Технология лекарственной формы с теоретическим обоснованием.

Твердая фаза составляет 1,2%. Терпингидрат, относится к группе гидрофобных лекарственных веществ с нерезко выраженными гидрофоб­ными свойствами. Поэтому для стабилизации суспензии требуется половинное количество стабилизатора — желатозы по отношению к массе терпингидрата. Для получения первичной пульпы терпингидрат и желатозу растирают в ступке с «солевым» раствором, объем которого составляет 1/2 массы смеси. Нашатырно-анисовые капли как лекарственное средство, содержащее эфирное масло, добавляют в последнюю очередь, предварительно разбавив их в отдельном стаканчике равным количеством «солевого» раствора.

В подставку отмеривают 90 мл очищенной воды, затем отмеривают на бюреточной установке 20 мл концентрированного раствора натрия гидро-карбоната 1:20 и 10 мл концентрированного раствора натрия бензоата 1:10.

15 ступку отвешивают 1,5 г терпингидрата и 0,75 г желатозы, приливают примерно 1 мл солевого раствора из подставки и диспергируют до обжалования однородной пульпы. Тонкую пульпу в 2—3 приема смывают и отпускной флакон. В отдельный стаканчик отмеривают 3 мл нашатырно - анисовых капель, смешивают с примерно равным количеством «соле­ного» раствора, затем частями при перемешивании добавляют в склянку для отпуска. Стаканчик ополаскивают готовой суспензией. Отпускной флакон взбалтывают и оформляют к отпуску.

1.7. Упаковка и оформление.

Флакон бесцветного стекла укупоривают плотно пластмассовой проб­кой с навинчивающейся крышкой. Наклеивает номер рецепта и этикетки «Внутреннее», «Хранить в прохладном месте», «Перед употреблением взбалтывать», «Беречь от детей».

1.8. Оценка качества.

— Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного Контроля и номер лекарственной формы соответствуют. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно.

— Правильность упаковки и оформления.

Объем флакона соответствует объему лекарственной формы. Миксту­ра укупорена плотно. Оформление соответствует приказу МЗ РФ №120 от 05.09.97.

— Ресуспендируемость. Суспензия восстанавливает равномерное рас­пределение частиц по всему объему при взбалтывании в течение 15 с.

— Объем микстуры 123+3,69 мл, что соответствует нормам допусти­мых отклонений (+.3%).

— Однородность частиц дисперсной фазы. Отсутствуют неоднородные

крупные частицы дисперсной фазы.

2. Возьми: Цинка окиси

Крахмала поровну по5,0

Глицерина 50,0

Воды дистиллированной 50 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Протирать пораженные места.

3. Возьми: Магния окиси 2,5

Раствора натрия гидрокарбоната 2% - 150мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке при изжоге.

4. Возьми: Магния окиси 2,0

Висмута нитрата основного 1,0

Воды дистиллированной 100мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 десертной ложке 4 раза в день.

5. Возьми: Висмута нитрата основного 2,0

Натрия гидрокарбоната 1,0

Воды дистиллированной 120мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

6. Возьми: Фенилсалицилата 3,0

Воды дистиллированной 200мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

7. Возьми: Сульфадимезина 2,0

Натрия бензоата 1 ,0

Глицерина 8,0

Воды дистиллированной 180 мл день.

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в

8. Возьми: Камфоры 2,0

Натрия бромида 2,0

Адонизида 15 мл

Воды дистиллированной 150 мл день.

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в

9. Возьми: Ментола 0,5

Натрия гидрокарбоната 0,5

Натрия хлорида 0,3

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Полоскание.

10. Возьми: Серы осажденной 6,0

Глицерина 15,0

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Протирать пораженные места

11 . Возьми: Раствора аммиака 20 мл

Спирта камфорного 10 мл

Натрия хлорида 0,5

Воды дистиллированной 70 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Примочка.

12. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2% 200 мл

Натрия бензоата 6,0

Нашатырно-анисовых капель 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 десертной ложке 4 раза в день.

13. Возьми: Натрия гидрокарбоната карбоната

Натрия салицилата по 1,0

Капель нашатырно-анисовых

Настойки пустырника по 3 мл мл

Сиропа сахарного 5 мл

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

14. Возьми: Кодеина фосфата 0,06

Раствора глюкозы 10% 100 мл

Настойки ландыша 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

15. Возьми: Серы осажденной 1,5

Глицерина 2,0

Раствора кислоты борной 2% 50

Смешай. Дай. Обозначь.

Втирать в кожу головы.

5. Лабораторная работа студентов.

Задания для выяснения исходного уровня знаний

1. При приготовлении суспензии состава: серы 2,0 г, воды дистилированной 100 мл студент в качестве стабилизатора использовал 2,0 желатозы. Правильно ли он поступил?

2. Приготовив суспензию, студент профильтровал лекарственную форму через фильтр. Дайте критическую оценку его действиям.

3. При изготовлении суспензии с серой студент измельчал ее с калий­ным мылом в ступке. Правильно ли он поступил?

4. На основании правила Дерягина студент измельчал теальбин с равным количеством жидкости. Дайте оценку его действиям.

5. При приготовлении суспензии конденсационным методом студент отмерил 10 мл настойки валерианы и прибавил к ней 120 мл раствора натрия бромида 1 %. Правильно ли он поступил?

6. При приготовлении суспензии, в состав которой входят тсрпингиды и раствор натрия бромида, студент измельчил в ступке тсрпингидрат с раствором натрия бромида, которого в соответствии с правилом Дерягина взял половинное количество по отношению к твердой фазе. Получен­ную пульпу смыл во флакон для отпуска. Дайте критическую оценку действиям студента.

7. При приготовлении суспензии с фенилсалицилатом студент отвесил его в ступку и измельчил с равным количеством желатозы и воды. Правильно ли он поступил?

8. При изготовлении суспензии с камфорой студент в качестве стаби­лизатора использовал желатозу, добавив ее в количестве 1/2 от массы Камфоры. Верно ли он поступил?

9. Студент готовит суспензию состава: терпингидрата 5,0 г, натрия гидрокарбоната 3,0 г, воды дистиллированной 100 мл массо-объемным методом. Дайте критическую оценку его действиям.

10. При приготовлении суспензии с 2,0 г кальция карбоната студент использовал для стабилизации 1,0 г желатозы. Правильно ли он поступил?

11. Студент готовит суспензию с серой состава: серы 3,0 г, воды дистилированной 120 мл, глицерина 10,0 г. В качестве стабилизатора серы использует глицерин. Дайте критическую оценку его действиям.

12. При приготовлении суспензии с ментолом студент в ступке измельчил ментол с равным количеством желатозы и «солевого» раствора и полученную пульпу смыл «солевым» раствором в отпускной флакон. Оце­ни действия студента.

13. Студент приготовил суспензию состава: сульфадимезина 3,0 г, воды дистиллированной 150 мл, после помещения во флакон для отпуска сульфадимезин всплыл в виде хлопьев на поверхности, а часть его в виде нерастворимых комков осела на дно флакона. В чем ошибка приготовле­ния?

14. Студент провел оценку качества суспензий по двум показателям:

I) отклонение в объеме; 2) однородность частиц твердой фазы. Пра­вильно ли он поступил?

15. При приготовлении суспензии с серой студент измельчил ее с половинным количеством солевого раствора (правило Дерягина) и добавил равное количество желатозы (вещество с резко выраженными гидрофобными свойствами). Правильно ли он поступил?

5.2. Самостоятельная работа студенток на занятии.

Задание 1. Приготовить по прописям, приведенным ниже, лекарствен­ные формы. 1. Возьми: Раствора натрия гидрокарбоната 2% - 100 мл

Магния окиси 2,0

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

2.Возьми: Раствора натрия бензо­ата 1 % - 180 мл

Висмута нитрата основного 2,0

Сиропа сахарного 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По I столовой ложке 3 раза в день.

3. Возьми: Крахмала 3,0

Димедрола 0,3

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Протирать кожу лица.

4. Возьми: Натрия хлорида 3,0

Фенилсалицилата 2,0

Воды дистиллированной 120 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

5. Возьми: Стрептоцида 4,0

Воды дистиллированной 100 мл

Сиропа сахарного 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 десертной ложке 3 раза в день.

6. Возьми: Цинка окиси 1,5

Гексаметилентетрамина 1,0

Воды дистиллированной 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Для обработки ног.

7. Возьми: Камфоры 2,0

Натрия бромида 1,5

Настойки ландыша 5 мл

Воды дистиллированной 120 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 2 столовые ложки 2—3 раза в день.

8. Возьми: Серы осажденной 1,5

Глицерина 10,0

Спирта этилового 70% 5 мл

Воды дистиллированной 50 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Для протирания лица.

9. Возьми: Натрия бензоата

Натрия гидрокарбоната поровну по 2,0

Нашатырно-анисовых капель 4 мл

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

10. Возьми: Раствора калия бромида 2% 200 мл

Настойки пустырника 4 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

11. Возьми: Ментола 1,0

Адонизида

Настойки пустырника по 10 мл

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

12. Возьми: Висмута нитрата основ­ного 2,0

Экстракта красавки 0,1

Воды дистиллированной 180 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

13. Возьми: Фенилсалицилата 2,0

Сиропа простого 10мл

Воды дистиллированной 90 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По I столовой ложке 3 раза в день.

14. Возьми: Настойки пустырник

Настойки валерианы поровну по 5 мл

Натрия бромида 1,0

Воды дистиллированной 90 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

15. Возьми: Свинца ацетата

Цинка сульфата по 0,25

Воды дистиллированной 180 мл

Смешай. Дан. Обозначь.

Для спринцевания мочеиспускательного канала.

Задание 2.Оценить качество приготовленных лекарственных форм и написать паспорт письменного контроля.

Задание 3. Упаковать, укупорить, оформить лекарственные формы к отпуску и сдать преподавателю.

Задание 4. Решить ситуационные задачи.

При решении ситуационных задач студент должен выявить отклонения от требований нормативных документов, показать пути устранения и меченных нарушений и дать оптимальный вариант приготовления.

I. Возьми: Фенилсалицилата 1,0

Сиропа сахарного 15 мл

Воды дистиллированной 120 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 2 раза в день.

Студент отвесил фенилсалицилата 1,0 г, поместил в ступку, добавил 0,5 сахарного сиропа, затем разбавил 120 мл воды и, в последнюю очередь, добавил остальное количество сахарного сиропа. Флакон оформил этикетками: «Внутреннее», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном защищенном от света месте».

Решение. Лекарственная форма приготовлена неудовлетворительно, студент не учел, что фенилсалицилат — труднопорошкуемое гидрофобное вещество с нерезко выраженными гидрофобными свойствами. Поэтому измельчение фенилсалицилата необходимо проводить с 10 каплями спирта, после чего добавляют 0,5 г желатозы и около 0,75 мл воды дистиллированной. После получения тонкой пульпы ее смывают во флакон для отпуска, добавляя остальную воду частями. Сахарный сироп отмеривают пипеткой во флакон для отпуска в последнюю очередь. Флакон для отпуска оранжевого стекла, поскольку фенилсалицилат и сироп сахарный светочувствительны.

2. Возьми: Натрия бромида 2,0

Магния сульфата 3,0

Воды дистиллированной 150 мл

Настойки пустырника 20 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент в отпускную склянку отмерил 10 мл концентрированного раствора натрия бромида (1:5), добавил дистиллированную воду 150 мл, в полученном растворе растворил 3,0 г магния сульфата и в последнюю очередь прибавил 20 мл настойки пустырника.

3. Возьми: Ментола 3,0

Настойки ландыша 5,0

Воды дистиллированной 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 3,0 г ментола, измельчил с 1.5 мл дистиллированной воды, смыл в склянку для отпуска, в последнюю очередь добавил 5 мл

настойки ландыша.

4. Возьми: Натрия бензоата

Терпингидрата по 2,0

Жидкого экстракта чабреца 10мл

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 2,0 г терпингидрата, измельчил с 2,0 г желатозы, добавил 2 мл дистиллированной воды, затем смыл в склянку для отпуска, прилил 20 мл раствора бензоата натрия 10% и жидкого экстракта чабреца 10 мл.

5. Возьми: Фенилсалнцилата 1,0

Настойки лапчатки 5,0 мл

Воды дистиллированной 90 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 2 раза в день.

Студент отвесил в ступку 1,0 г фенилсалицилата, измельчил, затем смыл в склянку для отпуска, добавив 90 мл воды, в последнюю очередь отмерил пипеткой 5 мл настойки лапчатки.

6. Возьми: Серы осажденной 2,5

Глицерина 10,0

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Смазывать пораженные места.

Студент отвесил 2,5 г серы, добавил 2,5 г желатозы и 2,5 мл воды, измельчил в ступке до получения пульпы, затем прибавил 10 мл глице­рина и смыл дистиллированной водой во флакон для отпуска.

7. Возьми: Натрия гидрокарбоната 1,5

Висмута нитрата основного 2,0

Экстракта красавки 0,1

Воды дистиллированной 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отмерил 120 мл дистиллированной воды в подставку, добавил .10 мл концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 1:20. В ступке измельчил 2,0 г висмута нитрата основного с 1 мл солевого раствора, смыл во флакон для отпуска и добавил 0,1 г густого экстракта красавки.

8. Возьми: Раствора натрия бромида 1% 100мл

Настойки пустырника 1.0мл

Кофеин-бензоата натрия 0,5

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил в подставку 0,5 г кофеина бензоата натрия, отмерил 95мл дистиллированной воды, добавил 5 мл концентрированного раство­ри матрпя бромида 1:5, 10 мл настойки пустырника. Затем все процедил во флакон для отпуска.

