Тема: «Препараты, применяемые при гепатобилиарном синдроме»
Составитель:
к.м.н., профессор: _____________ Павлова Л.И.
Семей – 2009 г.
1. Тема: «Препараты, применяемые при гепатобилиарном синдроме».
2. Цель:
Научить:
· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,
· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов
· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия
· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма
· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;
· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
Студент должен знать:
· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;
· классификацию изучаемых лекарственных средств;
· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;
· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.
Студент должен уметь:
· прописывать рецептов на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (желчегонные средства таблетки «Аллохол», холензим оксафенамид, атропина сульфат, папаверина гидрохлорид, магния сульфат, эссенциале, легалон ) при определенных состояниях;
· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать
· расчитывать дозу и концентрацию препаратов
· выбирать пути введения препаратов
· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации
· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов
· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по по данному разделу фармакологии.
· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности
4. Основные вопросы темы:
1. Классификация желчегонных средств.
2. Принцип действия средств, усиливающих образование желчи.
3. Препараты, усиливающие выведение желчи.
4. Показания к применению
5. Использование препаратов растительного происхождения (цветки бессмертника песчаного, рыльца кукурузы, пижмы др.)
6. Средства, растворяющие холестериновые камни в желчном пузыре (хенодиол, урсодезоксихолевая кислота).
7. Гепатопроекторное действие витаминных препаратов. Показания к применению. Препараты растительного происхождения.
8. Выбор химиотерапевтических препаратов в зависимости от клинической картины и предполагаемого возбудителя.
5. Методы обучения и преподавания:
- выписывание рецептов на препараты, применяющиеся при ИБС
- решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при ИБС
- дискуссия-устный опрос
- выполнение тестовых заданий
- работа в малых группах.
- Выполнение задания из Руководства к лабораторным занятиям по фармакологии, стр.187 – 193: задание для самостоятельной работы, задачи 1V. 1.1- 1.6
- составление фармакотерапевтических алгоритмов
Механизм действия дегидрохолевой кислоты
Таблица 1
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия атропина сульфата
Таблица 2
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
Механизм действия эссенциале
Таблица 3
Уровень | Точка приложения | Эффекты |
1. Молекулярно-клеточный | ||
2. Тканевой или органный | ||
3. Системный или организменный |
6. Литература:
основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008.- 750 с.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2005.-452с.
дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2007. -591 с.
2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998, т. 1 596 с., т. 2 623 с.
3. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .
4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 1999, 528с.
5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология : в двух томах: Пер. с англ.- М.: Медицина, 1991. т. 1 656 с., т. 2 704 с.
6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2008.-1206 с.
7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. Д.Г.Грэхам – Дж.К.Аронсон, М.: Медицина, 2000, 552 с.
8. Михайлов И.Б., Клиническая фармакология. Санкт-Петербург, «Фалиант», 2002, 493 с.
7.Контроль: