Тема: Противовоспалительные средства, применяемые при суставных синдромах.

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов

· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма

· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;

· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Студент должен знать:

· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;

· классификацию изучаемых лекарственных средств;

· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;

· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.

Студент должен уметь:

· прописывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых противовоспалительных средств (гидрокортизон, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, флуметазона пивалат, кислота ацетилсалициловая, бутадион, ибупрофен, индометацин, пироксикам, диклофенак-натрий, напроксен, мелоксикам, хингамин, пеницилламин, кризанол),иммунодепрессантов(азатиоприн, циклоспорин),противоподагрических средств(аллопуринол, этамид),хондропротекторов(глюкозамин, хондроксид)при суставном синдроме;

· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать;

· расчитывать дозу и концентрацию препаратов;

· выбирать пути введения препаратов;

· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации;

· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов;

· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии;

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

4. Основные вопросы темы:

1. Противовоспалительные средства. Классификация.

2. Стероидные противовоспалительные средства (гидрокортизон, преднизолон,

дексаметазон, триамцинолон, флуметазона пивалат). Показания к применению.

Побочные эффекты.

3.Нестероидные противовоспалительные средства (кислота ацетилсалициловая,

бутадион, ибупрофен, индометацин, пироксикам, диклофенак-натрий, напроксен).

Классификация. Механизмы противовоспалительного действия. Влияние на синтез

простагландинов.

4.Сравнительная характеристика препаратов. Применение. Побочные эффекты.

Избирательный ингибитор ЦОГ2-мелоксикам.

5.Базисные противовоспалительные средства. Противовоспалительные средства

замедленного действия (хингамин, пеницилламин, кризанол). Особенности действия.

Показания к применению. Побочные эффекты.

6.Иммунодепрессанты общего и специфического действия. Механизм действия.

Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению

иммунодепрессантов. Осложнения иммунодепрессивной терапии (ранние и поздние).

7.Противоподагрические средства (аллопуринол, этамид). Классификация. Средства,

тормозящие образование мочевых конкрементов и повышающие их выделение

(урикозурические средства). Сравнительная характеристика препаратов.

8.Применение глюкокортикостероидов, нестероидных прпотивовоспалительных средств и

колхицина при острых приступах подагры. Возможные побочные эффекты

противоподагрических средств.

9.Хондропротекторы (глюкозамин, хондроксид). Сравнительная характеристика

препаратов. Механизм действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

10.Химиотерапевтические средства. Выбор химиотерапевтических препаратов в

зависимости от клинической картины и предполагаемого возбудителя.

11.Особенности применения средств при суставном синдроме в детской практике.

5. Методы обучения и преподавания:

· выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при суставном синдроме;

· решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;

· дискуссия-устный опрос;

· выполнение тестовых заданий;

· работа в малых группах;

· выполнение заданий из «Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии», стр. 327-345;

· составление фармакотерапевтических алгоритмов.

Механизм противовоспалительного действия мелоксикама

Таблица 1

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

Механизм противовоспалительного действия преднизолона

Таблица 2

 
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

3. Литература:

основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 750 с.

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии.,М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2005.-452с.

дополнительная:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2007. -591 с.

2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998, т. 1 596 с., т. 2 623 с.

3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .

4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 1999, 528с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1991. т. 1 656 с., т. 2 704 с.

6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2008.-1206 с.

7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. Д.Г.Грэхам – Дж.К.Аронсон, М.: Медицина, 2000, 552 с.

8. Михайлов И.Б., Клиническая фармакология. Санкт-Петербург, «Фалиант», 2002, 493 с.

9. Рациональная фармакотерапия ревматических заболеваний: Руководство для практикующих врачей/ Под общ. ред. В.А.Насоновой, Е.Л.Насоновой. – Литера, 2003.-506с.

4. Контроль:

Наши рекомендации