9. Возьми: Кальция хлорида 5,0

Натрия гидрокарбоната 2.0

Воды дистиллированной 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 5,0 г кальция хлорида и 2,0 г натрия гидрокарбоната п раствортл их последовательно в 100 мл дистиллированной воды. Готовую лекарственную форму процедил во флакон для отпуска.

10. Возьми: Натрия бензоата 3.0

Натрия гидрокарбоната 4,0

Воды дистиллированной 200 мл

Нашатырно-анисовых капель 5мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 десертной ложке 4 раза в день.

Студент отмерил 90 мл дистиллированной воды, добавил 30 мл концентрированного раствора бензоата натрия 1:10 и 80 мл концентрирован­ного раствора натрия гидрокарбоната 1:20, в последнюю очередь добавил 1 мм нашатырно-анисовых капель.

11. Возьми: Натрия бензоата 2,0

Сульфадимезина 3,0

Воды дистиллированной 100 мл

Смешай. Дам. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 3,0 г сульфадимезина, измельчил в ступке с 1,5 мл « солевого» раствора, который приготовил заранее, для чего 30 мл концентрированного раствора натрия бензоата 1:10 смешал в подставке 70 мл дистилированной воды. Затем смыл пульпу оставшимся раствором во флакон для отпуска.

12. Возьми: Кодеина фосфата 2,0

Натрия бромида 10,0

Воды дистиллированном 200 мл

Настойки валерианы 10мл

Смешан. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза к день.

Студент отмерил 50 мл 20 % раствора натрия бромида, 150 мл дистиллиронанной воды, отвесил 2,0 г кодеина фосфата и в последнюю очередь добавил 10 мл настойки валерианы. Полученную лекарственную формупрофильтровал во флакон для отпуска оранжевого стекла.

13. Возьми: Магния оксида 10,0

Натрия гидрокарбоната 1,0

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил 10,0 г магния окиси, добавил 1,0 г натрия гидрокар­боната, измельчил в ступке, затем смыл 200 мл дистиллированной воды , во флакон для отпуска.

14. Возьми: Серы осажденной 2,0

Глицерина 5,0

Спирта этилового 10 мл

Воды дистиллированной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

Втирать в кожу головы.

Студент отвесил 2,0 г серы, прибавил I мл глицерина, измельчил смесь в ступке, затем смыл пульпу 200 мл дистиллированной воды и в конце добавил 10мл 70% этанола.

15. Возьми: Камфоры 1,0

Натрия бромида 1,0

Настойки пустырника 5 мл

Воды дистиллированном 150 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Студент отвесил в подставку по 1,0 г камфоры и натрия бромида, отмерил 150 мл воды, перемешал и все перенес во флакон для отпуска. В последнюю очередь прибавил 5 мл настойки пустырника.

16. Возьми: Крахмала

Талька по 5,0

Цинка окиси 2,0

Воды дистиллированной 100мл

Глицерина 10,0

Смешай. Дай. Обозначь.

Для повязок.

Студент отвесил по 5,0 г крахмала и талька, 2,0 г цинка окиси, поме­стил в ступку, прибавил 10мл глицерина, тщательно смешал и затем смыл 100 мл воды во флакон для отпуска.

ЗАНЯТИЕ № 13.

Тема: Эмульсии.

Значимость изучаемой темы.

Эмульсии, как форма отпуска лекарств, предназначены для маски­ровки неприятных органолептическнх или раздражающих свойств неко­торых лекарственных веществ. Тонко диспергированные в среде внутренней или внешней фазы они, кроме того, приобретают большую биологическую доступность. Положительной стороной эмульсии также является возможность совмещения в одной лекарственной форме несмешивающихся жидкостей, что особенно важно для их точного дозирования и обеспечения возможности растворения веществ, относящихся к поляр­ным и неполярным группам.

Фармацевтические эмульсии кроме перорального применения стали широко использоваться для парентерального питания, как кровезамени­тели, в детских лекарствах.

По типу эмульсии часто вводят лекарственные вещества в другие лекарственные формы с высокопластичной средой — мази, линименты, суппозитории, пилюли. Поэтому изучение теории и технологии эмульсий имеет большое значение для практической деятельности провизора-тех­нолога.

Знания и умения, приобретаемые студентами по данной теме, будут использованы при последующем изучении тем аптечной и заводской тех­нологии лекарственных форм; в курсе фармацевтической химии — ана­лиз эмульсий и др.

