение действия лекарственных средств при длительном приёме. Феномен отмены.
11. Комбинированное применение лекарственных средств.
12. Виды отрицательного действия лекарственных веществ на организм.
13. Виды лекарственной терапии.
Учебная литература:
М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2009 стр. 47-76
Опорный конспект лекции по теме.
Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с целями самостоятельной работы и контрольными вопросами по изучаемой теме.
2. Повторите учебный материал по теме.
3. Выполните практические задания, записи производите на линованных строчках и предоставленных таблицах, ответы на тестовые задания обводите кружком.
4. Сверьтесь с эталоном ответов, отметив в квадратиках баллом «1» верный ответ и «0» неверный. Подсчитайте количество набранных баллов и оцените выполненную работу.
Желаю успеха!
Задание № I
Укажите номера, под которыми представлены нижеперечисленные процессы, изучаемые в разделах: ФАРМАКОКИНЕТИКА -_________________________________
ФАРМАКОДИНАМИКА-_________________________________
- Всасывание лекарственных веществ
- Механизм действия лекарственных веществ
- Распределение лекарственных веществ в организме
- Метаболизм лекарственных веществ
- Выведение лекарственных веществ из организма
- Фармакологические эффекты
- Виды действия лекарственных веществ
- Дозирование лекарственных веществ
- Способы введения лекарственных веществ в организм.
- Изменение действия лекарств при повторном введении
- Комбинированное действие лекарств
Максимальное число баллов за задание № I – 2; набрано - _____ баллов
Задание № II
А) Подберите соответствие:
1. Энтеральные пути введения а) минуя пищеварительный тракт
2. Парентеральные пути введения б) через пищеварительный тракт
Б) Дайте определение следующим способам введения лекарств:
- Пероральный - _____________________________________
- Сублингвальный - __________________________________
- Ректальный - _______________________________________
- Ингаляционный - ___________________________________
- Субарахноидальный (эндолюмбальный) –
___________________________________________________
- Внутривенный - _____________________________________
В) Выберите пути введения лекарственных веществ, относящиеся к энтеральным: _________________________________________________
парентеральным :______________________________________________
1) пероральный, 2) ингаляционный, 3) внутримышечный, 4) подкожный, 5) ректальный, 6) сублингвальный, 7) внутривенный, 8) субарахноидальный, 9) при помощи электрофореза.
Максимальное число баллов за задание № II – 10; набрано - ____ баллов
Задание № III
Расставьте в пустых столбцах таблицы перечисленные ниже способы введения лекарств согласно данной характеристике:
Пути введения лекарственных веществ:
внутривенный
ректальный
пероральный
Способ введения | Краткая характеристика |
А) | 1) наступление эффекта через 15-30 минут; 2) зависимость всасывания от характера пищи и кислотности желудочного сока; 3) поступление в общий кровоток, подвергнувшись биотрансформации в печени; 4) невозможность использования при бессознательном состоянии и нарушенном акте глотания у пациента; |
Б) | 1) быстрое, почти мгновенное наступление эффекта; 2) 100% биодоступность препарата; 3) возможность введения раздражающих растворов; 4) возможность введения больших количеств жидкости; 5) незаменимость в экстренных ситуациях; 6) возможность использования при бессознательном состоянии; 7) строгое соблюдение правил асептики и антисептики; |
В) | 1) быстрое развитие эффекта; 2) попадание в системный кровоток, минуя печень; 3) возможность непосредственного воздействия на прямую кишку при её заболеваниях; 4) отсутствие необходимости в соблюдении правил асептики и антисептики; 5) удобство применения в детской и гинекологической практике; |
Максимальное число баллов за задание № III – 3; набрано ______ баллов
Задание № IV.
Укажите, какие из перечисленных ниже лекарственных форм:
водные растворы нераздражающего характера;
водные раздражающие растворы;
масляные растворы и эмульсии;
суспензии.
можно вводить:
а) под кожу - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
б) в мышцу - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) внутривенно - ___________________________________________________
_________________________________________________________________
Максимальное число баллов за задание № IV – 3; набрано - ____ баллов
Задание № V
Найдите и подчеркните неверное утверждение:
1. Биотрансформация - 1) процесс превращения лекарственного вещества в новое соединение (метаболит), легко выводимое почками;
2) осуществляется при помощи микросомальных ферментов в печени; 3) приводит к снижению активности и продолжительности действия препарата;
4) может привести к усилению активности препарата;
5) является следствием накопления препарата в организме;
6) зависит от возраста, состояния печени, действия принимаемых одновременно лекарств.
7) у мужчин протекает интенсивнее, чем у женщин, так как процессы
метаболизма у них регулируются мужским половым гормоном
Максимальное число баллов за задание № V – 1; набрано - _____ баллов
Задание № VI
Внесите в пустые столбцы таблицы перечисленные ниже пути выведения лекарственных веществ из организма соответственно их значению в лечебной практике:
Пути выведения лекарственных веществ:
через кожу с секретом потовых желёз;
через кишечник;
с грудным молоком;
через почки с мочой;
через лёгкие с выдыхаемым воздухом.
Пути выведения ЛС | Значение в лечебной практике |
I __________________ __________________ __________________ __________________ | а) при отравлении лекарствами и другими химическими веществами назначение мочегонных; в тяжёлых случаях применение аппарата «искусственная почка»; б) при патологии (заболевании) почек тщательный выбор лекарственных препаратов во избежание вредного воздействия на почки; |
II __________________ __________________ | частая смена нательного белья, ежедневный душ или влажные обтирания для профилактики кожного зуда и сыпи; |
III _________________ _________________ | возможность ускорения выведения лекарств при их передозировке путём назначения слабительных |
IV _____________________ __________________ | осторожность в выборе лекарств для кормящей матери во избежание отравления ребёнка; |
V ______________________ _______________________ ___________________ | а) возможность развития воспаления лёгких и бронхов из-за раздражающего действия препарата; б) появление специфического запаха в помещении; |
Максимальное число баллов за задание № VI – 5; набрано _______ баллов
Задание № VII
Определите виды действия препарата (главное и побочное) в каждой конкретной ситуации:
1. Снижение высокого артериального давления у больного с гипертонической болезнью после приёма в течение месяца эналаприла а)_________________________________
Появление сухого навязчивого кашля на фоне лечения эналаприлом б) _______________________________________________
2. Появление болей в области желудка и тошноты после недельного регулярного приема аспирина у больного с артритом (воспаление суставов) а) ____________________________
и одновременное исчезновение признаков воспаления (краснота, отечность, боли)
б)_____________________________________________
3. Уменьшение признаков удушья у больного бронхиальной астмой после внутривенного введения эуфиллина а) ________________________________________________
Одновременное наступление резкой слабости, потемнение в глазах, холодный пот
б) ____________________________________________________________
Максимальное число баллов за задание № VII – 3; набрано - _____ баллов
Задание № VIII
Выберите единственно правильный ответ:
1. БАРЬЕР НА ПУТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ
1) гематоофтальмический
2) гематоэнцефалический
3) плацентарный
4) трансмембранный
2. ШИРОТА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВА – ДИАПАЗОН МЕЖДУ ДОЗАМИ
1) минимальной и максимальной терапевтической
2) минимальной терапевтической и минимальной токсической
3) средней терапевтической и летальной
4) высшей терапевтической и летальной
3. ОСЛАБЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ЛЕКАРСТВА ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИЁМЕ НАЗЫВАЕТСЯ
1) кумуляция
2) привыкание (толерантность)
3) пристрастие (зависимость)
4) идиосинкразия
4. НАКОПЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВА В ОРГАНИЗМЕ -
1) кумуляция
2) абстиненция
3) привыкание
4) тахифилаксия
5. БОЛЕЗНЕННОЕ НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ЛЕКАРСТВУ - ЭТО
1) привыкание
2) лекарственная зависимость
3) синергизм
4) антагонизм
6. АБСТИНЕНЦИЯ -
1) накопление лекарства в организме
2) синдром лишения очередной дозы лекарства
3) ослабление действия препарата
4) непереносимость препарата
7. ИДИОСИНКРАЗИЯ -
1) аллергическая реакция на лекарство
2) быстрое привыкание к лекарству
3) болезненная тяга к лекарству
4) врождённая генетически обусловленная непереносимость лекарства
8. ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ
1) возникает в ответ на первый приём лекарства
2) зависит от вводимой дозы
3) не зависит от дозы
4) является следствием кумуляции лекарства
9. СИНЕРГИЗМ -
1) взаимодействие лекарственных веществ, приводящее к усилению эффекта
2) ослабление эффекта в результате взаимодействия лекарств
3) несовместимость лекарственных препаратов
4) взаимное уничтожение лекарств
10. АНТАГОНИЗМ -
1) способность одного лекарства ослаблять эффект другого
2) усиление эффекта одного лекарства с помощью другого
3) превращение лекарства в неактивную форму в печени
4) привыкание к лекарству
11. ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВА, ПРИВОДЯЩЕЕ К РОЖДЕНИЮ УРОДА -
1) тератогенное
2) канцерогенное
3) аллергическое
4) необратимое
Максимальное число баллов за задание № 9 – 11; набрано ______баллов
Оценка «5» за 38 – 34 балла
«4» за 33 - 30 баллов
«3» за 29 – 27 баллов
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ.
Задание № I
ФАРМАКОКИНЕТИКА - 1, 3, 4, 5, 9 ФАРМАКОДИНАМИКА - 2, 6, 7, 8, 10, 11
Задание № II
А) 1 → б); 2 → а);
Б) 1 – через рот;
2 – под язык;
3 – через прямую кишку;
4 – через дыхательные пути;
5 – в спинно-мозговой канал;
6 – в вену;
В) энтеральные – 1); 5); 6); парентеральные - 2); 3); 4); 7); 8); 9);
Задание № III
А) пероральный Б) внутривенный В) ректальный
Задание № IV.
а) под кожу - водные растворы нераздражающего характера, масляные растворы и эмульсии;
б) в мышцу - водные растворы нераздражающего характера, масляные растворы и эмульсии, суспензии;
в) внутривенно – водные растворы нераздражающего характера, водные раздражающие растворы.
Задание № V
5)
Задание № VI
I – через почки с мочой;
II – через кожу с секретом потовых желёз;
III – через кишечник;
IV – с грудным молоком;
V – через лёгкие с выдыхаемым воздухом.
Задание № VII
1. а) главное б) побочное
2. а) побочное б) главное
3. а) главное б) побочное
Задание № VIII
1 – 2); 2 – 2); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 2); 6- 2);
7 – 4); 8 – 3); 9 – 1); 10 – 1); 11 – 1);
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Цели самостоятельной работы:
1. Систематизировать и закрепить знания по теме: «Общая фармакология»
Основные вопросы фармакокинетики. Основные вопросы фармакодинамики»
Контрольные вопросы по теме:
1. Значение терминов «фармакокинетика» и «фармакодинамика».
2. Пути введения лекарственных веществ.
3. Характеристика энтеральных и парентеральных способов введения лекарственных средств.
4. Всасывание и распределение лекарственных веществ в организме, понятие о биологических барьерах.
5. Биотрансформация лекарственных веществ в организме.
6. Пути выведения лекарственных веществ.
7. Основные понятия фармакодинамики: фармакологический эффект, механизм действия, виды действия лекарственных веществ, рецепторная теория.
8. Понятие о дозах. Виды доз.
9. Факторы, влияющие на действие лекарственных веществ.
10. Изменение действия лекарственных средств при длительном приёме. Феномен отмены.
11. Комбинированное применение лекарственных средств.
12. Виды отрицательного действия лекарственных веществ на организм.
13. Виды лекарственной терапии.
Учебная литература:
М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2009 стр. 47-76
Опорный конспект лекции по теме.
Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с целями самостоятельной работы и контрольными вопросами по изучаемой теме.
2. Повторите учебный материал по теме.
3. Выполните практические задания, записи производите на линованных строчках и предоставленных таблицах, ответы на тестовые задания обводите кружком.
4. Сверьтесь с эталоном ответов, отметив в квадратиках баллом «1» верный ответ и «0» неверный. Подсчитайте количество набранных баллов и оцените выполненную работу.
Желаю успеха!
Задание № I
Укажите номера, под которыми представлены нижеперечисленные процессы, изучаемые в разделах: ФАРМАКОКИНЕТИКА -_________________________________
ФАРМАКОДИНАМИКА-_________________________________
- Всасывание лекарственных веществ
- Механизм действия лекарственных веществ
- Распределение лекарственных веществ в организме
- Метаболизм лекарственных веществ
- Выведение лекарственных веществ из организма
- Фармакологические эффекты
- Виды действия лекарственных веществ
- Дозирование лекарственных веществ
- Способы введения лекарственных веществ в организм.
- Изменение действия лекарств при повторном введении
- Комбинированное действие лекарств
Максимальное число баллов за задание № I – 2; набрано - _____ баллов
Задание № II
А) Подберите соответствие:
1. Энтеральные пути введения а) минуя пищеварительный тракт
2. Парентеральные пути введения б) через пищеварительный тракт
Б) Дайте определение следующим способам введения лекарств:
- Пероральный - _____________________________________
- Сублингвальный - __________________________________
- Ректальный - _______________________________________
- Ингаляционный - ___________________________________
- Субарахноидальный (эндолюмбальный) –
___________________________________________________
- Внутривенный - _____________________________________
В) Выберите пути введения лекарственных веществ, относящиеся к энтеральным: _________________________________________________
парентеральным :______________________________________________
1) пероральный, 2) ингаляционный, 3) внутримышечный, 4) подкожный, 5) ректальный, 6) сублингвальный, 7) внутривенный, 8) субарахноидальный, 9) при помощи электрофореза.
Максимальное число баллов за задание № II – 10; набрано - ____ баллов
Задание № III
Расставьте в пустых столбцах таблицы перечисленные ниже способы введения лекарств согласно данной характеристике:
Пути введения лекарственных веществ:
внутривенный
ректальный
пероральный
Способ введения | Краткая характеристика |
А) | 1) наступление эффекта через 15-30 минут; 2) зависимость всасывания от характера пищи и кислотности желудочного сока; 3) поступление в общий кровоток, подвергнувшись биотрансформации в печени; 4) невозможность использования при бессознательном состоянии и нарушенном акте глотания у пациента; |
Б) | 1) быстрое, почти мгновенное наступление эффекта; 2) 100% биодоступность препарата; 3) возможность введения раздражающих растворов; 4) возможность введения больших количеств жидкости; 5) незаменимость в экстренных ситуациях; 6) возможность использования при бессознательном состоянии; 7) строгое соблюдение правил асептики и антисептики; |
В) | 1) быстрое развитие эффекта; 2) попадание в системный кровоток, минуя печень; 3) возможность непосредственного воздействия на прямую кишку при её заболеваниях; 4) отсутствие необходимости в соблюдении правил асептики и антисептики; 5) удобство применения в детской и гинекологической практике; |
Максимальное число баллов за задание № III – 3; набрано ______ баллов
Задание № IV.
Укажите, какие из перечисленных ниже лекарственных форм:
водные растворы нераздражающего характера;
водные раздражающие растворы;
масляные растворы и эмульсии;
суспензии.
можно вводить:
а) под кожу - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
б) в мышцу - ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) внутривенно - ___________________________________________________
_________________________________________________________________
Максимальное число баллов за задание № IV – 3; набрано - ____ баллов
Задание № V
Найдите и подчеркните неверное утверждение:
1. Биотрансформация - 1) процесс превращения лекарственного вещества в новое соединение (метаболит), легко выводимое почками;
2) осуществляется при помощи микросомальных ферментов в печени; 3) приводит к снижению активности и продолжительности действия препарата;
4) может привести к усилению активности препарата;
5) является следствием накопления препарата в организме;
6) зависит от возраста, состояния печени, действия принимаемых одновременно лекарств.
7) у мужчин протекает интенсивнее, чем у женщин, так как процессы
метаболизма у них регулируются мужским половым гормоном
Максимальное число баллов за задание № V – 1; набрано - _____ баллов
Задание № VI
Внесите в пустые столбцы таблицы перечисленные ниже пути выведения лекарственных веществ из организма соответственно их значению в лечебной практике:
Пути выведения лекарственных веществ:
через кожу с секретом потовых желёз;
через кишечник;
с грудным молоком;
через почки с мочой;
через лёгкие с выдыхаемым воздухом.