2. Цель:уметь готовить масляные эмульсии с различными ингредиентами и оценивать их качество.

2.1. Целевые задачи:

3 н а т ь:

— теоретические основы эмульгирования;

— требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску эмульсий из аптек.

У м е т ь:

— подбирать эмульгатор в зависимости от физико-химических свойств входящих ингредиентов;

— рассчитывать количество воды, масла и эмульгатора;

— вводить лекарственные вещества с различными физико-химиче­скими свойствами в состав эмульсии;

— выбирать и обосновывать оптимальную технологию эмульсий;

— готовить эмульсии с последовательным выполнением основных технологических операций: отвешивание, отмеривание, растворение, смешивание, эмульгирование, процеживание;

— использовать средства малой механизации для приготовления эмульсий (миксер, микроизмельчитель тканей);

— оценивать качество эмульсий;

— упаковывать, укупоривать и оформлять лекарственную форму к

отпуску.

3. Вопросы, отражающие содержание занятия

3.1. Характеристика эмульсии как дисперсных систем и лекарствен­ных форм, их классификация.

3.2. Способы приписывания эмульсий.

3.3. Требования к эмульсиям.

3.4. Характеристика эмульгаторов, их классификация и механизм их действия.

3.5. Типы эмульсий и методы их определения.

3.6. Общие правила и способы приготовления эмульсий. Расчеты ко­личества воды, масла, эмульгатора.

3.7. Введение в эмульсии лекарственных веществ с различными фи­зико-химическими свойствами. Особенности введения фенилсалицилата,

бензонафтола, сульфаниламидов.

3.8. Аппаратура, применяемая для приготовления эмульсий.

3.9. Оценка качества эмульсин в соответствии с требованиями и другими нормативными документами.

3.10. Упаковка, оформление к отпуску и хранение эмульсий.

4. Самостоятельная внеаудиторная работа студента по подготовке

К занятию

4.1. Задания для подготовки к занятию.

Задание 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и в рекомендуемой ли­тературе.

Учебный материал

Эмульсии — официнальная лекарственная форма, представляющая собой дисперсные системы из двух взаимно нерастворимых или малорастворимых друг в друге жидкости. Это гетерогенные системы с размером частиц 0,1—50 мкм. Если дисперсной фазой является масло, а дисперси­онной средой вода, то эмульсии относятся к прямому типу (М/В); в эмульсиях обратного типа (В/М) — дисперсной фазой является вода, а дисперсионной средой масло.

Как дисперсным системам с развитой поверхностью раздела фаз, об­ладающим избытком свободной поверхностной энергии, эмульсиям свой­ственна термодинамическая неустойчивость. Поэтому получение стойких концентрированных эмульсий без участия ПАВ (эмульгаторов) невозможно. Эмульгаторы, понижая поверхностное натяжение, накапли­ваются на поверхности раздела, образуя адсорбционную пленку. Причем молекулы эмульгатора располагаются на границе раздела фаз не беспо­рядочно: полярной частью к водной фазе, а неполярной — к маслу. Тип образующейся эмульсии определяется свойствами эмульгатора. Если эмульгатор лучше растворяется в воде, чем в масле, то внешней фазой становится вода. В случае лучшей растворимости в масле — внешней фазой становится масло.

В качестве эмульгаторов используют анионные ПАВ (мыла), неионогенные (твин-80), некоторые гидрофильные природные вещества (желатоза, камеди, крахмал, пектин), полусинтетические (МЦ, Nа-КМЦ), синтетические (эмульгатор Т-2) и другие ПАВ и полимеры, разрешенные к медицинскому применению.

В случае необходимости в состав эмульсии вводят консерванты (нипагин, нипазол, сорбиновая кислота и др.), разрешенные к медицинскому применению.

Различают два типа эмульсий: масляные и семенные. В последних, получаемых из природного материала — маслосодержащих семян, — образованию эмульсий способствуют содержащиеся в них самих ПАВ. Это чаще всего соединения белковой природы.

Масляные эмульсии, в соответствии с указаниями ГФ XI, готовят на основе персикового, оливкового, подсолнечного, касторового, вазелинового, эфирных масел, рыбьего жира и бальзамов. Эмульсии независимо от концентрации приготовляют по массе. Приготовление масляных эмульсий складываются из следующих стадий:

- расчет количеств компонентов эмульсий;

- приготовление первичной эмульсии;

- разбавление первичной эмульсии и введение лекарственных ве­нт ги;

— процеживание эмульсин;

- введение галеновых и новогаленовых лекарственных средств;

— упаковка и оформление к отпуску;

— оценка качества эмульсий.

Масляные эмульсии

Наши рекомендации