Пути выведения ЛС | Значение в лечебной практике |
I __________________ __________________ __________________ __________________ | а) при отравлении лекарствами и другими химическими веществами назначение мочегонных; в тяжёлых случаях применение аппарата «искусственная почка»; б) при патологии (заболевании) почек тщательный выбор лекарственных препаратов во избежание вредного воздействия на почки; |
II __________________ __________________ | частая смена нательного белья, ежедневный душ или влажные обтирания для профилактики кожного зуда и сыпи; |
III _________________ _________________ | возможность ускорения выведения лекарств при их передозировке путём назначения слабительных |
IV _____________________ __________________ | осторожность в выборе лекарств для кормящей матери во избежание отравления ребёнка; |
V ______________________ _______________________ ___________________ | а) возможность развития воспаления лёгких и бронхов из-за раздражающего действия препарата; б) появление специфического запаха в помещении; |
Максимальное число баллов за задание № VI – 5; набрано _______ баллов
Задание № VII
Определите виды действия препарата (главное и побочное) в каждой конкретной ситуации:
1. Снижение высокого артериального давления у больного с гипертонической болезнью после приёма в течение месяца эналаприла а)_________________________________
Появление сухого навязчивого кашля на фоне лечения эналаприлом б) _______________________________________________
2. Появление болей в области желудка и тошноты после недельного регулярного приема аспирина у больного с артритом (воспаление суставов) а) ____________________________
и одновременное исчезновение признаков воспаления (краснота, отечность, боли)
б)_____________________________________________
3. Уменьшение признаков удушья у больного бронхиальной астмой после внутривенного введения эуфиллина а) ________________________________________________
Одновременное наступление резкой слабости, потемнение в глазах, холодный пот
б) ____________________________________________________________
Максимальное число баллов за задание № VII – 3; набрано - _____ баллов
Задание № VIII
Выберите единственно правильный ответ:
1. БАРЬЕР НА ПУТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ
1) гематоофтальмический
2) гематоэнцефалический
3) плацентарный
4) трансмембранный
2. ШИРОТА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВА – ДИАПАЗОН МЕЖДУ ДОЗАМИ
1) минимальной и максимальной терапевтической
2) минимальной терапевтической и минимальной токсической
3) средней терапевтической и летальной
4) высшей терапевтической и летальной
3. ОСЛАБЛЕНИЕ ЭФФЕКТА ЛЕКАРСТВА ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИЁМЕ НАЗЫВАЕТСЯ
1) кумуляция
2) привыкание (толерантность)
3) пристрастие (зависимость)
4) идиосинкразия
4. НАКОПЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВА В ОРГАНИЗМЕ -
1) кумуляция
2) абстиненция
3) привыкание
4) тахифилаксия
5. БОЛЕЗНЕННОЕ НЕМОТИВИРОВАННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ЛЕКАРСТВУ - ЭТО
1) привыкание
2) лекарственная зависимость
3) синергизм
4) антагонизм
6. АБСТИНЕНЦИЯ -
1) накопление лекарства в организме
2) синдром лишения очередной дозы лекарства
3) ослабление действия препарата
4) непереносимость препарата
7. ИДИОСИНКРАЗИЯ -
1) аллергическая реакция на лекарство
2) быстрое привыкание к лекарству
3) болезненная тяга к лекарству
4) врождённая генетически обусловленная непереносимость лекарства
8. ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ
1) возникает в ответ на первый приём лекарства
2) зависит от вводимой дозы
3) не зависит от дозы
4) является следствием кумуляции лекарства
9. СИНЕРГИЗМ -
1) взаимодействие лекарственных веществ, приводящее к усилению эффекта
2) ослабление эффекта в результате взаимодействия лекарств
3) несовместимость лекарственных препаратов
4) взаимное уничтожение лекарств
10. АНТАГОНИЗМ -
1) способность одного лекарства ослаблять эффект другого
2) усиление эффекта одного лекарства с помощью другого
3) превращение лекарства в неактивную форму в печени
4) привыкание к лекарству
11. ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВА, ПРИВОДЯЩЕЕ К РОЖДЕНИЮ УРОДА -
1) тератогенное
2) канцерогенное
3) аллергическое
4) необратимое
Максимальное число баллов за задание № 9 – 11; набрано ______баллов
Сверьтесь с эталонами ответов и оцените проделанную работу.